Из-за американских санкций Россия, вероятно, не сможет достроить “Северный поток-2” в 2021 г. Однако борьба с проектом, который Кремль может использовать как инструмент газового шантажа, грозит рассорить страны Восточной и Западной Европы.
Тем временем в США активно интересуются вопросами европейской энергетики и готовы как поставлять в Европу сжиженный природный газ, так и развивать там альтернативную энергетику.
Об этом сказали эксперты в сфере энергетики Анна Микульская (Rice University, США) и Ольга Хакова (Atlantic Council, США) во время Шестого украинского газового форума.
Что думают о будущем “Северного потока-2”
По мнению Микульской, есть большие сомнения в том, что Россия в 2021 г. сможет пустить СП-2 в эксплуатацию. И дело не только в санкциях, но и в том, что сопротивление газопроводу есть внутри ЕС.
В частности, польский антимонопольный регулятор (UOKiK) отклонил идею о том, что “Северным потоком-2” (СП-2) должна владеть европейская компания, а доля других в структуре ее собственности должна составлять по 10%.
“Все это делает газопровод очень сложным для завершения проектом. И даже если он будет завершен, то будет иметь дело с дополнительными затратами, которые приведут к тому, что российский газ будет очень дорогим, и сам трубопровод станет очень дорогим для России”, – заявила Микульская.
Эксперт отметила, что октябрьский законопроект Госдепа США об усилении санкций, скорее всего, вступит в силу. К слову, этот документ – один из немногих, поддержанный и демократами, и консерваторами.
Также на будущее СП-2 будет влиять законодательство Евросоюза о рыночных нормах – Третий энергопакет. Его применение означает, что “Газпром” не будет владеть газопроводом, по которому он транспортирует газ, а немецкий регулятор отказался делать для СП-2 исключение и выводить его из-под действия газовой директивы ЕС.
В Польше UOKiK оштрафовал “Газпром” на 6,5 млрд. евро за антиконкурентное поведение. А внутри Германии (один из главных союзников РФ внутри ЕС) против СП-2 выступает правящая партия CDU – из-за отравления российского политика Алексея Навального.
Почему США так давят на газопровод
Микульская напомнила, что в США “Северный поток-2” считают угрозой энергетической безопасности Европы.
“Россия с радостью использует геополитику в своих газовых операциях в отношении Украины. Это повышение цены газа, требования в рамках геополитики возврата и погашения долга. Это длилось достаточно долго. Россия хорошо известна такой системой, когда она предлагает газ и предлагает долг, чтобы потом требовать погашения, когда ей будет наиболее удобно”, – сказала Микульская.
Также Россия, если она доминирует на рынке, может выставлять более высокую цену на газ.
“Цена в Центральной и Восточной Европе на российский газ намного выше, чем когда есть дополнительные подключения и поставщики. Сейчас, когда есть такие дополнительные поставщики, цены ниже, а контракты намного более гибкие”, – отметила эксперт.
Однако санкции, сейчас угрожающие в основном Германии (как союзнику РФ в газовой отрасли), могут распространиться и на другие страны.
“Они могут стать причиной противоречий не только между США и Западной Европой, но и между Западной и Восточной Европой”, – сказала Микульская.
Напомним, Украина, Польша и страны Балтии заявляют об опасности российского проекта, поскольку его задача – усилить энергетическую зависимость стран Европы от России.
Ранее российский эксперт по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин заявил, что “Северный поток-2” как проект уже умер и Россия не сможет его достроить. Следовательно, Кремлю и дальше придется пользоваться услугами Украины.
Какой Америка видит свою энергетическую политику в Европе
В Atlantic Council отметили, что в последнее время США резко наращивали поставки СПГ в Европу: в 2019 году они выросли на 40% по сравнению с 2018 годом. Но сегодня в американской энергетической дипломатии главенствуют не поставки газа, а борьба с угрозами энергетической безопасности, диверсификация маршрутов и источников газа, а также реагирование на неопределенность, которую вызвала пандемия COVID-19.
Об этом сказала заместитель директора по вопросам европейской энергетической безопасности Центра глобальной энергетики аналитического центра Atlantic Council Ольга Хакова.
“Как можно сотрудничать в будущем развитии рынков природного газа? Это строительство новых проектов. Но есть неопределенность о будущем их финансирования. В ЕС объявили ряд проектов в 2019 году. Но есть исключения и шаги назад. Некоторые регионы зависят от угля, некоторые американские проекты поддерживают переходной период. Даже при этих исключениях тенденция уменьшения финансирования со стороны ЕС будет продолжаться. В пользу этого вывода говорят и пандемия COVID-19, нестойкость на газовом рынке, снижение инвестиций”, – объяснила Хакова.
По ее словам, на мировом рынке даже до пандемии предложение СПГ было в излишке. А сейчас это особенно сильно влияет на баланс между кратко- и долгосрочными контрактами. Если у экспортеров есть уверенность в будущих поставках, они развиваются и строят терминалы. Без этого стимула компании останавливают инвестиции.
Водород – хорошо, но без природного газа пока никак
В Atlantic Council считают, что в американо-европейском сотрудничестве есть возможности для частного сектора и региональных инициатив. К примеру, в “инициативе трех морей”, которая включает в себя и поставки природного газа. Трансатлантическое сотрудничество играет ключевую роль в поддержке таких инвестиций.
“Госдеп активно работает в регионе, проводит тренинги, развивает возможности. Эти усилия будут продолжаться в рамках проектов, которые позволят уменьшать выбросы и также будут увеличивать энергетическую безопасность. Также есть направления в Центральной и Восточной Европе, для того, чтобы использовать местную инфраструктуру”, – сказала Ольга Хакова.
Еще одна цель США в Европе – финансирование проектов, которые не могут финансироваться ЕС.
“Нас также интересует декарбонизация и оптимизация, а также обеспечение европейской энергетической безопасности. Европа будет развивать альтернативные источники, возобновляемую энергетику. Но природный газ все-таки нужен, чтобы “догнать” потерянные мощности. Общее потребление будет снижаться на 50%, если Европа хочет достичь экологических целей до 2050 года. Конкуренция на европейском рынке будет руководствоваться ценой и налогами на выбросы CO2. США могут сыграть ключевую роль относительно безуглеродного природного газа. Это будет важно для снижения выбросов углекислого газа, метана в этой сфере, более широкого использования водорода”, – объяснила американские планы эксперт.
Сейчас ЕС сосредотачивается на водородной стратегии, чтобы снизить выбросы СО2, которые образуются в ходе потребления природного газа. Есть несколько задач до 2025-2030 годов: довести мощность возобновляемых источников до 40 ГВт, а использование “зеленого” водорода до 10 млн. тонн.
“США могут сыграть ключевую роль в достижении регионом таких целей”, – заявила Хакова.
По ее словам, США и Европа должны сотрудничать над углеродным налогом. “Его нужно внедрить последовательно и прозрачно. Самый большой вызов в этот – измерение углеродной интенсивности. Нужно обеспечить, чтобы природный газ и СПГ были включены сюда”.
Напомним, немецкие эксперты заявили, что Украина не останется без транзита российского газа, даже если Россия достроит газопровод “Северный поток-2”. А если под давлением санкций его остановят, то Украина станет одним из главных европейских транзитеров. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)