На днях операторы польско-литовского проекта газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland-Lithuania), прокладывать который начали в январе 2020 г., с торжеством сообщили, что он построен уже на 40%. Более того, удалось сделать самое сложное – успешно протянуть нитку трубопровода под дном реки Неман.
Польша связывает с грядущим введением в строй GIPL создание собственной энергетической империи, которая, как надеются в Варшаве, установит контроль над энергетикой восточноевропейского региона, существенно потеснив “Газпром”. Большие надежды на GIPL возлагает и Литва. В амбициях новых игроков энергетического рынка разбирались “Известия”.
Самое трудное – позади
На днях стало известно об успешном завершении прокладки под дном реки Неман первой из двух ниток газопровода из Польши в Литву, предназначенного открыть Варшаве доступ к газовому рынку Прибалтики и Финляндии. “Самый сложный участок проекта завершен, и факт того, что 40% газопровода построено, вселяет в нас уверенность, что проект будет закончен вовремя”, – с торжеством заявил руководитель литовского госэнергохолдинга EPSO-G Роландас Зукас.
EPSO-G является практически единоличным владельцем Amber Grid – оператора литовской газотранспортной системы. По словам руководителя Amber Grid Немунаса Бикниуса, скоро начнется укладка второй нитки через Неман. “Одной нитки достаточно, чтобы начать поставки газа, однако вторая нужна для гарантии бесперебойных поставок”, – пояснил Бикниус. Литовская часть трубопровода прокладывается от Ширвинтского района до границы с Польшей в Лаздияйском районе. В этом году планируется построить 100 км газопровода от местечка Яуняй (Ширвинтский район) до города Алитус. В следующем году будут проложены остальные 65 км трубопровода.
Польша и Литва планируют завершить строительство GIPL к концу 2021-го. Общая протяженность газопровода составит 508 км. В Варшаве уже мечтают, как получат доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Там Польша намерена сбывать закупаемый ею сжиженный природный газ (СПГ) и голубое топливо, поступившее по будущему Балтийскому газопроводу (Baltic Pipe) из Норвегии. Планируется, что из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд. кубометров в год, а в обратном направлении – 1,9 млрд.
Общая стоимость газопровода составит, по нынешним оценкам, около 500 млн. евро. Инвестируют в строительство польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid, софинансирование в размере 266,4 млн. евро также осуществляется из европейских структурных фондов. И это неудивительно: в 2016 году польско-литовский трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа. Впрочем, и сами Польша с Литвой готовы серьезно вложиться в эту стройку. Так, ранее стало известно, что Amber Grid берет в Европейском инвестиционном банке на строительство GIPL кредит в размере до 65 млн. евро.
27 ноября 2014 г. в литовской Клайпеде появился газовый терминал Independence. 294-метровую плавучую коробку собрали по заказу Норвегии специально для Литвы в Южной Корее. Судно оборудовано четырьмя терминалами для СПГ, общая вместительность – 170 тыс. кубометров. Хранилище принадлежит компании Klaipedos naftа (“Клайпедская нефть”), 72% акций которой находятся в собственности государства. Сам проект обошелся стране в 87,24 млн. евро, но еще 429 млн. придется отдать за 10 лет аренды судна фирме Hoegh LNG. В Вильнюсе дату 27 ноября назвали одной из значительнейших в истории страны – чиновники уверяли, что терминал даст Литве “энергетическую независимость” от России.
Но вскоре выяснилось, что цена сырья российских “Новатэка” и “Газпрома” для литовских промышленных предприятий и потребителей периодически оказывается выгоднее стоимости европейского газа. “Здесь все логично: в Клайпеде стоит СПГ-терминал, мощность которого с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики. Поэтому в лишнем газе Литва не нуждается – ей бы найти рынки сбыта для собственных излишков. Но Польша, мягко говоря, не самый подходящий вариант. У нее с энергоснабжением тоже все в порядке: есть и трубопроводные поставки “Газпрома”, и СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который поляки собираются расширять. В перспективах строительство еще одной регазификационной установки. Даже если Варшава действительно откажется от продления ямальского контракта с Россией, поставки по альтернативным маршрутам полностью закроют ее потребности. Вопрос только в цене. Как бы то ни было, Литва с ее “заманчивыми” предложениями в эту схему не вписывается”, – пишет политолог Алексей Ильяшевич.
Тяжба с “Газпромом”
По мнению Ильяшевича, идея использовать GIPL для поставок литовской продукции в Беларусь и Украину вообще выглядит абсурдно. “Достаточно просто взглянуть на карту, чтобы оценить экономическую привлекательность маршрута. Голубое топливо пройдет сначала через литовских, затем через польских посредников. И те и другие не упустят возможность получить хорошую транзитную ренту. Какой ценник в итоге получат конечные потребители, страшно даже представить. Самое забавное, что через GIPL и польский коридор Беларусь может закачать… российский газ. Как известно, СПГ-терминал в Клайпеде активно закупает продукцию “Новатэка”, – отмечает политолог.
А вот планы Польши выглядят куда более реалистично. Минувшей весной польская госкомпания PGNiG (Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo) объявила о победе в арбитражном споре с “Газпромом”. Поляки затребовали возмещение “за завышенные контрактом цены” в размере $1,5 млрд. Речь идет о топливе, поступающем по транснациональному газопроводу “Ямал-Европа”, который проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. Ранее в PGNiG сообщили, что в действующем контракте формула цены привязана к стоимости нефти, но по решению арбитров она теперь “будет гораздо ближе к рыночным котировкам”. По новой цене поляки платят за российский газ с февраля и подали на компенсацию в $1,5 млрд. за якобы завышенные с 2015 года цены.
