Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: энергокомпании и налоговое планирование – советы от международной юридической фирмы Dentons

Партнер МЮФ Dentons Максим Сысоев и налоговый советник фирмы Валерия Тарасенко в статье для «Энергореформы” дали несколько советов относительно налогового планирования в части действия закона №466-IХ об изменениях в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию администрирования налогов.

Компании, реализующие проекты в сфере энергетики, как и компании во многих других индустриях, формировали структуру собственности операционных компаний в Украине через иностранные холдинговые компании с целью оптимизации налогообложения в Украине. Данная практика была характерна как для проектов в сектора возобновляемой энергетики, так и нефтегазовых проектов. Подобное структурирование было достаточно эффективное и работало много лет.

Однако, ситуация кардинально изменилась в свете принятия Закона от 16.01.2020 г. №466-IХ “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве” (далее – “Закон 466-IX”). Что же таким энергетическим компаниям следует учесть при налоговом планировании в будущем? Данная статья направлена на то, чтобы сориентировать такие компании в отношении того, на что стоит обратить внимание при применении Закона 466-IX.

На что направлен закон?

Компании в таких юрисдикциях как Панама, Белиз, Сейшелы, Барбадос, Гернси, БВО использовать напрямую с Украиной уже давно не выгодно. Поэтому многие бизнесы строили целые цепочки компаний за рубежом, используя сначала компанию в европейской юрисдикции, например, на Кипре, в Австрии, на Мальте, с которыми Украина имеет выгодные конвенции об устранении двойного налогообложения, а потом уже по цепочке – оффшорную компанию. Также есть бизнесы, которые просто использовали низко налогооблагаемые компании или инструменты в странах ЕС.

Закон 466-IX ввел ряд механизмов, которые позволяют облагать налогом нераспределенную прибыль иностранных компаний в Украине, а также разрешают налоговым органам Украины отказать в применении налоговой льготы по конвенции об устранении двойного налогообложения, если основная цель такой структуры – это получение налоговой льготы.

Поэтому можно выделить 2 основные цели Закона 466-IX:

1) сделать экономически бессмысленным и рискованным перетекание доходов, заработанных в Украине в низко налогооблагаемые юрисдикции или низко налогооблагаемые гибридные структуры за рубежом;

2) облагать налогом в Украине доходы резидентов, полученные, прямо или опосредовано, такими резидентами за рубежом. Даже если такие иностранные доходы получены на иностранные компании, которые контролируются резидентами Украины.

На самом деле, украинский законодатель, приняв закон о контролированных иностранных компаниях (КИК), не придумал велосипед. Аналогичные требования и правила о налогообложении КИК существуют во многих странах, особенно на западе. Таким образом, государство старается защитить свои финансы.

Чем Закон 466 грозит компаниям с украинскими корнями, зарегистрированным за рубежом?

КИК признается любое иностранное юридическое лицо или любые партнерства, трасты, фонды, фундации и другие образования без статуса юридического лица, которыми владеют или которые контролируются резидентами Украины. При этом владение или контроль может осуществляться не только напрямую, но через цепочку промежуточных компаний или образований.

Основные требования – это подача отчетности и налогообложение прибыли КИК.

Физические лица – резиденты Украины, которые имеют КИК, обязаны подавать первый отчет о КИК одновременно с подачей годовой декларации об имущественном состоянии и доходах до 1 мая 2022 г., а юридические лица – резиденты Украины, – подают отчет о КИК вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий за 2021 год. К отчету о КИК обязательно прилагаются копии финансовой отчетности КИК, подтверждающие размер прибыли КИК или отсутствие такой прибыли за отчетный (налоговый) период. При этом финансовая отчетность подается за каждую КИК, если даже это спящие компании, которые не имеют активов и не получают денежные средства. В зависимости от юрисдикции и компании подготовка такой отчетности будет стоить от $1000.

