“Укрэнерго” повышает тариф, чтобы покрыть расходы на “зеленую” энергетику. В результате растут цены на товары и услуги, а платят за это потребители.
Украина оказалась на пороге очередного подорожания электроэнергии, которое, безусловно, ляжет тяжелым бременем на плечи всего народа.
Этот шаг государство делает в угоду бизнес-структурам, которым еще в 2009 г. создала комфортные условия для ведения “зеленого” бизнеса.
Как известно, в Украине один из самых высоких тарифов в Европе в “зеленую” энергетику.
Производство электроэнергии из альтернативных источников за восемь месяцев 2020 г. составило 7765,2 млн. кВт-ч, что на 4238,6 млн. кВт-ч или на 120,2% больше, чем за соответствующий период 2019 г. За эти объемы “зеленой” электроэнергии мы должны заплатить по бешеным “красным” ценникам.
В стране наметилась тенденция динамичного роста тарифа, что систематически инициирует НЭК “Укрэнерго”. Так, с конца 2019 он вырос с 11 коп. до 24 коп. за кВт-ч. Власти хотят повысить эту цену до 31 коп., а впоследствии – до 60 коп. (без НДС).
Вся страна работает, чтобы заплатить владельцам солнечных панелей и ветровых генераторов. Страна понимает, что наибольшую выгоду от повышения тарифов получат энергетические корпорации, владеющие крупнейшими мощностями.
В бюджете образуется триллионный дефицит, ведь государство должно выплатить средства за взятые на себя обязательства. Это четкая схема построения псевдобизнеса, когда деньги не зарабатывают, а “вымывают” из бюджета.
Эту схему придумали для того, чтобы олигархические группы и депутаты, которые влияют на законотворческую деятельность, создали комфортную инкубационную среду для заработка денег, не подкрепленных процессом производства.
Власти утверждают, что от такого повышения не пострадает население, ведь цена на электроэнергию для физических лиц останется неизменной. Однако это лишь попытка отвлечь внимание народа от последствий энергетического удара: промышленности придется заложить цену на электроэнергию в стоимость товаров.
Для водоканалов, которые являются одними из крупнейших потребителей тока, это большое испытание. В нынешней тариф не заложено подорожание электроэнергии, поэтому мы вынуждены высасывать средства из других наших статей расходов. Мы расплачиваемся за электроэнергию непроложенными трубопроводами.
В ближайшее время предприятия водопроводно-канализационной отрасли будут вынуждены инициировать повышение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, ведь в тарифах водоканалов 35-40% – стоимость электроэнергии. Это ударит по кошелькам людей: расти цены на продукты, одежду, проезд.
Дорожающая электроэнергия также повредит экспортерам. Они будут закладывать эти расходы в цену продукции, которая станет неконкурентоспособной на внешних рынках. Мы стимулируем не рост экономики, а ее сворачивание.
Принимая регуляторные акты по развитию “зеленой” энергетики, государство не разобралась с последствиями: что делать, когда “зеленые” станции будут появляться, как грибы после дождя, и производить слишком много электроэнергии.
В отличие от стран Евросоюза, в Украине не происходит балансировка рынка путем аккумуляции. Это бы позволило отдавать накопленный “зелеными” энергетиками ток в пиковые часы энергопотребления.
Учитывая текущие реалии, солнечные станции “убивают” дешевую электроэнергию в стране. Сейчас стоимость электроэнергии с атомных электростанций составляет 0,57 грн. за кВт-ч, “зеленой” – более 4 грн. за кВт-ч.
Примером последствий несвоевременного реагирования государства на колебания “зеленых” тарифов является Испания. Ее правительство несколько лет назад было вынуждено направить более 30% расходов на оплату энергии “зеленым” электростанциям, которые обеспечивали менее 5% общего объема тока.
Чтобы “зеленая” энергетика давала действительно “зеленый” эффект, власть должна сформировать качественно иной подход к внедрению альтернативных источников: стимулировать рынок аккумуляции, выравнивать дисбаланс между атомной и “зеленой” энергетикой, вытеснять с рынка грязную угольную энергетику.
Также можно внедрить неделю бесплатного энергоснабжения, постепенное удешевление электроэнергии. Как, скажем, в Норвегии, жители которой массово пользуются электромобилями, что положительно влияет на окружающую среду. (Андрей Никитин, директор Житомирского водоканала, вице-президент ассоциации “Укрводоканалэкология”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)