Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: европейский курс низкоуглеродной экономики

Что делает Украина для того чтобы придерживаться европейского курса низкоуглеродной экономики.

Сегодня в мире много внимания уделяется вопросам быстрого восстановления экономик, пострадавших в результате негативного влияния COVID19.

И ответственной задачей для каждой страны является осуществление “зеленого” устойчивого восстановления. COVID-19 в течение следующего полугодия будет побежден, и мир вернется к своей обычной жизни, мировые фондовые рынки уже положительно реагируют на информацию о разработке вакцины.

Однако вызовы устойчивого развития и угрозы климатических изменений останутся.

Для Украины крайне важно продолжать придерживаться политики всеобъемлющего роста для нашего и будущих поколений, которая очерчена Европейским зеленым курсом (Green Deal).

Экономики европейских стран в средне- и долгосрочной перспективе ориентируются на переход к модели низкоуглеродистой развития и климатической нейтральности, циркулярной экономики.

Соответственно, Украина, стремясь стать полноправным членом европейской семьи, должна делать существенные шаги для уменьшения объема выбросов парниковых газов, постепенного отказа от ископаемого топлива, активно осуществлять модернизацию генерирующих мощностей, реально способствовать развитию возобновляемых источников энергии.

Уголь

Важным является обеспечение устойчивого развития энергетической системы с обеспечением ее балансовой надежности в условиях существенного роста доли возобновляемых источников энергии.

Не осуществив “зеленый” переход, наша экономика в перспективе потеряет конкурентоспособность. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен и процесс перехода был управляемым.

Например, угольная отрасль, которая до сих пор занимает значительное место в структуре генерации электроэнергии и тепла в Украине, во время “зеленого” перехода должно быть кардинально реформирована.

Мировой тренд – когда на место ископаемым видам топлива приходит возобновляемая энергетика, энергия солнца, ветра, биоэнергетика и водородная энергетика которые имеют значительный потенциал для роста в энергетическом балансе.

В Украине практически все 29 шахт государственной формы собственности являются дотационными, на них работает 35000 человек, еще более 250000 зависит от работы угольной области.

К тому же, 97 шахт с более 100 тысячами работников расположенные на оккупированной территории, вне контроля украинского правительства.

Постоянные дотации, бюджетная поддержка угольной отрасли, а также имитация десятилетиями реформы этой отрасли привели к тому, что сегодня мы имеем дорогу высокоуглеродистую генерацию в тяжелом кризисном состоянии.

Осуществляя “зеленый” переход и трансформацию угольных регионов, мы планировать создание новых рабочих мест и новых перспектив для шахтерских городов на контролируемой территории, а в будущем – и на том, что вернется после оккупации.

И это не является задачей одного министерства, это является системной правительственной политикой диверсификации отрасли.

Объективно, если Украина не получит международной финансовой и технической поддержки физического закрытия шахт и трансформации регионов, процесс перехода в низкоуглеродистую энергетику может длиться очень долго.

Водород

Также мировым трендом является водород. Перспективы развития водородной экономики обсуждают на всех мировых энергетических площадках. И здесь для Украины есть значительный потенциал для интенсификации международного сотрудничества, прежде всего развития кооперации в сфере водородной энергетики.

Развитие водородной энергетики является шансом мобилизовать значительные публичные и частные инвестиции и осуществить зеленый восстановления экономик континентов, создавая новые экологически чистые отрасли без углеродного следа.

Сейчас Министерство энергетики работает над созданием внутреннего водородного рынка. Мы уже получаем помощь Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) в подготовке дорожной карты развития водородной энергетики, которая должна быть представлена в январе 2021 г.

Следующим шагом станет подготовка Концепции водородной энергетики и законодательства, которая должна быть принята для запуска такого рынка в Украине и его интеграции в европейское.

Также важны испытания украинской газотранспортной системы и ее технической адаптации для транспортировки водорода.

Создание водородного рынка и использования водорода в сферах транспорта и промышленности превращает его в действенный инструмент “зеленого” восстановления.

Атомная генерация

Будущее атомной генерации также активно обсуждается на международных площадках.

И участие Украины в дискуссиях будущего этой генерации должна быть более активной, учитывая, что Украина находится на 7-ом месте среди стран, где атомными электростанциями генерируется наибольший объем электроэнергии, и это является конкурентным преимуществом нашей страны.

