В начале 2020 г. президент Владимир Зеленский назвал Украину “недоинвестированной” и призвал вкладывать в нее деньги. Однако уже в октябре чистый приток инвестиций из-за рубежа упал в 20 раз.
Зеленая энергетика – одна из отраслей, где падение ощущалось особо сильно, и прошлый год стал для нее едва ли не самым сложным за все время. А пересмотр тарифов и миллиардные долги со стороны государства заставили представителей отрасли задуматься о ее будущем.
О том, какими будут настоящие последствия года для зеленых производителей, придут ли снова инвестиции в Украину и когда отрасль сможет работать без государственной поддержки, Kosatka.Media рассказал управляющий партнер группы компаний Imepower Юрий Кубрушко.
Можно ли посчитать убытки от 2020 года
– 2020 год называют годом выживания зеленой энергетики в Украине. Согласны ли вы с этой оценкой?
– Этот год для зеленого сектора был достаточно пессимистичен. Проблема не только в том, что были неплатежи и конфликт, который еще не до конца исчерпан. А еще и в том, что весь этот год со стороны политиков в общественное мнение встраивалась конструкция, что зеленая энергетика это плохо; что это или только олигархи, или какие-то очень плохие инвесторы; что все они ничего не делают, а только зарабатывают бешеные деньги.
Поэтому восприятие зеленой энергетики рядовым гражданином или рядовым потребителем электроэнергии приблизилось к восприятию как схем или чего-то негативного. Это будет иметь гораздо более долгое влияние на этот сектор и его развитие, чем то, как быстро вернут долги и будет решен вопрос с платежами.
– А как решимость инвестора вкладывать средства может зависеть от того, что о нем думает рядовой украинец?
– Во-первых, есть тезис о том, что любое новое строительство или инвестиционный проект в Украине так или иначе оплачивается потребителем. Поэтому, когда инвестор вкладывает деньги в новые станции, он думает, готов ли потребитель за это платить.
У нас есть опыт последних лет. Когда в Украину приходили инвесторы, они имели такую логику: в стране установлены какие-то официальные цели по развитию ВИЭ, есть нормативно-правовая база, которая поощряет эти инвестиции, соответственно, есть какой-то общественный компромисс двигаться в этом направлении. Сейчас они видят, что все выглядит иначе, и позиция по зеленой энергетике не выглядит общественной договоренностью между потребителями и государственными органами, которые это ввели и годами поддерживали.
Также крупные промышленные потребители э/э не хотят платить повышенный тариф оператора системы передачи (Укрэнерго), в котором есть компонент компенсации зеленым. Некоторые из них ушли в суды и требуют, чтобы их освободили от уплаты высокого тарифа на передачу. Другие потребители пролоббировали для себя статус зеленой металлургии и освобождены от уплаты полного тарифа. Как я понимаю, это еще не конец и в следующем году будут попытки других промышленных потребителей через суды снять с себя уплату зеленого тарифа, или они будут пытаться расширить понятие зеленой металлургии, сделать зеленую химию или что-то еще, чтобы получить право освободиться от уплаты компенсации зеленым.
Как раз это и показывает, что в Украине нет единого мнения, что эта уплата нужна, что эти деньги идут на хорошее дело, на развитие экологической генерации. Это создает нестабильность. Потому что одно дело, когда инвестор понимает, что платить никому не нравится, но все платят, а другое – когда все судятся и ищут пути, чтобы не платить. Тогда уверенность, что каждый месяц можно будет получать 100% средств, постоянно уменьшается.
– Событие 2020 года – пересмотр зеленых тарифов. Государство, пытаясь стабилизировать ситуацию в энергетике, разрушило планы инвесторов. Возможно ли подсчитать объем доходов, которые не были или не будут получены?
– Если говорить о законе №810, то эффект от его внедрения был подсчитано и Министерством энергетики и зелеными производителями. Это около 6-7 млрд. грн. ежегодно, которые экономит Гарантированный покупатель и не будут получать инвесторы.
– Какие проекты СЭС/ВЭС были запущены в этом году? И известны ли конкретные проекты, которые не были запущены именно в связи с изменением тарифов?
– Во-первых, всегда есть лаг между тем, когда проект получил финансирование, когда его построили, и когда он начал работать по зеленому тарифу и получать деньги. Во времени это может быть довольно сильно разнесено. Поэтому говорить, что, мол, в марте начались неплатежи, затем снизили тариф, а зеленые продолжили строиться – это не корректно. Те, кто построились в этом году – практически все они имели финансирование еще в прошлом году, купили оборудование, подписали контракты, а потом обратной дороги уже не было. Есть еще проекты, которые достраиваются.
А вот об инвесторах в СЭС и ВЭС, которые бы в 2020 году принимали решение “мы будем строиться”, и чьи проекты были бы профинансированы и запущены, мне не известно. В этом нет никакого смысла, потому что с марта по июль у нас уровень платежей от Гарантированного покупателя был меньше 10% – это отпугнуло всех, и новых проектов никто не начинал. Речь идет только о достройке затянувшихся проектов.
