В 2020 г. импорт бензинов в Украину составил 1,095 млн. т, что на 5,5% больше, чем в позапрошлом году (1,038 млн. т). Об этом сообщили в “Консалтинговой группе “А-95” со ссылкой на оперативные данные.
По данным “А-95”, белорусские НПЗ в 2020 г. нарастили отгрузки бензинов на 23,7% (на 163 тыс. т), до 854,5 тыс. т, тем самым увеличив свою долю в импорте бензинов с 67% до 78%.
Наибольшие объемы поставок белорусского ресурса наблюдались летом: в июне было импортировано 97 тыс. т, в июле – 92 тыс. т, в августе – 89,4 тыс. т. Тогда как в остальные месяцы объем импорта из Беларуси колебался в пределах 45-75 тыс. т.
Поставки из Литвы за отчетный 2020 год сократились на треть (28,4%), до 235,1 тыс. т, что, соответственно, по итогу года привело к снижению доли в импорте с 32% до 21%.
Эксперты “А-95” отмечают, что рост доли белорусских бензинов и снижение ресурса из Литвы в Украине обусловлен продажей бензинов “Белорусской нефтяной компанией” в портфеле с дизельным топливом по терм-контрактам на 2020 г.
Однако, по информации enkorr, уже по долгосрочным контрактам на 2021 г. трейдеры либо отказались от такого портфельного предложения, либо сократили объемы бензинов в пакете c дизельным топливом в пользу покупки ресурса на спотовом рынке.
Кроме того, трейдеры отмечали, что объемы терм-контрактов на поставку белорусских бензинов в текущем году снизились, в том числе из-за растущих объемов производства на Кременчугском НПЗ. В ходе онлайн-конференции LPG Ukraine 2020 генеральный директор “БНК-Украина” Евгений Поспелов заявил, что на 2021 г. компания сократит поставки бензинов марки А-92 по долгосрочным контрактам на 1,2%, до 16 тыс. т в месяц.
Крупнейший украинский НПЗ “Укртатнафта” на протяжении последних лет ведет борьбу за увеличение рынка автомобильного бензина, который с 2014 года сократился вдвое из-за популярности сжиженного газа. С подачи компании в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым предлагается унифицировать акциз на бензин, автогаз и ДТ на уровне 139,5 евро за 1000 л.
В свою очередь Украинская ассоциация сжиженного газа через своих парламентских лоббистов во главе с Ниной Южаниной зарегистрировали законопроект, который предусматривает фиксирование соотношения ставок акцизного налога на автогаз на уровне 25% от ставки акциза на автомобильные бензины.
Компромиссным эксперты называют еще один проект закона, инициатором которого является глава Комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. Он предлагает уменьшить акциз на бензин с 213,50 евро до 169,5 евро за 1000 л и повысить акциз на СУГ с 52 евро до 124,50 евро за 1000 л. При этом акциз на дизельное топливо оставить на текущем уровне – 139,5 евро/1000 л. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)