Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: рынок ВИЭ будет оживать постепенно

Коммерческий директор группы EDS Владимир Супрун в колонке для «Энергореформы” рассказал о перспективах украинских ВИЭ-объектов после принятия закона 810-IХ, роли Energy Storages и модернизации сетей в их развитии, а также поделился опытом прохождения карантина и сохранения бизнеса.

– Недавно принят закон 810-IХ, который, среди прочего, предусматривает снижение “зеленых” тарифов. В большей степени он касается СЭС. Наблюдаете ли Вы изменение спроса или запроса клиентов на СЭС на фоне этих решений? Если да, то в чем эти изменения выражаются?

– Безусловно, рынок возобновляемой энергетики Украины сейчас переживает серьезную трансформацию. Но причина далеко не только в снижении “зеленого” тарифа. И даже больше – не столько в этом. На наш взгляд, основная причина стагнации на рынке – затянувшаяся неопределенность в регуляторном поле.

Именно поэтому большинство крупных международных инвесторов поставили на “паузу” строительство новых мощностей ВИЭ до принятия законопроекта №3658, ставшим законом 810-IХ от 21 июля 2020. В его основе лежит Меморандум между рядом профильных ассоциаций и Кабмином. В документе прописано много деталей, но все сводится к добровольному снижению ставки “зеленого” тарифа для действующих и новых объектов ВИЭ без пролонгации срока его действия.

Как инвестор, мы пошли на это снижение, тоже чувствуя свою ответственность за разблокировку отрасли. Да, закон подписан. Однако рынок имеет определенную инерционность, и не следует ожидать от инвесторов, которые без малого целый год стояли на “паузе”, немедленного всплеска бурной активности.

И будем откровенны – ситуацию сильно стопорит неопределенность с вопросом погашения немалой задолженности перед производителями ВИЭ, которая уже превысила 19 млрд. грн.

– Кризис в энергетике объясняют, в том числе, и неконтролируемым увеличением количества объектов ВИЭ. При этом балансировать их можно только ТЭС, о неэкологичности которых говорят много и на разных уровнях. Как найти баланс между коммерческой составляющей (доходы инвесторов ВИЭ и компаний, занимающихся монтажом и обслуживанием станций) и стабильностью энергосистемы?

– Мы считаем, что кризис в энергетической отрасли Украины возник не за один день и является следствием недальновидной политики, проводимой властями страны в течение нескольких лет. В 2009 г. широко известный “зеленый” тариф задумывался как средство стимулирования строительства мощностей возобновляемой энергетики – солнечных и ветровых электростанций – вместо “грязных” тепловых электростанций.

Инвесторы, в том числе и крупные транснациональные компании, пришли в Украину и начали активно строить объекты ВИЭ, которые, в свою очередь, создавали рабочие места и наполняли налогами местные бюджеты. За три-четыре года установленные мощности “зеленых” достигли значения в 7,5 ГВт. И вдруг “неожиданно” выяснилось, что все эти мощности нечем балансировать и во избежание коллапса в энергетике их необходимо не менее чем на треть обеспечить системами накопителей. При этом ни тогда – более 10 лет назад, ни сейчас ни одного законопроекта по системам накопления подано не было.

Конечно же, строительство объектов ВИЭ должно быть подкреплено системами для их балансировки. А делать это можно не только с помощью ТЭС, но и газопоршневыми установками, а также системами накопителей (storage). Отметим, что последний вариант – самый экологичный, хотя и довольно дорогой.

Строя и возобновляемые, и традиционные мощности, мы уверены, что “зеленая” энергетика – это будущее Украины. Во всем мире развивается производство именно экологически чистой электроэнергии. То есть возможны различные варианты – солнце, ветер, вода или водород, но вектор будет неизменным.

Считаем, что баланс между интересами инвесторов и стабильностью энергосистемы заключается именно в этом решении по системам накопления. Рынок давно ожидает от регулятора законодательных инициатив в этом вопросе как необходимого условия для развития отрасли возобновляемой энергетики. Это должна быть составленная экспертами “дорожная карта” строительства storage и понятные, прозрачные правила, единые для всех игроков рынка. Появится такая определенность – и ВИЭ станут полноценной, экологически чистой альтернативой традиционным источникам энергии.

– У вас на сайте указано, что занимаетесь только промышленными СЭС. Почему не работаете с домашними станциями, как в целом оцениваете роль этого сегмента в общей энергосистеме? Как считаете, за чем будущее: коммерческими СЭС или тотальной установкой небольших домашних станций?