Также фактический собственник КИК должен уведомлять налоговый орган Украины о каждом прямом или опосредованном приобретении/отчуждении КИК (или доли в КИК) в течение 60 дней.

Какие ставки налога?

Нераспределенная прибыль КИК подлежит налогообложению в Украине таким образом:

– по ставке 18% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 1,5% военного сбора, если КИК контролируется физическим лицом – резидентом Украины;

– по ставке 18% налога на прибыль, если КИК контролируется юридическим лицом – резидентом Украины.

Если прибыль КИК была распределена физическому лицу в виде дивидендов, то такие дивиденды подлежат налогообложению в Украине по ставке 9% НДФЛ и 1,5%, а прибыль КИК не подлежит повторному налогообложению в Украине. Таким образом, с налоговой точки зрения акционеру КИК дешевле распределить себе дивиденды.

Если КИК уплатил налог в стране регистрации, то такой налог зачитывается в счет налога в Украине. Например, если КИК, зарегистрированный на Кипре, уплатил со своей прибыли в стране регистрации 12,5% налога, эти 12,5% будут зачтены в Украине: 18% минус 12,5% = 5,5%. Таким образом, он будет обязан доплатить в Украине только разницу 5,5% с заработанной прибыли. Если, например, налог КИК составил 21%, то доплачивать в Украине будет ничего не нужно.

Однако такой зачет разрешен только, если между Украиной и страной регистрации КИК есть действующий договор об устранении двойного налогообложения. Например, с оффшорными юрисдикциями у Украины таких договоров нет, а со странами ЕС, США, Канадой – есть.

Когда прибыль КИК не подлежит налогообложению?

Закон предусматривает ряд случаев, когда КИК освобождается от налога в Украине:

– Если совокупный доход всех КИК не превышает 2 млн. евро в год;

– КИК является благотворительным фондом, который не распределяет доходы своим участникам/основателям;

– КИК является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на признанной фондовой бирже (компания осуществила IPO);

– КИК зарегистрирован в стране, с которой Украина имеет договор об устранении двойного налогообложения и КИК платит налог в стране регистрации по ставке не менее 13%.

Отдельно хотели обратить внимание, что в этих случаях налог в Украине не возникает, однако отчетность по КИК подавать обязательно.

Что если у меня есть КИК и я его не декларирую и не плачу налоги?

К сожалению, закон установил очень высокие штрафы.

Например, за несообщение о приобретении, отчуждении, ликвидации и т. п. доли/контроля в КИК штраф в 2020 г. составил бы 1416900 грн., а за неподачу отчетности о КИК составит 3% от дохода КИК.

Законом установлен переходной период на 2022 г. и 2023 г., на протяжении этих лет штрафы за нарушения, связанные с КИК взиматься не будут.

Как налоговые органы Украины узнают о существовании компании, LLP, trust, foundation и т. п. в Европе или другой стране мира?

Украина в процессе имплементации системы автоматического обмена финансовой и налоговой информацией (Common Reporting Standards) между налоговыми органами Украины и иностранных государств, которые также имплементировали эти стандарты. Таким образом, налоговые органы Украины будут автоматически получать информацию о счетах за рубежом, которые контролируются украинскими бенефициарами, а если у них будут дополнительные вопросы, то они отдельно будут направлять запросы с просьбой предоставить связанную информацию в т.ч. и о КИК.

Кроме того, все чаще мы видим запросы налоговых органов на Кипр, Австрию, Нидерланды, Швейцарию, связанную с предоставлением информации о зарегистрированных там компаниях и их деятельности, если доходы выплачиваются из Украины и применяется пониженная ставка налога по конвенции об устранении двойного налогообложения.

Что же теперь делать?

На самом деле не все так страшно, как многие об этом пишут. КИК существует в мире уже давно и все работает. Существуют страны, в которых правила КИК намного суровей, чем в Украине.

