Отмена льготы на первые 100 кВт-ч электроэнергии для населения вызвала недовольство как обычных украинцев, так и поставщиков. Для людей с минимальным потреблением это означает рост платежки на 78 грн., а в ПУУ говорят о риске новых неплатежей.
Впрочем малоимущие граждане могут рассчитывать на субсидии, а вот Энергоатому, который субсидирует 2/3 стоимости электроэнергии для населения, решение Кабмина позволит получать ежегодно 12 млрд. грн. и улучшить расчеты в энергосистеме.
Член НКРЭКУ Ольга Бабий пояснила Kosatka.Media, какое влияние окажут резонансное изменение в тарифах и что следует делать ПУУ, чтобы у людей не накапливались долги.
– Как будет реагировать население на отмену льготы на первые 100 кВт-ч?
– Реакция населения на увеличение цены любой услуги всегда будет отрицательной. Давайте считать изменения в деньгах. Если человек потреблял до 100 кВт-ч электроэнергии в месяц, то по тарифу 0,90 грн./кВт-ч он платил 90 грн. По новой цене (1,68 грн./кВт-ч) он будет платить 168 грн., то есть на 78 грн. больше.
Для людей с небольшим доходом 78 грн. – это очень большие деньги; это какие-то лекарства, это какие-то продукты. Но если потребители не могут платить эту дополнительную сумму, им полностью это будет покрываться субсидией.
Много ли 78 грн. для других потребителей? Я не знаю. В моем понимании, это 10 поездок в общественном транспорте. Конечно, люди не будут довольны. Но мы понимаем, что наличие этой льготной цены напрямую связано с объемом убытков “Энергоатома”.
Поясню. Цена 90 коп/кВт-ч была установлена в 2017 году и была без изменений три последних года. Она включала в себя НДС, тариф на распределение, тариф на передачу, который существенно изменился, а также базовую цену электроэнергии как товара. За три года инфляция примерно составила 30%, и почти в 3 раза увеличился тариф на передачу электроэнергии (за его счет компенсируется зеленый тариф).
90 коп – это 1/3 реальной стоимости электроэнергии. Другие 2/3 компенсирует государственная компания “Энергоатом”. И когда мы имели 90 коп, то мы думали, что это цена, которая не меняется. Но ее постоянно платил “Энергоатом”. Если правительство приняло это решение, то это означает, что у “Энергоатома” больше нет средств на дополнительное дотирование электричества населению.
Также с 1 коп/кВт-ч до 15 коп/кВт-ч выросла цена закупки электроэнергии у “Энергоатома”. Это означает, что “Гарантированный покупатель” будет платить больше. За счет этих средств “Энергоатом” сможет работать, выполнять свои обязательства. Мы должны осознать, что если мы и дальше так потребительски будем относиться к “Энергоатому”, то для наших детей уничтожим возможность получать дешевую электроэнергию в будущем.
– Какова вероятность, что оправдаются страхи поставщиков электроэнергии и население вообще перестанет платить?
– Скажу свою субъективную точку зрения. Я всегда считала, что потребитель платит поставщику, если он ему доверяет – несмотря на размер цены. Как выстроить это доверие? Первое – надлежащим образом оказывать расчеты, надлежащим образом приносить платежки, вежливо указывать объемы потребления, должным образом проводить расчеты/перерасчеты, обеспечить работу колл-центров, информировать потребителей об изменениях. Согласно последним исследованиям о недовольстве потребителей предоставлением услуг, 60% потребителей неудовлетворены именно качеством обслуживания их как абонентов.
Поэтому, если ПУУ жалуются, что им не будут платить – все в их руках. Они могут построить коммуникацию с потребителями, делать информационные письма, обзвоны и сообщения. А тем потребителям, которые не могут платить, просто нужно помогать оформить субсидию.
Отключать потребителя за неуплату – это, по-моему, крайняя мера. Имея абонентскую службу, колл-центры и другое можно попробовать получить средства от потребителя без отключений.
– То, что вы говорите, больше касается идеального общества, с ответственным бизнесом и сознательными потребителями. У нас ситуация другая.
