Что изменилось за этот год на рынке электроэнергии, чего достигли и что ожидать – с Kosatka.Media поделился наблюдениями генеральный директор ТБ “Украинская энергетическая биржа” Александр Коваленко.
– Насколько сложен был этот год для электроэнергетики Украины?
– 2020 был сверхнасыщенный трансформационными процессами на рынке электрической энергии. Введение этого рынка способствовало изменению поведения потребителей, которое заставило поставщиков бороться за рынок сбыта и тем самым уменьшать начальную цену. За этот год удалось сделать рынок электроэнергии открытым, но не удалось избежать множества проблем, которые постепенно накапливались. Удалось сформировать цену, которая динамично меняется.
– Как вы оцениваете выход новых игроков (Энергоатом, Укргидроэнерго) на рынок электроэнергии в 2020 г.?
– На сегодняшний день государственной генерации был увеличен объем электрической энергии, который может быть продан на различных сегментах рынка по рыночным ценам. Такой шаг позволяет сгладить ценовые перепады на рынке. И улучшает финансовую ситуацию государственных предприятий. Поскольку тарифы на электроэнергию для населения покрывают только часть расходов, остальное государство компенсирует производителям и поставщикам через механизм ПСО (специальные обязанности). ПСО – объективное решение в современных условиях, но оно должно иметь временный характер и постепенно двигаться в сторону финансового ПСО.
Внедренные меры позволили Энергоатому и Укргидроэнерго постепенно становиться полноценным участником рынка электрической энергии. Кроме того, обязательность уплаты покупателем приобретенных объемов до момента поставки обеспечивает стабильную операционную деятельность компаний государственной генерации.
– Что из произошедшего в этом году можно отнести к победам на рынке электроэнергии, а что – к провалам?
– К достижениям рынка электроэнергии можно отнести существенный рост прозрачности рынка, начала института трейдерства. Государственная генерация начала продаваться на РДД в форме аукциона, где не создаются никакие ограничения или дискриминации, с попыткой учета модели рынка европейских стран: основной объем закупается на рынке двусторонних договоров.
Пока рано говорить, что модель рынка электроэнергии является идеальной, но такие сложные системы требуют осторожных решений, которые нужно “чувствовать” и систематически внедрять, чтобы оттачивать рынок до его эффективного состояния. Нужно стимулировать развитие конкурентной среды, снижать возможность “ручного” управления.
– Какие изменения на рынке электроэнергии готовит 2021-й? Чего ждать бизнесу?
– На сегодня в ЕС товарные рынки электроэнергии эффективно функционируют за пределами финансового регулирования в рамках системы регулирования, определенной REMIT.
В Украине с целью имплементации Третьего энергопакета ЕС в 2017 г. был принят Закон Украины “О рынке электрической энергии”. Соответственно, данная практика не учтена в существующем законодательстве Украины и требует дальнейшего имплементирования. REMIT – это положение обеспечивает отсутствие манипуляций и заключение инсайдерских сделок. Ключевое требование REMIT – раскрытие информации.
Для дальнейшего развития оптового рынка и введения более понятных его правил нужна стандартизация контрактов (неделя, месяц, квартал, год).
Стандартные продукты и стандартное завершение сделок является ключевым фактором для развития ликвидности на товарном биржевом рынке. Определенный спектр оптовых энергетических продуктов должен соответствовать европейскому примеру, поскольку различные продукты станут серьезным препятствием для иностранных трейдеров.
В разработке опционы и фьючерсные контракты, а также создание надежных механизмов хеджирования ценовых рисков участников рынка. И эти планы требуют много времени для их воплощения и будут корректироваться в соответствии с развитием рынка.
– Коснутся ли изменения бытовых потребителей и как, что изменится?
– Скорее всего, что да, поскольку сейчас происходит постепенный переход от товарного ПСО к финансовому.
Существующая модель ПСО все еще добавляет значительные искажения рынка. Поскольку для каждого источника генерации должна работать так называемая “справедливая цена”, по которой производитель покрывает расходы.
Выполнение специальных обязанностей на рынке электроэнергии по финансовой модели происходят по финансовым расчетам (уплачиваются денежные компенсации), по товарной модели – путем продажи товара (электроэнергии) по фиксированным ценам.
– Можно ли прогнозировать изменение цен на электроэнергию? Можно ли говорить о конкретных цифрах?
– Существует много факторов, которые нужно учитывать для прогнозирования цен: фундаментальные (цена топлива, спрос предложение), системные (структура производства), регуляторные и политические факторы. Эти основные факторы влияют на цену электроэнергии.
Для участников рынка электрической энергии до сих пор ценовым индикативом является РСВ. Однако, спрос на этом сегменте не высок. Тем более, значительные ценовые перепады в течение короткого периода не позволяют объективно прогнозировать изменения цен на электроэнергию. Общепризнанной является практика, согласно которой рынок “длинных” двусторонних контрактов является самым дешевым и ориентиром для всех остальных рынков. Изменения в ценах, как правило, отражают изменения в спросе на электроэнергию, наличие источников генерации, стоимости топлива и прочее. Поэтому для прогнозирования цен на электрическую энергию нужно использовать котировки на рынке двусторонних договоров. А рынки РСВ и ВСР использовать для недопущения небалансов.
Каждый участник заинтересован максимально приближенно к графику потребления закупить электроэнергию на РДД, продавец, выходя на краткосрочный рынок, всегда рискует ее не продать, потому биржевой РДД – это основной инструмент и индикатив на приобретение электрической энергии на оптовом рынке.
– “Зеленые” производители сейчас судятся с ГарПоком в украинских судах, будут судиться в международных. Если ГарПок станет банкротом – как это повлияет на рынок электроэнергии?
– Гарантированный покупатель создавался для обеспечения выполнения специальных обязанностей по увеличению доли электроэнергии, производимой из ВИЭ, а возложение на него других специальных обязанностей уменьшает его ликвидность.
Сейчас альтернативная энергия реализуется на аукционах по продаже электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии. Эта модель продажи, по двусторонним договорам на аукционах, позволила уменьшить объемы небалансов ГП “Гарантированный покупатель”.
Прозрачность электронных торгов позволила привлечь к продаже зеленой энергии максимальное количество участников и сформировать на указанный ресурс справедливую рыночную цену. Такой подход увеличил объем средств от реализации произведенной из альтернативных источников электрической энергии и ускорил их получения, что способствовало улучшению уровня расчетов с производителями по “зеленому” тарифу. Поэтому при “правильной” стратегии продаж ГП “Гарантированный покупатель” рассчитается с задолженностями по ВИЭ. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)