Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: главные события энергетики в 2020 году

В УКРАИНЕ ЗАРАБОТАЛ РЫНОК ГАЗА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Открытие рынка природного газа для бытовых потребителей было запланировано на 1 мая 2020 г., но в связи с внедрением карантина из-за распространения коронавируса сроки перенесли на 1 июля, а затем – на 1 августа.

Так, с 1 августа в Украине заработал рынок газа для населения. С этого времени клиент может сам выбирать поставщика, в зависимости от цены и сервиса. Также это означает, что государство больше не регулирует цены на газ для бытовых потребителей.

В частности, после запуска рынка вступили в силу два принципиальных изменения. Первая – население может свободно менять поставщика. К тому же, регулятор существенно упростил процедуру перехода от одного поставщика к другому, что должно упростить жизнь потребителей.

Цены на газ будет формировать рынок, поэтому есть смысл в поиске поставщика, который предложит лучшую цену за свой сервис.

Второе – цены на газ, которые с 1 августа стали рыночными. В Украине на протяжении последних лет существовали две цены на газ. Рыночная цена действовала для промышленности, она зависела от котировок на европейских хабах и устанавливается ежемесячно. Для населения действовал механизм ПСО, который несколько раз менялся.

Сначала цену фиксировали на одном уровне на определенный период – такой механизм был актуальным, когда цены на мировом рынке были высокими, а впоследствии стоимость начали определять по формуле “стоимость газа на европейском хабе + доставка в Украину”.

Отныне цены на газ как для промышленности, так и для населения приравняли к европейским и, в зависимости от ситуации на рынке, стоимость ресурса может существенно расти или снижаться.

Стоит также напомнить, что с 1 августа 2020 г. с НАК “Нафтогаз Украины” были сняты специальные обязательства по продаже газа для его последующей поставки бытовым потребителям. В начале июля 2020 г. Министерство энергетики определило поставщиком последней надежды ГПК “Нафтогаз” (является подразделением одноименной группы. В сферу деятельности ГПК на сегодня входят поставки газа и электроэнергии бытовым потребителям и бизнесу).

Немного статистики: “ГПК “Нафтогаз Украины” с 1 октября начал обслуживать более 410 тыс. бытовых потребителей, как поставщик “последней надежды”.

По данным НКРЭКУ, от ПАО “Донецкоблгаз” перешли 404,549 тыс. потребителей, ДП “Монтажник” – 3,157 тыс., ООО “Газпостачсервис” – 2,316 тыс., ПАО “Мелитопольгаз” – 1,388 тыс., ПАО “Львовгаз” – 0,001 тыс.

Согласно мониторингу энергорегулятора, в первом квартале 2020 г. около 69% объемов поставки газа населению осуществлялось компаниями группы “РГК”, группой “Нафтогаз” – 2%, другими поставщиками – 29%.

КРИЗИС ВИЭ: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ “ЗЕЛЕНОГО” ТАРИФА, МЕМОРАНДУМ, ЗАКОН №810-IX

Знаковым событием 2020 года стал также кризис в возобновляемой энергетике Украины. Одним из самых больных вопросов стали долги ГП “Гарантированный покупатель” перед производителями э/э из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Так, за первое полугодие 2020 года уровень расчетов ГП с производителями ВИЭ составил 25,7%, Это вызвало большую обеспокоенность у участников рынка. Многие инвесторы отказались от реализации ВИЭ объектов на территории Украины или приостановили их на время урегулирования ситуации в стране.

После 8 месяцев обсуждений Кабинет министров Украины и ряд инвесторов ВИЭ, Ассоциаций подписали “Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики”.

Правительство пообещало принять ряд компенсаторных мер, направленных на стабильное функционирование энергосистемы, своевременную оплату ВИЭ производителям, погашение существующих долгов “ГарПока”, а именно:

– обеспечить своевременную текущую оплату “ГарПоком” “зеленой” энергии;

– обеспечить выплату всех исторических долгов ГП перед ВИЭ производителями следующим образом: 40% в IV квартале 2020 года и по 15% в каждом квартале 2021;

– пересмотреть тариф оператора системы передачи (ОСП) на услугу по передаче электрической энергии

– разработать механизм предоставления ВИЭ производителям компенсации за э/э, которая не производится в результате выполнения команд ОСП;

– утвердить годовые квоты поддержки “зеленой” энергетики и обеспечить проведение аукционов по распределению таких квот.

