Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: привлечение инвестиций в газодобычу – что пошло не так?

Кто виноват в том, что соглашения с инвесторами 9 нефтегазовых участков площадью почти как Закарпатская область, до сих пор не подписаны и что с этим делать.

Иногда кажется, что откладывать решение конкретного дела на последний момент – это национальный вид спорта в Украине.

К сожалению, долгожданное и анонсированное привлечение в Украину не менее $450 млн. в газодобычу благодаря заключению соглашений о разделе продукции (СРП) постигла именно такая участь.

На сегодня ни один из инвесторов, победивших в конкурсах на 9 перспективных нефтегазовых участков общей площадью более 11 000 кв. км (равна примерно 14 площадям Киева или площади Закарпатской области), не может похвастаться согласованным текстом соглашения.

Попробуем разобраться, почему так случилось и еще шанс за несколько недель завершить то, на что уже потрачено более года.

По моему мнению, справедливые обвинения в нерезультативности переговорного процесса, звучат и в адрес Межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции (“Комиссия”), и в сторону инвесторов.

Однако, как говорится, дьявол кроется в деталях.

Оправдана ли критика деятельности Комиссии

Я считаю, что оправдана. Впрочем, в отличие от других критиков, которые останавливаются на констатации этого факта, отмечу как член этой Комиссии на нескольких реальных проблемах, с которыми столкнулся лично.

Недостаток мотивации и стремление достичь максимального результата.

Что представляет собой Комиссия? Это группа людей, сформированная в основном из представителей органов исполнительной власти, кроме которых в ее состав также входят несколько народных депутатов.

Для многих участников работа в Комиссии бременем, что только перегружает и без того насыщенный график. Поскольку никакого вознаграждения члены Комиссии за свою работу не получают, возникает логичный вопрос: что мотивирует их выполнять обязанности эффективно и с нацеленностью на результат?

Несмотря на то, что деятельность в рамках СРП по своей сути является примером государственно-частного партнерства, мы вынуждены констатировать, что Комиссия как один из участников этого процесса (как по мне, в силу объективных обстоятельств) является демотивированной и абсолютно равнодушной к тому, сколько сделок в конце концов будет подписано – одна или все.

Страх ответственности.

Кроме того, что членство в Комиссии является дополнительным бременем, это еще и дополнительная ответственность для каждого ее участника.

Учитывая, что большинство членов являются государственными служащими со стажем, они прекрасно понимают все опасности государственной службы, коротко можно охарактеризовать выражению одного из коллег “комиссия пройдет, прокуратура придет”.

Очевидным следствием этого является желание предоставить всем инвесторам равные условия, несмотря на уникальность ситуации каждого из них.

Мотивацию отдельных членов Комиссии по толерантности такого подхода оправдать очень просто: любое различие условий придется впоследствии объяснять представителям правоохранительных органов.

Откровенное игнорирование особенностей каждого инвестора и принятия решений, которые распространяются на всех инвесторов.

Бизнес-логика подсказывает, что поскольку у каждого инвестора свои условия, объемы и другие параметры инвестиций, которые определены по результатам проведенных государством конкурсов, с каждым из них нужно договариваться отдельно, обеспечив при этом баланс интересов сторон.

Но поскольку существуют две проблемы, описанные выше, Комиссия решает иначе: предложить всем единственный рецепт успеха.

В результате несколько месяцев приходилось созерцать такую картину: Комиссия принимает позицию, она нравится инвесторам А и Б, однако с ней категорически не согласен инвестор В и предлагает свои изменения. Комиссия рассматривает изменения и меняет свое предыдущее решение; инвестор В счастлив, а инвесторы А и Б присылают свои письма несогласия с принятым решением. Как говорится, наша песня хороша, начинай сначала.

Что ж, кажется, преступление раскрыто и виновного найдено. Именно к такому выводу может прийти скорый на приговоры читатель – и забыть о проблеме, имея по ней вполне сложившиеся представления. Впрочем, убеждение, что во всех проблемах виновата Комиссия, является поверхностным.

Что не так с инвесторами?