Если говорить о том, что нужно делать уже сейчас, мы бы посоветовали очертить следующий план действий:

– Понять, есть ли КИК, сколько их, где важные и реальные компании, а где просто исторически висящие и ненужные компании;

– Посчитать, как такие существующие структуры повлияют на налогообложение группы, на увеличение/снижение налоговой нагрузки и ответственность собственников в Украине;

– Разработать новую модель группы, которая бы учитывала новые требования закона, но оставалась эффективной для бизнеса и позволяла уменьшить налоговое бремя;

– Реструктуризировать группу: ликвидировать ненужные КИК, важные компании – переместить в другие юрисдикции, объединить/разъединить функционал и т.п. Не исключаю, что многие перестанут быть резидентами Украины, особенно если собственник и так большую часть времени проводит за рубежом.

Например, есть группа компаний, которые структурированы следующим образом: есть 3 физических лица-резидента Украины, которым принадлежит бизнес в следующих пропорциях 40/30/30. Их основная операционная Компания А (Украина) (налог на прибыль 18%), Компания B (Белиз) – холдинг и получатель пассивных доходов и учредитель (налог на прибыль не платит) и Компании D (Кипр) – сервисные контракты с крупными клиентами и субконтракт на услуги от Компании А (платит 12,5% налога на полученную прибыль) и Компании E (Кипр) – компания, которая владеет всеми IP правами и получает только роялти (эффективная ставка на роялти 2,5%). После вступления КИК в силу, нераспределенная прибыль Компании В, Компании D и Компании Е будут подлежать налогообложению в Украине по ставке 18%. Соответственно, такая структура становиться дорогой и допускает значительные налоговые потери.

Если осуществить реструктуризацию, например, ликвидировать Компанию B (Белиз), объединить функции Компаний D и Компании E на одну Компанию (Кипр), то эффективную ставку налога на прибыль можно снизить до 10%. При этом расходы на содержание и подготовку отчета по КИК сократятся до одной операционной компании на Кипре.

Почему важна реструктуризация?

Нужно учитывать, что процесс реструктуризации не быстрый, занимает много времени и потребует определенный ресурс. В идеальных условиях реструктуризация небольшой группы (2-4 компании и в 2 или 3 юрисдикциях) займет 3 месяца, на практике – 6-7 месяцев. Если группа большая (5 и больше компаний), то 1 год – это минимум, а то и существенно больше (выбрать советника, который сможет спланировать и осуществить такую реструктуризацию, согласовать со всеми собственниками, учесть интерес и пожелания всех, разработать и согласовать новую структуру, создание новых компаний и открытие банковских счетов, перевод контрактов и т.п.).

Если будет принято решение о создании основной операционной компании в какой-либо юрисдикции, то процесс перевода всех клиентских баз и контрактов с поставщиками также займет 1-2 месяца. Нужно также помнить, что процесс открытия банковского счета для новой компании и KYC также долгий и может занимать от 2 до 6 месяцев. А без счета операционная компания работать не сможет. Также, если компания работает в странах ЕС, есть вариант осуществить “редомициляцию”. Компания остается, как она была, но меняет место своей регистрации и “переезжает” в другую страну. В этом случае не нужно ничего ликвидировать и создавать новое, не нужно прекращать и перезаключать действующие контракты и открывать банковский счет. Но процесс “редомициляции” довольно сложный, занимает от 5 месяцев и обойдется собственникам минимум в 100 тыс. дол. США.

Также очень важно помнить, что последние изменения в Налоговый кодекс фактически предусматривают налоговую амнистию капиталов и активов за рубежом, которые через КИК принадлежат украинским собственникам. Деньги и любое имущество, полученное украинским собственником в следствие ликвидации КИК, будет полностью освобождаться от налога на доходы физических лиц в Украине, если ликвидация КИК завершена до 31.01.2021 г. Например, если у резидента Украины есть компания на Кипре, БВО, Швейцарии или другой юрисдикции, на которую открыт банковский счет с деньгами, зарегистрирована недвижимость за рубежом, ценные бумаги и/или другие ценные активы, то ликвидация такой компании дает возможность законно получить деньги, недвижимость и ценные активы на себя, при этом заплатив 0% налога. Если такая ситуация актуальна и собственник хотел бы воспользоваться налоговой амнистией, то ликвидацию КИК нужно начинать как можно быстрее. Процесс ликвидации независимо от юрисдикции занимает много времени – от 2 месяцев и больше.