На базе этого документа 21 июля 2020 Верховная Рада Украины приняла закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии” № 810-IX. 31 июля закон был подписан президентом Украины.

Законом №810-IX было закреплено, что правительство ежегодно предусматривает в госбюджете расходы на финансовую поддержку ГП для расчетов с ВИЭ производителями (не менее 20% стоимости прогнозируемого уровня выработки электроэнергии из ВИЭ на соответствующий год на основании расчетов, предоставленных НКРЭКУ).

Однако, в проекте Государственного бюджета Украины на 2021 год, инициированного КМУ, не было ни слова об этой категории расходов. По состоянию на 2 ноября 2020 Минфин отказался закладывать в госбюджет расходы на погашение долгов по зеленому тарифу и предостерег от выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), уверяя, что это приведет к разбалансировке государственных финансов.

Многие участники рынка, инвесторы, ассоциации заявили, что государство в очередной раз не выполнило взятых обязательств перед инвесторами, а долги перед ними продолжают увеличиваться. В частности, долг “ГарПока” за “зеленую” электроэнергию по состоянию на 8 декабря составляет 25,5 млрд. грн.

Стоит отметить, что в реестре судебных решений по состоянию на конец октября уже зарегистрировано 50 исков от 43 компаний к “Гарантированному покупателю”.

ГРУППА ДЕПУТАТОВ В КСУ ДОБИВАЕТСЯ ПРИЗНАНИЯ “ЗЕЛЕНЫХ” ТАРИФОВ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМИ

В конце декабря группа из 47 народных депутатов обратилась в Конституционный суд Украины с представлением о признании неконституционными ряда положений энергетического законодательства в части “зеленого” тарифа.

Речь, в частности, идет о законе “Об альтернативных источниках энергии”, а также “О рынке электрической энергии”.

“Просим открыть конституционное производство по делу по конституционному обращению относительно признания несоответствующими Конституции положений абзацев … Закона “Об альтернативных источниках энергии” от 20 февраля 2003 года № 555-IV, включенных в Закон №555-IV на основании подпункта 6 пункта 24 раздела XVII Закона Украины “О рынке электрической энергии”, – говорится в тексте документа.

По мнению депутатов-инициаторов, Верховная Рада при принятии закона о ВИЭ действовала вне своей компетенции, поскольку при установлении механизма расчета з/т, а также размера тарифа парламент взял на себя полномочия, закрепленные Конституцией Украины за органами исполнительной власти. Кроме того, инициаторы считают, что з/т являются экономически необоснованными и причиняют вред экономике страны.

В августе 2020 года Конституционный суд открыл производство по делу о конституционности закона о “зеленых” тарифах. Спустя три месяца, 17 декабря суд принял решение о рассмотрении дела в закрытом режиме.

Основные профильные ассоциации также подали прошение в Конституционный суд о привлечении их к рассмотрению дела по обращению в КС 47 депутатов, считая, что его объективное рассмотрение невозможно без учета позиции целой отрасли. Позже управляющий партнер юридической компании Arzinger, адвокат Тимур Бондарев, представляющий интересы отрасли, заявил, что суд не привлек полноценно стороны к делу и не обратил должного внимания к позиции инвесторов, которая раньше была предоставлена суду.

Вскоре, Украинская ассоциация возобновляемой энергетики получила письмо от президента Украины Владимира Зеленского о конституционности “зеленого” тарифа.

В письме, в частности говорится, что оспариваемые положения законов Украины определяют принципы установления “зеленого” тарифа с целью стимулирования развития возобновляемых источников энергии, и подчеркивает, что развитие возобновляемой энергетики, в том числе путем экономического стимулирования является вопросом энергетической безопасности.

“На основании анализа положений Конституции Украины и юридических позиций Конституционного Суда Украины в позиции президента сделан вывод, что оснований для признания “зеленого” тарифа не соответствующим Конституции Украины, нет”, – говорится в письме Зеленского.

“ЭНЕРГОАТОМ” ЗАВЕРШИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ХРАНИЛИЩА ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА

22 декабря госпредприятие НАЭК “Энергоатом” завершило строительство первой очереди Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) стоимостью около 2 млрд. грн.

“Оборудование американской компании Holtec International установлено, начались его наладка, испытания и получение необходимых лицензионных документов”, – отмечается в сообщении НАЭК.

По словам главы “Энергоатома” Петра Котина, в следующем году компания не планирует поставок отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных электростанций Украины на хранение в Российскую Федерацию. А отказ вывозить на временное хранение и переработку в РФ позволит “Энергоатому” сэкономить $150-200 млн. в год.