Достаточно часто образ любого инвестора основывается на представлениях о священную корову, на которую можно только с восторгом смотреть и ни в коем случае не занимать.

Однако реальность, как это часто бывает с мифологизированными представлениям, существенно, а порой и кардинально отличается от них.

Нежелание начать переговоры с компромиссным позиций.

Имея достаточно времени, чтобы критически оценить первые проекты своих сделок и попробовать самим предложить компромиссные редакции, некоторые инвесторы приняли сознательное решение требовать абсолютно все. Нет, даже больше.

Осведомлен в юридических тонкостях корпоративных переговоров читатель скажет, что это классическая практика на ранних стадиях переговорного процесса. Наверное, так, однако позволю себе заметить, что в нашем случае эта тактика стоила инвесторам несколько месяцев зря потерянного времени.

Справедливости ради отмечу, что реакция Комиссии на первые проекты СРП также была далека от идеальной.

Вместо того чтобы самим попытаться найти точки соприкосновения, большинство тогдашних членов Комиссии по ряду важных вопросов отстаивали позиции, которые со всей очевидностью не устраивали бы ни вменяемого инвестора.

Впоследствии этот тезис был подтвержден и Комиссия была вынуждена изменить ряд своих предыдущих решений, правда, также ценой потери нескольких месяцев времени.

Вера в то, что государство является слабой стороной в переговорном процессе.

Понимая, что становление институтов в Украине происходит медленно, а сами институты еще довольно слабыми, некоторые инвесторы категорически не восприняли аргументированных отказов в удовлетворении их требований.

Как следствие – мы стали свидетелями многочисленных писем в адрес высшего руководства государства и публикаций в СМИ, обвинявших Комиссию в отсутствии инвестор-ориентированного подхода и намерении помешать инвесторам инвестировать в газодобычу в Украине сотни миллионов долларов.

Оказывается, что гораздо легче обвинить Комиссию в саботаже переговоров и подрыве энергетической независимости Украины или же просто ожидать приближения дедлайна с надеждой, что члены Комиссии, потерпев общего осуждения за якобы срыв процесса, согласятся на все условия инвесторов, чем пересмотреть свои аппетиты и услышать аргументы государства.

Коронакризис.

Несмотря на то, что коронакризис является объективной причиной, которая стала общей бедой для всех участников процесса, она сильнее повлияла именно на поведение инвесторов.

Последние переоценили запланированные инвестиции с учетом новой (временной?) Реальности и заняли еще более жесткие переговорные позиции.

Некоторые инвесторы даже отказались от проектов досрочно и или официально вышли из процесса (“Укрнефтебурение”), или практически потеряли интерес к дальнейшим переговорам.

“Все пропало” или шансы на успех еще все-таки есть?

Как по мне, то для Украины сейчас наступает время “икс” для развития собственной газодобычи. Несмотря на весь прогресс рынка природного газа, объем добычи украинского газа в 2019 г. почти аналогичный добычи в 2014 г.

Для того, чтобы покрыть дефицит потребления природного газа, Украина ежегодно импортирует более 10 млрд. кубометров этого ресурса, создает как минимум две проблемы: углубляет торговый дефицит Украины и тормозит рост национального ВВП (согласно исследованию, в среднем каждый рубль, что инвестирована в газодобычу, дополнительные 1,49 грн. в других отраслях экономики).

С точки зрения политика убежден, что именно УРП сейчас может стать тем инструментом, который обеспечит прорыв Украины в развитии собственной газодобычи.

Тем более, что подписание соглашений находится на расстоянии вытянутой руки: Комиссия должна понять, что каждый инвестор является важным, и только максимальный результат будет расценен как успех; члены Комиссии перестанут бояться ответственности и найдут идеальный компромисс интересов инвестора и государства в каждой сделке; каждый инвестор критически оценит список открытых вопросов и поймет, что продолжать дискуссии по части из них – это пустая трата времени и предложена государством позиция уже является компромиссной.

Жаль, что это все нужно сделать за следующие несколько недель, однако шанс на успех еще есть. (Андрей Жупанин, народный депутат Украины, член Межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version