Уже несколько десятилетий в Украине характерна картина, при которой около 50% генерации обеспечивается атомными станциями при установленной мощности около 26%.

Этот факт, безусловно, демонстрирует, что электрическая энергия АЭС является конкурентоспособной, устойчивой, бесперебойной и соответствует всем основным критериям, заложенному в требованиях к современной генерации. Кроме того, на данном этапе развития ядерная энергетика Украины имеет существенный потенциал.

Во многих развитых странах мира, таких как США, Великобритания, Япония, Корея, атомная генерация уже отнесена к низкоуглеродной, учитывая предельно низкий СО2 при производстве электрической энергии.

Европейская комиссия пока не внесла ядерную генерацию к низкоуглеродным источникам электрической энергии, однако, учитывая позицию Европейского атомного форума (FORATOM), Франции, где атомная генерация является ключевой, и других заинтересованных участников рынка, было назначено специальное исследование, которое должно до конца 2020 г. предоставить выводы относительно отнесения атомной генерации к низкоуглеродной.

Стратегия низкоуглеродной экономики

Чтобы нашей стране достичь энергетической устойчивости, мы активно работаем над обновлением стратегических документы и формированием необходимой законодательной базы.

С учетом стремления приблизиться к климатической нейтральности и улучшить уровень энергоэффективности, сейчас завершается подготовка нового, более амбициозного Национального вклада в Парижское Соглашение (эту работу проводит Министерство защиты окружающей среды), и продолжается разработка Минэнерго интегрированного плана по энергетике и климату до 2030 г.

Мы начинаем подготовку новой Энергетической стратегии до 2050 г., которая учтет новые вызовы и политические цели, в т. ч. в рамках Европейского зеленого курса.

Международные партнеры оказывают помощь в подготовке этих документов, в частности, Германия, Великобритания, Дания, представительство ЕС в Украине и США.

Министерство энергетики разработало Концепцию реформирования угольной отрасли на период до 2024 г.

За 3 года мы планируем решить проблемные вопросы угольной отрасли и постепенно остановить ее государственную финансовую поддержку, а также перейти к постепенному закрытию безнадежных шахт и выполнить несколько пилотных проектов по трансформации угольных регионов.

Параллельно Министерство развития регионов и территорий готовит Программу трансформации угольных регионов.

Недавно в Украине был подготовлен ряд законопроектов, которые имеют целью создания гарантированного источника финансирования энергомодернизации и сокращения выбросов парниковых газов, потребление энергии в промышленности.

Таким инструментом должен стать Фонд декарбонизации (специальный фонд Государственного бюджета), который планируется наполнять средствами экологического налога. Важно, что средства Фонда будут направляться исключительно на проекты, приводящие к сокращению выбросов двуокиси углерода.

Такой инструмент новый для Украины, однако, продемонстрировал свою эффективность в других странах, в частности, в Дании. Будет очень обидно, если в текущем бюджетном процессе эту инициативу не поддержат народные депутаты.

Все понимают, что без активной программы повышения энергоэффективности секторов украинской экономики трудно в дальнейшем сохранять ее конкурентоспособность и минимизировать углеродный след.

Поэтому важно, чтобы было принято базовый закон по энергоэффективности и утверждена Новая целевая 5-летняя программа энергоэффективности.

Предполагается, что новая программа будет касаться поддержки энергоэффективности в отраслях, которым не уделялось должного внимания (прежде всего это промышленность, бюджетная сфера, развитие рынка энергосервисных контрактов – ЭСКО, инфраструктура зарядных станций для электрокаров и т. п.).

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован важные законопроекты, расширяющие применение ЭСКО для модернизации объектов коммунального хозяйства, и важно их принять.

Активное участие в международных структурах, например, таких как ЕЭК ООН – это также шанс наладить новый уровень сотрудничества между странами и международными организациями, получить лучшие практики, осуществить обмен идеями и устойчивыми решениями. Украина – это Европа. И имеет такой стать не только на словах, но в реальных секторах экономики. (Ярослав Демченков, заместитель министра энергетики Украины по вопросам европейской интеграции, заместитель председателя Комитета устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН/UNECE; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version