“Мы уже перестали отгружать ОЯТ в РФ. Если ничего не случится экстраординарного, то в следующем году мы ничего не будем поставлять на хранение в РФ”, – сказал Котин.

По его словам, первую партию топлива на Централизованное хранилище отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) ждут в мае с Южно-Украинской АЭС.

По данным компании, единственным проблемным вопросом для полноценного запуска в эксплуатацию первого пускового комплекса оставалось прокладывание железнодорожного пути на участке Вильча – Янов (зона отчуждения, Иванковский район Киевской области) протяженностью 43 км.

В этой связи “Энергоатом” 18 декабря на совещании в Кабинете министров Украины выступил с инициативой стать заказчиком строительства участка, завершив его до 1 мая 2021 г. Исполнителем работ по прокладыванию полотна железнодорожного пути выступит “Укрзализныця”.

Напомним, что сооружение ЦХОЯТ началось в ноябре 2017 года. Хранилище позволит “Энергоатому” значительно сократить расходы, связанные с обращением с ОЯТ, которое в настоящее время большей частью вывозится на временное хранение в РФ. Услугами российских компаний по хранению ОЯТ не пользуется лишь Запорожская АЭС (шесть энергоблоков ВВЭР-1000). Ее отработанное топливо хранится в пристанционном хранилище ОЯТ сухого контейнерного типа, введенном в эксплуатацию в 2001 году.

Уход от зависимости хранения ОЯТ в РФ, как ожидается, также усилит энергобезопасность Украины. Так, в начале 90-х Россия три года не принимала украинское ОЯТ, и украинские АЭС находились на грани остановки из-за переполненных хранилищ в приреакторных бассейнах.

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЕГО И. О.

С нестабильной ситуацией в энергетическом секторе Украины, непостоянным было и кресло главы Министерства энергетики Украины. За весь 2020 год в должности министра или исполняющего обязанности главы энергетического ведомства успели побывать сразу четверо.

Как мы все помним, 4 марта 2020 года ушел в отставку премьер Украины Алексей Гончарук и вместе с ним все правительство.

Так, с конца августа 2019 г. и до 4 марта 2020 г. на посту главы объединенного Министерства энергетики и защиты окружающей среды был Алексей Оржель. До этого Оржель был руководителем сектора “Энергетика” возглавляемого Гончаруком Офиса эффективного регулирования BRDO, а с 2006 года по 2014 год занимал разные должности в национальном регуляторе НКРЭКУ.

В марте текущего года Верховная Рада по представлению новоназначенного премьера Дениса Шмыгаля утвердила новый состав Кабмина. После этого, 11 марта правительство назначило первого заместителя министра энергетики и защиты окружающей среды Виталия Шубина врио главы ведомства, работавшего первым заместителем министра Оржеля.

До этого Шубин, в частности, занимал должности в холдинге бизнесмена Рината Ахметова ДТЭК, а в течение 2017-2019 годов был руководителем ряда ветровых электростанций.

На должности врио Шубин проработал почти месяц. Уже 16 апреля Кабинет министров утвердил кандидатуру Ольги Буславец на должность временно исполняющей обязанности министра энергетики и защиты окружающей среды. Это первый случай, когда кресло министра энергетики заняла женщина.

“Мы приняли неформальное решение, что мы будем всех этих людей (министров) оформлять как врио, дадим им поработать 2-3 месяца. Рада посмотрит, как они работают, каких результатов достигают, как коммуницируют с профильными комитетами и после этого – голосовать. Мне кажется – это правильный путь”, – сказал тогда журналистам глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия, комментируя, почему правительство не назначает постоянного главу министерства.

Досье: Буславец – почетный энергетик и кандидат технических наук. В 1997 году она окончила энергетический факультет Донецкого государственного технического университета, освоив специальность инженер-электрик.

Первое место работы – угледобывающая компания Донецкуголь, где Буславец занимала должность экономиста и инженера поселковых электрических сетей. Далее работа в ГП Укрэнергоуголь. В 2005 году перешла на государственную службу. Общий стаж государственной службы около 15 лет.

Кабинет министров 20 ноября принял решение уволить временно исполняющую обязанности министра энергетики Ольгу Буславец и назначил новым министром ее зама Юрия Бойко. За его плечами 25 лет работы в энергетике.