Как быстро государство рассчитается с долгами
– Как вы думаете, удастся ли ГарПоку рассчитаться с долгами? Насколько последовательно выполняется заключенный с правительством Меморандум?
– Здесь есть три вопроса. Первый – погашение старого долга ГарПока, который был на 1 августа 2020 г. (там, где 40% должно быть оплачены до конца 2020 г. и 60% в следующем году). Я вижу со стороны правительства попытки выполнить эти обязательства. Идет активная работа. Вместо выпуска ОВГЗ работает механизм, когда правительство дает государственные гарантии Укрэнерго, чтобы оно могло привлекать кредиты для расчетов с ГарПоком.
Государственные гарантии на 11,3 млрд. грн. Укрэнерго уже получил и этот вопрос может быть утвержден в начале января 2021 года. Кредиты государственных банков позволят покрыть 40% долга. Здесь есть прогресс.
Второй вопрос – новый долг, который был создан с августа по декабрь 2020 года. По данным ГарПока, они закрыли на 100% август, сентябрь и октябрь. Ноябрь и декабрь – очень низкий уровень платежей. Но я не до конца понимаю, сколько денег Укрэнерго оплатит ГарПоку, и сколько ГарПок оплатит зеленым. Когда это произойдет, тогда можно будет сказать, будет ли новый долг большим или нет. Он может быть и 3-4 млрд. грн., а может и 1-2 млрд. грн. По нему нет утвержденных источников финансирования, хотя предполагалось, что расчеты будут стопроцентными.
Третий вопрос – текущие платежи в 2021 году. Мы прогнозируем дефицит в 20-25% из-за того, что в бюджете не было заложено софинансирования из бюджета Гарантированного покупателя для расчетов с зелеными (быть 20%). И каких-то механизмов на сегодняшний день не было предложено. А Регулятор достаточно жестко придерживается принципа, что эти 20% не касаются регулятора и не должны быть включены в тариф Укрэнерго. Эта дыра планово на 2021 год существует.
Суды против ГарПока, суды против зеленых
– Насколько активно зеленые производители начали судиться с государством, в том числе в международных арбитражах? И представим, что зеленые выиграли все суды. Каким будет развитие ситуации в таком случае? Может ли ГарПок стать банкротом?
– Здесь следует различать три категории судов. Первая – суды в Украине. Вторая – суды в международных коммерческих арбитражах против ГарПока в рамках самого договора купли-продажи электроэнергии. К ним может прибегнуть ограниченное количество инвесторов, которые имели этот пункт в контрактах PPA о том, что к их договору с ГарПоком может быть применен арбитраж в Париже. И третья категория – инвестиционные арбитражи, которые используют механизмы международных договоров, в которых Украина является стороной (так называемые Bilateral investment treaty), или арбитражи в рамках Energy Charter.
Насколько я знаю, арбитражи второго типа – где стороной выступает ГарПок – сегодня никто не инициировал. И я не думаю, что есть смысл идти в арбитраж именно против ГарПока.
Поэтому основная угроза со стороны инвестиционных арбитражей, или со стороны обычных украинских судов. Но в этом моменте есть два нюанса. Первый: на инвестиционные арбитражи нужно потратить несколько лет и несколько миллионов долларов. Поэтому это не массовая вещь. И она может помочь украинским инвесторам, или инвесторам, которые потратили относительно небольшие средства.
А относительно украинских судов, то вопрос, что именно взимать с Гарантированного покупателя. Нет проблемы выиграть суды. Но если потом арестовывать его счета, то это вообще заблокирует и заморозит весь процесс расчетов со всеми зелеными.
Здесь, скорее, возникает вопрос, а что делать ГарПоку со своей дебиторской задолженностью? Поскольку у него большая задолженность со стороны Укрэнерго, а с другой стороны, если Укрэнерго погасит долг на 1 августа (22,4 млрд. грн.), то встанет вопрос – а чем обеспечены обязательства ГарПока, и что могут взыскать инвесторы? Здесь нет легкого и простого решения.
Я думаю, что государство некоторое время может чувствовать себя спокойно, потому что суды – это длительный процесс. Но будут долгосрочные последствия между этим конфликтом и привлечением новых инвестиций. Я вообще не понимаю, как на фоне невыполнения Меморандума и закона №810, на фоне накопления долгов – как можно говорить о водороде или аукционе, или о строительстве новых балансирующих мощностей? Потому что Украина на несколько лет вперед уничтожает свой инвестиционный имидж по тем проектам, где стороной является государство или какие-то государственные предприятия.
Инвесторам дается очень четкий сигнал: если здесь меняется власть, конъюнктура, точка зрения, какие сектора красивые, то в одностороннем порядке могут меняться условия поддержки или любые условия функционирования соответствующих предприятий. Для энергетики это будет иметь очень далеко идущие последствия. И именно их государство ощутит в первую очередь, а не итоги судов.
– Конституционный суд сейчас рассматривает иск народных депутатов, которые оспорили конституционность закона о зеленых тарифах. Если суд поддержит депутатов – к чему это приведет?