Хотя бизнес настаивал на переносе правил КИК на 2021 год, парламент не поддержал перенос при рассмотрении законопроекта в июле 2020 г. Соответственно, до вступления правил КИК в силу остается чуть больше 3 месяцев.

Еще немного о важном, что затрагивает энергокомпании?

В сфере энергетики в ближайшее время ожидаются операции покупки, продажи или слияний различных игроков. В частности, как украинские, таки и иностранные инвесторы рассматривают приобретение введенных в эксплуатацию солнечных электростанций, а также ветроэлектростанций. Кроме этого, в связи с текущей конъюнктурой цен на газ, есть большая вероятность, что украинские компании начнут рассматривать опции избавления от нефтегазовых или привлечения инвесторов для реализации соответствующих проектов.

Во многих случаях, особенно в сфере возобновляемой энергетики, основные активы компаний энергосектора состоят из недвижимости. А согласно налоговым изменениям, которые вступили в силу 01.07.2020 г. прибыль, полученная от прямой или опосредованной продажи акций или корпоративных прав в украинских операционных компаниях, стоимость которых на 50% и более происходит за счет стоимости недвижимости (собственной и арендованной), которая находится в Украине, подлежит налогообложению в Украине по ставке 15%. Стоимость недвижимости определяется по балансовой (остаточной) стоимости и сравнивается со стоимостью других активов. Учитывая, что большинство компаний возобновляемой энергетики регистрировали и учитывают инсталлированное оборудование как недвижимость, то стоимость таких компаний будет на 90% образовываться за счет недвижимости.

Например, КипрКо1 владеет 100% акциями КипрКо2, которая владеет 50-100% долями в операционных компаниях в Украине: УкрКо1, УкрКо2, УкрКо3. УкрКо1 и УкрКо2 – компании, которые владеют солнечными электростанциями, а УкрКо3 – ветроэлектростанцией. Для всех компаний установлен “зеленый” тариф, и они по этому тарифу продают произведенное электричество Государственному предприятию “Гарантированный покупатель”. КипрКо2 – обычная холдинговая компания без операционной деятельности с номинальным директором и секретарской обслуживающей компанией.

КипрКо1 продает 100% акций КипрКо2 покупателю-нерезиденту АвстрияКо1 с целью опосредованно продать операционные компании в Украине за 10 млн. евро. При этом уставной капитал КипрКо1 составляет 30 тыс. евро и за эту сумму были приобретены доли в УкрКо1, УкрКо2 и УкрКо3 в процессе консолидации компаний и создания единого холдинга на Кипре.

Таким образом, прибыль КипрКо2 от опосредованной продажи украинских компаний будет составлять 9 млн. 770 тыс. евро. А поскольку, активы УкрКо1, УкрКо2 и УкрКо3 согласно балансовой стоимости преимущественно состоят из недвижимости, то согласно налоговым изменениям эти 9 млн. 770 тыс. евро будут подлежать налогообложению в Украине по ставке 15%, что равно 1 млн. 465 тыс. евро. При этом, лицом, ответственным за налогообложение и удержание этих 15%, является покупатель-нерезидент. А покупатель, однозначно, захочет задекларировать прибыль и удержать налог, чтобы подтвердить свои фактические расходы на покупку украинских активов.

Соответственно, если полностью или частично планируется продажа энергокомпаний, то вопросом налогообложения такой продажи нужно заниматься уже сейчас и, где будет возможным сделать реорганизацию, реструктуризацию, переоценку и/или переквалификацию активов. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version