По словам нескольких источников в правительстве агентства Интерфакс-Украина, смену руководства Минэнерго инициировали именно в Офисе Президента. Причиной этого стали проблемы, накопившиеся на рынке электроэнергии, а также активизация различных сфер влияния.

В СМИ также ходят слухи, что Буславец уволили с должности потому, что в энергетическом секторе она якобы лоббирует интересы бизнесмена Рината Ахметова. Кроме того, президент Владимир Зеленский также был недоволен работой министра.

Досье: Бойко Юрий Николаевич (не путать с народным депутатом от ОПЗЖ Юрием Анатольевичем Бойко) работал энергетиком на Ровенском радиотехническом заводе, а с 2003 года работал по специальности на руководящих должностях в энергетической отрасли.

В 2012-2014 гг., в частности, работал в ПАО “Черниговоблэнерго”. С октября 2014 до мая 2020 г. был заместителем директора по экономике и финансам ГП “Энергорынок”, после чего стал заместителем министра энергетики Украины.

Финальная смена руководства министерства энергетики в этом году произошла 21 декабря, на внеочередном заседании Кабинета министров.

Бывший исполнительный директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко был назначен первым заместителем министра энергетики Украины – временно исполняющим обязанности министра.

До этого, 17 декабря на заседании Верховной Рады ему не хватило 40 голосов для назначения на должность.

Досье: Витренко окончил бакалаврат в Киевском национальном экономическом университете (специальность “Международная экономика”), магистратуру КНЕУ (специальность “Управление международным бизнесом”). Также учился в аспирантуре Института международных отношений. Проходил практику в Университете науки и техники в США.

Карьеру в финансах начал с поста помощника бухгалтера в “Укринбанке” в 1991 г. Далее была работа в Украинской финансовой группе, разные посты в подразделении менеджмент-консалтинга PricewaterhouseCoopers и первое сотрудничество с “Нафтогазом” (в том числе посты начальника Управления корпоративных финансов и замначальника Департамента экономики и ценовой политики).

В 2010 г. создал инвестиционную компанию AYA Capital.

В 2014 году Витренко вернулся в “Нафтогаз”. Занимал посты директора по развитию бизнеса, главного коммерческого директора. В “Нафтогазе” занимался арбитражными делами против “Газпрома”. С ноября 2018 г. стал исполнительным директором “Нафтогаза”. В июле 2020 года попал под сокращение и покинул компанию.

КАБМИН ОТМЕНИЛ ЛЬГОТНЫЙ ТАРИФ 0,9 ГРН./КВТ-Ч НА 100 КВТ-Ч Э/Э ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

28 декабря правительство Украины продлило режим спецобязательств на рынке электроэнергии до 31 марта 2021 г. и установило единый тариф на э/э для бытовых потребителей в размере 1,68 грн./кВт-ч.

Это значит, что Кабмин отменил льготный тариф на электроэнергию для населения на первые 100 кВтч в месяц.

Сейчас потребители платят за эти первые 100 кВт-ч по 90 коп., а с 1 января 2021 г. им предстоит оплачивать полную стоимость – 1,68 грн. за 1 кВт-ч. Новый тариф будет действовать с 1 января по 31 марта 2021 года.

По словам и.о. главы Минэнерго Юрия Витренко, данное решение принимается во избежание стремительного повышения цен на электроэнергию с 1 января 2021 года. “Если правительство не принимает это решение, а действие нынешнего ПСО истекает с 1 января следующего года, то цена на электроэнергию будет формироваться по рыночным механизмам, и это приведет к ее повышению как минимум в 2,5 раза”, – отметил Витренко.

В то же время и.о министра сообщил, что сейчас Минэнерго совместно с НКРЭКУ и участниками рынка нарабатывает усовершенствованный сценарий финансового сбалансирования на рынке электроэнергии.

Напомним, что льготный тариф для населения начал действовать с 1 октября 2017 года. Спустя три года в правительстве пошли первые разговоры о возможной его отмене. Весной 202о года в НКРЭКУ заявили, что отмена льгот для населения по оплате э/э принесет бюджету дополнительно около 50 млрд. грн.

Однако тогдашний министр энергетики Ольга Буславец заверила, что в этом году тарифы для населения повышать не будут. Как видим, действительно, в 2020 году тарифы для населения не повысились, повышение произойдет в первый же день 2021 года.