– Это будет слом всего, что есть. Это будет слом не только сектора ВИЭ, но и сектора энергетики, потому, что у инвесторов не будет на что опираться. Всегда будет риск, что ты придешь в страну, чтобы что-то построить, а через 1-2-3 года базовые законы признают неконституционными, возникнут правовые коллизии, возникнет правовой вакуум или примут новые законы. Это идеальная нестабильность и непредсказуемость. Если такое решение судом будет принято, это будет мега негативный прецедент.
– А что конкретнее будет значить решение суда, если оно будет не в пользу зеленых?
– Сразу после решения Конституционного Суда зеленые тарифы не снизятся. Суд сделает какой-то общий вывод. Например, в негативном для зеленых варианте это будет звучать так, что какие-то нормы, какие нормы законодательства, регулирующие зеленые тарифы, являются неконституционными. Будут объяснения, почему так считает Конституционный Суд и рекомендации, как это можно изменить и предусмотреть иной порядок установления этих тарифов. После этого у Верховной Рады будет возможность изменить эти законы и установить другой порядок утверждения этих тарифов (например, все отдадут на откуп Регулятора или будет найден другой путь).
Это будет первый шаг, но он сразу создаст невозможность прогнозировать, что будет дальше. Потому что инвесторы боятся ситуации неизвестности – они не будут знать, когда Верховная Рада примет какие изменения, что в них будет, кому отдадут полномочия определения тарифов и какими они будут. Это будет ситуация полного риска.
– Руководитель одной из международных финансовых организаций недавно заявил, что до полного расчета со стороны ГарПока его организация не будет одобрять инвестиции в Украину. А как настроены другие инвесторы?
– На сегодня можем сказать, что в 2021 году не придет никто. Судя по общению с нашими клиентами и инвесторами, финансирование всех новых проектов в сфере возобновляемой энергетики остановлено.
Ситуация может измениться только одним образом. Если сейчас идет позитивный сценарий, который все еще теоретически возможен (Укрэнерго платит 40% долгов ГарПоку, ГарПок рассчитывается с зелеными, рассчитываются по новому долгу, принимают какой-то план действий по 2021 году, и есть сигнал, что обязательства по Меморандуму серьезно воспринимаются государством), тогда ситуация психологически улучшается и есть возможность, что какие-то проекты в энергетике могут быть реализованы. Если этого не происходит и мы будем каждый месяц считать дефицит, тогда будет понимание, что государство снова нарушает обязательства и ни один адекватный банк или инвестор деньги вкладывать не будет.
Если положительного решения не будет, ситуация ухудшится на несколько лет вперед, потому что за полгода такие вещи не забываются.
Когда зеленые смогут работать без поддержки государства
– До сих пор под вопросом, будет ли открыт в 2021 году рынок электроэнергии для частных потребителей. Если это произойдет, то сможет ли зеленая генерация на нем конкурировать с другими видами генерации?
– На сегодняшний зеленая генерация с другими видами конкурировать не может, потому что находится на иной степени цикла развития. Ведь кроме зеленых все станции, что работают – это старые станции. Их построили 30-70 лет назад, и они продают э/э по цене, которая покрывает их операционные расходы. У зеленых ситуация иная. Операционные расходы у них низкие (потому что нет топлива), но у них очень большие расходы на возвращение инвестиционного финансирования (банкам, своим акционерам). Так как в Украине высокая стоимость капитала, этот компонент достаточно велик.
Я думаю, что ситуация может измениться лет через 5. Тогда будет еще более дешевым строительство ВЭС и СЭС. А с другой стороны надеюсь, что станет ниже стоимость заимствований капитала для таких проектов. Также может идти параллельный процесс – поднятие налога на выбросы СО2, что немного повысит стоимость генерации ТЭС и ТЭЦ. И в каком-то году эти два тренда могут встретиться. Тогда можно будет строить ВЭС и СЭС полностью в рыночных условиях, без государственной поддержки, без аукционов, тарифов, премий. Но это где-то в горизонте 5 лет.
– Что ожидает зеленую генерацию в 2021 году? Какие сценарии возможны при условии погашения долгов или в случае наращивания новых?
– Я не думаю, что он будет настолько тяжелый, как 2020 год. Надеюсь, что уровень платежей будет значительно выше, чем в 2020 году, и есть хорошие шансы держаться на уровне 70-80%.
Но год будет достаточно нестабильный и неопределенный, так как государство еще не сделало психологический выбор: относиться к зеленым как к нормальным инвесторам, с которыми надо считаться и искать компромисс, или наоборот – как к преступникам, схемотворщикам, которые зарабатывают какие-то баснословные деньги, ничего не давая экономике. Тогда вопрос будет звучать так: сколько денег будет, столько зеленым и заплатят, а что будет дальше, государства не касается.
Подписание меморандума и принятия закона №810 отсрочило необходимость принятия этого решения. Но момент такой развилки сейчас присутствует, и какой дорогой пойдет Украина, мы с вами увидим. А пока государство не примет решение, будет нестабильность. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)