– Нет, это не какая-то идеальная, невозможна ситуация. У меня был личный управленческий опыт, как обеспечить сбор средств за коммунальные услуги на 98% от реализованной стоимости. Да, это трудно. Это организация работы колл-центра, телефонные звонки, это аналитика платежки каждого потребителя, это разговоры с ним. Это непросто, но это можно сделать. Это информация о структуре тарифа, постоянное информирование, что вы делаете, для чего вы делаете, зачем платить. Объяснения потребителю, что если вы не заплатите, то кто-то не получит зарплату и не придет на работу. Это достаточно сложный процесс. Действительно, просто отключить, но это не выход.
В нашем обществе неоплаты – это недоверие к тарифу. И восстановить доверие к тарифу может только поставщик услуги. Политики последние десятилетия используют месседж “на людях наживаются”. При этом люди платят за хлеб, несмотря на рост цены муки. А за электроэнергию при росте тарифа перестают. В Украине нужно менять подход от “мы платим за тариф” до “мы платим за услугу”.
– Если долги населения все-таки начнут расти, что будут делать ПУУ? Отключать неплательщиков?
– Я не думаю, что отмена льготных 100 кВт будет основной причиной накопления задолженности. Накопление задолженности в ПУУ началось с момента первого локдауна весной. Тогда было очень много разъяснений. Сначала говорили, что не надо платить за электроэнергию. Затем в условиях карантина был запрет на отключение потребителей при наличии задолженности (он действует до сих пор). И одной из причин накопления большой задолженности в этот период и стали эти действия.
Когда будет отменен льготный тариф, стоимость платежки вырастет на 78 грн. Тогда это будет вопросом наличия субсидии в потребителя, или его платежеспособности. Много ли потребителей, которые потребляют 100 кВт? Их абсолютно немного. Основное количество потребляет более 100 кВт. Среднее домовладение потребляет 250-300 кВт в месяц. Поэтому я не думаю, что отмена этого тарифа станет основной причиной роста задолженности. Это немного перегиб палки и нагнетания ситуации.
– Получается, что государство осознанно с одной стороны улучшило ситуацию в “Энергоатоме”, а с другой перевело на бюджет бoльшие расходы на субсидии?
– Когда действовал льготный тариф 90 коп, тогда государство осуществляло двойное субсидирование. На первом уровне оно субсидировало всех потребителей, которые потребляли до 100 кВт (независимо от их платежеспособности), а затем еще на эту сумму в случае неплатежеспособности людей давала субсидию.
Когда эту льготу уберут, то, по предварительным подсчетам, “Энергоатом” ежегодно от ГарПока будет получать дополнительно 12 млрд. грн. Это подтянет платежную дисциплину по “Энергоатому”. Отмена льготы не решит всех проблемных вопросов на энергорынке, но она позволит для начала улучшить расчеты в энергосистеме.
И мы же не будем забывать, что у нас еще есть обязательства по возмещению зеленого тарифа и определенные объемы роста мы ожидаем 2021 году. Потому, что будет в апреле по тарифу для населения, и будет ли население частично выплачивать компенсацию зеленого тарифа через механизм ПСО – это увидим со временем.
– А почему закупочную цену с 1 до 15 коп/кВт повысили для “Энергоатома”, но не повысили для “Укргидроэнерго”? Как это на него повлияет?
– “Укргидроэнерго” в рамках ПСО продает достаточно небольшие объемы от общего объема их реализации. И если она продает по 1 копейке, а затем получает компенсацию, это не нарушает их финансовую дисциплину и позволяет вести нормальную хозяйственную деятельность.
Что касается “Энергоатома”, то эти 15 коп – это средства, которые они будут получать сегодня и сейчас для их устойчивого функционирования. Потому что у “Энергоатома” значительная часть электроэнергии забирается здесь и сейчас, а оплачивается с задержкой. Поэтому такое решение позволит ускорить расчеты ГарПока с “Энергоатомом” и получать последнему средства для бесперебойной работы.
Напомним, 28 декабря Кабинет министров Украины продлил режим ПСО на рынке электрической энергии к 31 марта 2021 года и установил единый тариф на э/э для населения в размере 1,68 грн./кВт-ч. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)