ВЫХОД НАЭК “ЭНЕРГОАТОМ” И ГП “ГАРАНТИРОВАННЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ” НА РЫНОК ДВУСТОРОННИХ ДОГОВОРРОВ

С весны этого года не утихали разговоры о системном кризисе в энергетике, и в частности – о плачевном положении НАЭК “Энергоатом”, которая оказалась на грани банкротства.

Как говорят в самом “Энергоатоме”: “компания, которая никогда не нуждалась в дотациях из госбюджета, а наоборот – гарантировала стабильные миллиардные отчисления, может полностью обанкротиться. Даже на фоне мирового кризиса компания стабильно выполняет социальные обязательства по поставкам домохозяйствам экологически чистой и самой дешевой электроэнергии. Почему же долговая нагрузка на НАЭК только растет?”

Стоит отметить, что до августа 2020 г. компания практически весь объем произведенной электроэнергии (85%, а затем 80%) поставляла “ГарПоку”. Соответственно, объема, с которым компания могла бы выходить на различные сегменты рынка электрической энергии, в частности на рынок двусторонних договоров, практически не оставалось.

С августа этого года ситуация немного изменилась: согласно постановлению Кабмина №694 от 5 августа 2020 г., НАЭК поставляет э/э для населения в рамках ПСО на уровне около 55% от общего объема производимой э/э, по цене 1 копейка за кВт-ч и около 40% НАЭК сможет продавать на рынке двусторонних договоров.

По данным Ольги Буславец, с июля по двусторонним договорам “Энергоатом” продал 6,8 млн. МВт-ч на сумму 9,2 млрд. грн. (с НДС).

По ее мнению, внедрение рынка двусторонних договоров дало ряд позитивов для госкомпании. В частности, для “Энергоатома” это дало возможность:

– создать базис для обеспечения отечественной промышленности доступной “атомной” электроэнергией от производителя;

– уменьшить значительный профицит предложения электрической энергии, обязательной для продажи именно на рынке “на сутки вперед”;

– сократить объемы небалансов на сумму до 1 млрд. грн. в месяц;

– оживить денежный оборот компании в результате своевременного получения средств;

– прекратить наращивание долга со стороны “Гарантированного покупателя”, что составляет более 7,5 млрд. грн.

Вспоминая о “ГарПоке”, то с октября месяца ГП также вышло на рынок двусторонних договоров с возможностью продажи электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии. Соответствующе постановление “О внесении изменений в Порядок проведения электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам” принял Кабмин 28 сентября.

По данным Буславец, за эти три месяца он продал более 450 тыс. МВт-ч “зеленой” электроэнергии на сумму 743,7 млн. грн. (с НДС).

“Благодаря выходу на РДД “Гарантированному покупателю” удалось уменьшить объемы небалансов, увеличить объем средств от реализации “зеленой” электроэнергии и ускорить их получения, улучшить уровень расчетов по “зеленому” тарифу”, – считает Ольга Буславец.

Отметим, что с начала года и по состоянию на 16 декабря уровень расчетов ГП “Гарантированный покупатель” с производителями электроэнергии из возобновляемых источников энергии достиг 45,5%. По его данным, в январе-феврале и августе-сентябре предприятие полностью рассчиталось за произведенную ВИЭ электроэнергию. В марте этот показатель составил 47%, апреле-мае – 5%, июне – 4%, июле – 3,5%, октябре – 94%, ноябре – 8,4%, за 10 дней декабря – 9%.

В целом “ГарПок” с начала этого года купил 9,856 млн. МВт-ч “зеленой” электроэнергии, уплатив за нее 21,6 млрд. грн. по “зеленому” тарифу.

По расчетам “Энергореформы”, исходя из указанных данных, долг “ГарПока” за “зеленую” электроэнергию по состоянию на 16 декабря увеличился до 25,87 млрд. грн.

“УКРЭНЕРГО” VS РФ ИЛИ НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ КОМПАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ АР КРЫМ

НЭК “Укрэнерго” в конце августа 2019 г. уведомило РФ о передаче в арбитраж требований о споре относительно незаконного захвата своих инфраструктурных объектов на территории Крыма. Арбитраж инициирован за нарушение межправительственного соглашения обеих стран о поощрении и взаимной защите инвестиций от 1998 года.

Стоит напомнить, что на территории временно оккупированной АР Крым до аннексии полуострова работало обособленное подразделение “Крымская электроэнергетическая система” НЭК “Укрэнерго”, которое обслуживало свыше 1300 км магистральных линий электропередачи и 17 высоковольтных подстанций. Также в Крыму действовали оздоровительный комплекс “Семидворье”, пансионат “Энергетик” и производственное предприятие “Южэнергопром”.