Потребление природного газа Польшей находится в пределах 15 млрд. кубометров ежегодно. Третья часть этого объема добывается польскими компаниями самостоятельно, остальное приходится на импорт. Именно “Газпром” в настоящее время является ключевым поставщиком. Отметим, что газ российская компания поставляет по контракту, подписанному в 1996 году и действующему до 2022 года. Он предусматривает поставку около 10 млрд. кубометров газа в год, минимальное годовое контрактное количество – 8,7 млрд. кубометров в год. “При этом в соответствии с условием договора “бери или плати” концерн PGNiG обязан оплачивать как минимум 8,7 млрд. кубометра газа в год, даже если не нуждается в таких объемах поставок”, – отмечается на сайте польской компании.
В то же время за каждой стороной сохранялось право потребовать пересмотра действующих цен, в случае если той или иной компании покажется, что они не соответствуют рыночным. В 2012 году Россия и Польша договорились о снижении цены на 10%. Однако спустя три года PGNiG подала на “Газпром” в Стокгольмский арбитражный суд: по мнению Варшавы, цена на газ “завышена и неадекватна” ситуации, сложившейся на энергетическом рынке Европы.
В июле 2018 года арбитраж вынес промежуточное решение – тогда “Газпром” сообщал, что суд согласился с его доводами, полностью отказав польской компании в изменении цены. Однако PGNiG таким результатом не удовлетворилась и потребовала пересмотра дела.
Экспансии дан старт
В конце июня 2020 г. стало известно, что компания “Газпром экспорт” выполнила решение Стокгольмского арбитража и перечислила PGNiG $1,5 млрд. “В то же время ПАО “Газпром” и ООО “Газпром экспорт” продолжают обжалование в установленном порядке этого решения арбитражного трибунала. Перечисление денежных средств не влечет ущерба для позиции ПАО “Газпром” и ООО “Газпром экспорт” в ходе обжалования”, – отметили в российской компании. В свою очередь, 1 июля Квечиньский написал в Twitter: “С удовлетворением информирую, что я получил подтверждение о поступлении средств от “Газпрома” на наш счет”.
Теперь в Варшаве заявляют, что продлевать долгосрочный контракт с “Газпромом” не собираются, а планируют получать топливо из альтернативных источников, в частности в виде СПГ по еще не построенному Балтийскому газопроводу из Норвегии через Данию. Президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe 30 апреля нынешнего года, а ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года.
Отказ от российского газа подается в Польше практически на уровне национальной идеи. В декабре 2019 г. Gazeta Polska вышла с заголовком на первой полосе: “Поляки не хотят российского газа”. Издание перепечатало результаты опроса, проведенного PGNiG, и взяло интервью у ее тогдашнего президента Петра Вожняка. “Поляки ожидают отказа от российского газа. Таков ответ 84% респондентов. Они ожидают развития сотрудничества с другими поставщиками. Через три года закончится “ямальский” контракт. После 2022 года мы будем полностью независимы от России”, – сказал президент PGNiG.
В Польском институте международных дел нешуточно радуются: “6,2 млрд. польских злотых ($1,5 млрд.) станут серьезным заработком для PGNiG”. Это так, ведь доход компании в прошлом году составил лишь 1,37 млрд. польских злотых ($329 млн.). “Данные ресурсы, как сообщили в компании, могут использовать как на приобретение новых нефтяных и газовых месторождений (очевидно, на норвежском континентальном шельфе), так и на развитие зеленой энергетики”, – отмечают польские аналитики.
Следует иметь в виду, что мощность Baltic Pipe, как предполагается, составит 10 млрд. кубометров в год. Поляки и сейчас получают газ из Норвегии – но не более полумиллиарда кубометров в год. Однако к 2022 году PGNiG намеревается нарастить добычу на норвежском шельфе до 2,5 млрд. кубометров. В 2019-2020 годах польская госкомпания приобрела доли еще нескольких норвежских месторождений, и теоретически добыча может увеличиться до 3 млрд. кубометров в год. Но все равно это более чем в три раза меньше планируемой мощности Балтийского газопровода.
Есть мнение, что PGNiG может докупать газ у других компаний, работающих на шельфе. Тем не менее, большая часть норвежского газа в любом случае законтрактована на многие годы вперед – и Польше придется переплачивать за поставки или проводить своп по обмену норвежского газа на российский. Однако выигрыш у “Газпрома” действительно может облегчить ситуацию с приобретением ресурсной базы. К слову, в этом году PGNiG начала обустраивать распределительную станцию сжиженного природного газа в литовской Клайпеде. Изначально литовцы мечтали сами сделать этот объект прибыльным, но с поставленной задачей не справились и передали его в аренду полякам, предложившим в ходе конкурса самые выгодные условия.
Примечательно, что всего через несколько дней после заключения договора с литовцами польская нефтегазовая компания подписала еще одно соглашение. “В течение семи лет она поставит более 150 тыс. т сжиженного природного газа польской же фирме DUON Dystrybucja, которая занимается распределением топлива через собственную инфраструктуру. Доставлять продукцию PGNiG будет с СПГ-терминала в Свиноуйсьце и малотоннажных СПГ-заводов, которые находятся в ее управлении. С 1 апреля 2020 года добавился еще один источник – станция приема и перевалки СПГ в литовской Клайпеде”, – отмечает Алексей Ильяшевич. Излишки получаемого из Норвегии голубого топлива поляки намерены продавать той же Литве.
Другими словами, Польша претендует на роль нового газового хаба в Восточной Европе. Именно для этого страна расширяет СПГ-терминал в Свиноуйсьце (с 5 млрд. кубометров до 7,5 млрд. кубометров в год) и намерена получать норвежский газ по трубопроводу Baltic Pipe. (Известия/Энергетика Украины и мира)