– Мы внимательно следим за актуальными тенденциями отрасли, пытаясь действовать системно и диверсифицированно. Как показывает практика, фокусировка на чем-то одном в условиях современной украинской реальности – не совсем удачная идея.

Относительно СЭС – действительно, еще в прошлом году EDS был сфокусирован на строительстве именно промышленных СЭС. Нам за год удалось построить чуть менее 200 МВт. Причина в том, что компания в 2017 году зашла на рынок как инвестор именно с таким проектом солнечной электростанции на 2 МВт. Затем построили еще несколько крупных СЭС и решили совершенствоваться именно в этом направлении.

По домашним станциям. Домашние СЭС в Украине на сегодня составляют около 600 МВт суммарной установленной мощности, и это довольно внушительная цифра. Однако наша страна в развитии ВИЭ пошла несколько иным путем, чем, например, Германия, где домашние СЭС составляют “львиную долю” в генерации. Там для этого массового тренда есть две причины: во-первых, это выгодно, во-вторых, это экологично. Для того, чтобы у нас домохозяйства массово начали устанавливать СЭС на крышах или на земле, должна быть мотивация и гарантии стабильной оплаты. Пока, пожалуй, существующих стимулов недостаточно, и продолжающаяся в данной сфере неопределенность не добавляет оптимизма.

Что касается перспектив, мы видим их в строительстве объектов возобновляемой энергетики бизнесом и населением для собственных нужд – как малой генерации на крышах многоквартирных и частных домов, так и крупных электростанций с системами накопителей, которые смогут обеспечивать энергопотребление промышленных объектов. Для этого важна смена мышления: перестать измерять все деньгами и осознать важность “зеленой” энергетики с точки зрения экологии. Ведь в Европе ВИЭ рассматриваются именно с этого ракурса.

Кстати, на крыше собственной производственной базы под Днипром, которая сейчас расширяется, мы устанавливаем солнечные панели – для экологичности и экономии на потреблении электроэнергии.

Также не могу обойти вниманием большую и емкую тему модернизации украинских энергосетей, которая с каждым годом будет набирать обороты. Мы ждем принятия стимулирующих RAB-тарифов для операторов системы распределения, которые будут мотивировать их развивать новые мощности для снижения потерь в сетях и обеспечения стабильности поставок электроэнергии, а также подключения новых потребителей. Это, в свою очередь, даст импульс развитию украинской промышленности и экономики в целом.

– Какой проект считаете самым масштабным за время работы?

– На сегодня наш самый масштабный объект – строительство “с нуля” высоковольтной электрической подстанции (ПС) “Надеждино” напряжением 330/35 киловольт в Запорожской области. Эта подстанция поможет генерировать электроэнергию с будущей Запорожской ветровой электростанции мощностью 500 МВт. Для понимания масштабов: эта ПС способна покрыть половину суточной потребности в электроэнергии такого города, как Киев.

– Кстати, как ваша компания пережила карантин? Удалось ли избежать оптимизации численности? Какой вид деятельности приносит вам основную прибыль (строительство объектов ВИЭ, электрических сетей)?

– Несмотря на карантин и серьезную турбулентность на украинском рынке возобновляемой энергетики, нам удалось сохранить “костяк” персонала и остаться на рынке. Этого удалось достичь именно из-за диверсификации бизнеса. Если начинали мы с электроснабжения торговых сетей и промышленных объектов, то сейчас проектируем и строим объекты энергетики в широком смысле – от традиционных электрических подстанций до солнечных и ветровых электростанций.

Сейчас мы даже больше проектировщики и строители, нежели энергетики – всю строительно-монтажную часть работ, а это более 50%, в разработанных нами проектах мы выполняем собственными силами.

– Компания строит планы на краткосрочную перспективу, исходя из нестабильности рынка. Возможно, пришлось их пересмотреть, учитывая текущую ситуацию и с кризисом в энергетике, и с пандемией?

– Скажем так, мы и дальше делаем ставку на диверсификацию. Что планируем на ближайщие 3-5 лет? Безусловно, рассчитываем участвовать в программе модернизации украинских энергосетей и строить масштабные энергетические и инфраструктурные объекты. Кроме того, планируем выходить на международные рынки для строительства объектов энергетики в формате EPC-контрактов, а также строить мощности для производства высокотехнологичного оборудования и систем, среди которых силовые и измерительные трансформаторы, силовые шкафы и системы управления, заниматься собственным программным обеспечением для управления энергетическими системами и электрооборудованием. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version