В сентябре в Верховной Раде зарегистрировали два законопроекта, предлагающих изменить ставки налогов на нефтепродукты. Первый предлагает поднять налог на сжиженный газ с 52 до 139,5 евро за 1 тыс. л, второй – установить акциз на сжиженный газ и бензин на уровне дизельного топлива или 139,5 евро. Кому и зачем это нужно?
Возмутители спокойствия – Укртатнафта и Нафтогаз Украины. Обе компании – акционеры Кременчугского НПЗ, вторая также владеет Шебелинским ГПЗ. Эти два завода – все, что осталось от семи заводов суммарной проектной мощностью свыше 50 млн. т в год. Ожидается, что в этом году переработка вырастет и составит 3,5 млн. т. Основное препятствие на пути роста – невостребованность на внутреннем рынке бензина.
Каждая тонна нефти дает при переработке около 33% бензина, столько же дизтоплива и порядка 4% сжиженного нефтяного газа (он же автогаз, или LPG). Но если дизтопливо и сжиженный газ, как говорится, отрывают с руками, то с бензином все иначе: потребление за 12 лет упало в 2,7 раза и продолжает снижаться. Место бензина на рынке занимает более дешевый автогаз и в меньшей мере – дизтопливо.
Другими словами, паттерн потребления топлив в Украине очень далек от структуры их производства. Путем коррекции налоговых ставок НПЗ хотят вернуть популярность бензину. В противном случае, говорят заводы, придется сокращать, а в недалекой перспективе и прекращать переработку нефти в стране, поскольку девать бензин просто некуда.
В Украине на сжиженный газ приходится 33% всех моторных топлив. Согласно данным Мировой ассоциации сжиженного газа, в странах с большим потреблением автогаза (Корея, Турция, Россия, Польша, Италия) доля автогаза в топливном миксе не превышает 12%. Почему же топливный портрет так перекосился?
Взрыв популярности LPG произошел в 2014-2015 гг. Резко обедневшее население обратило внимание на автогаз, который раньше был дешевле бензина вполовину, а теперь стал дешевле втрое. Секрет этого фокуса – в стремительном развитии сети нелегальных заправок, бочек, появившихся буквально под каждым забором (поэтому их еще называют подзаборниками). Мораторий на проверки бизнеса и паралич власти позволили не только открывать заправки без разрешений, но и торговать газом без уплаты налогов. Так и удалось предложить людям сказочно дешевое топливо. В 2014 и 2015 годах рынок газа рос на 30% ежегодно. Параллельно падало потребление бензина.
К 2020 году победить теневых продавцов – основных драйверов низких цен на автогаз – до конца не удалось. Между тем легальные сети лишились и продаж бензина, и продаж газа, поскольку конкурировать с “тенью” невозможно. Как компенсировать потерю объемов и удержать бизнес? Правильно, увеличенной наценкой. Но в итоге ценовой разрыв между бензином и автогазом еще больше увеличился, что снова придало импульс продажам газа. Замкнутый круг.
К чему приведет изменение акцизов при нынешнем курсе? Для сжиженного газа повышение ставки до 139 евро означает удорожания в закупке на 3,45 грн./л. Снижение до 139,5 евро акциза на бензин приведет к его удешевлению на 2,9 грн./л. Если наложить эту динамику на средние цены в 2020 г., то выйдет газ по 14,51 грн. против бензина по 21,16 грн.
Экономику сжиженного газа реформа убить не обещает – владельцы машин с ГБО по-прежнему будут платить меньше, чем при заправке бензином. Другое дело, что нового ГБО, а с ним и новых объемов газа, ждать не приходится. Пробег среднего автомобиля с расходом 10 л бензина на 100 км, необходимый для “отбивки” среднего ГБО за 400 евро, вырастет с 13,5 тыс. км до около 29,5 тыс. км. Иными словами, газ останется рентабельным для тех, кто ездит много. Собственно, это правило работало и до 2014 года, когда рынок рос на 6?8% ежегодно.
Однако не только сжиженный газ “откусил” долю бензина на рынке. Заполонившие страну “евробляхи”, да и немалая часть машин, выезжающих из автосалонов, предпочитают дизель. Эту ситуацию также хотели бы поправить инициаторы “акцизных” изменений. Расчеты “Консалтинговой группы А-95” показывают, что в случае унификации акцизов, бензин на колонке может стать на 2,4 грн. дешевле дизтоплива. И если у коммерческого транспорта выбора топлива особо нет, то частники явно задумаются, что выбрать – бензин или ДТ? Поэтому унификация акцизов позволит переработчикам убить сразу двух зайцев.
Но в “акцизном” треугольнике есть не только интересы нефтепереработчиков. Предложенная унификация – радикальный шаг. Такой практики нет ни в одной стране Европы, где акциз на газ в среднем составляет 25% от ставки на бензин. С другой стороны, больше нигде нет таких проблем с нелегальным рынком и, как следствие, такой диспропорции в потреблении топлив. Даже в странах с нулевым (как Бельгия) или минимальным (7 евро или 1,5% от ставки бензина – в Хорватии) акцизом на автогаз его потребление остается мизерным.
Сближение ставок акцизов назревало давно и его необходимо провести. В 2014-2015 гг. сжиженный газ многим потребителям помог пережить кризис, да и LPG все равно присутствует в топливной корзине многих стран. Наши расчеты показывают, что оптимальный вариант сближения акцизов – когда акциз на автогаз составлял бы не менее 65% от акциза на бензин. Эффект останется тот же: потребители бензина получат облегчение, а машины с ГБО продолжат экономить. При этом в зависимости от выбранных ставок, бюджет получит дополнительно 4?5 млрд. грн. Варианты для оптимального решения есть, остается пожелать удачи законодателям. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, НВ Бизнес/Энергетика Украины и мира)