Арбитражный суд по делу был сформирован 27 марта 2020 года. В его состав вошли Достопочтенный Лоуренс Коллинз (председательствующий арбитр), господин Д. Брайн Кинг (арбитр, назначенный Укрэнерго) и профессор Габриэль Боттини (арбитр, назначенный РФ).

Интересы НЭК в споре с Россией представляет международная юридическая фирма LALIVE со штаб-квартирой в Швейцарии.

20 октября Арбитражный суд (Париж) перешел к рассмотрению иска НЭК “Укрэнерго” к Российской Федерации.

Украинская компания ожидает получить от России за экспроприированные активы – EUR527,53 млн. с учетом процентов (по состоянию на 20 октября 2020 года).

Стоит также отметить, что НАЭК “Энергоатом” также намерен начать процесс против РФ о компенсации за утраченную Донузлавскую ВЭС, которая расположена в Сакском районе оккупированного РФ полуострова.

ГП заключило в середине декабря договор с международной юридической фирмой Shearman & Sterling о предоставлении услуг по подготовке и направлению уведомления о споре от его имени в Российскую Федерацию.

РОТАЦИЯ ЧЛЕНОВ НКРЭКУ

1 июля президент Украины Владимир Зеленский утвердил схему ротации членов Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), до 2025 года.

Согласно обнародованному на сайте президента указу №258/2020, первой (до 1 июля 2020 года) ротация применяется к члену комиссии Елене Антоновой. Еще через год ротация коснется Оксаны Кривенко (до 1 июля 2021 г.), далее – Алексея Магды (до 1 июля 2023 г.), потом Ольги Бабий и Дмитрия Коваленко (до 1 июля 2024 г.), а после Руслана Кайдаша и Валерия Тарасюка (до 1 июля 2025 г.).

Буквально через неделю, 9 июля энергорегулятор объявил конкурс по отбору кандидатов. Получив 17 заявок к конкурсу, допустили 16 претендентов, среди которых экс-первый замминистра энергетики и защиты окружающей среды Виталий Шубин, вице-президент Energy Club Валерий Безус, начальник департамента электроснабжения “Укрзализныци” Валерий Людмирский, экс-член НКРЭКУ Руслан Машляковский, экс-глава ГП “НЭК “Укрэнерго” Константин Ущаповский, глава общественного союза “Энергетический Союз” Ольга Тагиева, Светлана Терещенко и Галина Руденко, занимающие руководящие должности в НКРЭКУ, а также Ирина Рожанская, ранее работавшая в регуляторе. Также Виталий Лазаренко, заместитель гендиректора – главный инженер Кременчугской ТЭЦ и Александр Гошкодеря, заместитель гендиректора по охране труда и капитальному строительству этой ТЭЦ.

Кроме того, к конкурсу были допущены Владислав Сагир, ранее работавший в ПАО “Центрэнерго”, Андрей Борисенко, ранее работавший в нескольких облэнерго и НЭК “Укрэнерго”, Антон Мягков, работавший в Фонде госимущества, ряде облэнерго и НЭК “Укрэнерго”, Олег Полищук, работавший как в НАЭК “Энергоатом”, так и в ГП “Энергорынок”.

Так, по результатам двух собеседований Ущаповский с Машляковским набрали наибольшее количество баллов по 156,3, на втором месте – ранее работавший в “Укрэнерго” Антон Мягков со 147,5 баллами, на третьем – работавшая в НКРЭКУ Ирина Рожанская со 145,1 баллом.

В октябре конкурсная комиссия по отбору членов НКРЭКУ рекомендовала на должность члена комиссии Ущаповского с Машляковского. Однако, Кабинет министров Украины отклонил предложенные кандидатуры. Потому кресло члена НКРЭКУ до сих пор остается вакантным.

Елена Антонова, оспаривающая прекращение своих полномочий в НКРЭКУ после выхода указа президента о ротации членов НКРЭКУ с 1 июля, в интервью агентству “Интерфакс-Украина” отметила, что считает свою позицию в суде юридически сильной, а также не видит оснований для проведения конкурса на замещение вакантной должности.

Секретарь конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность членов НКРЭКУ Светлана Голикова заявила, что закон о НКРЭКУ требует изменений в вопросах увольнения ее членов во избежание правовой коллизии, связанной с правом президента Украины определять их ротацию и распределением полномочий между Кабинетом министров и регулятором на увольнение. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version