Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: законодательные барьеры для биоэнергетики ставят под угрозу реализацию Европейского зеленого курса

Законодательные барьеры для биоэнергетики ставят под угрозу реализацию Украиной Европейского зеленого курса, считает глава правления Биоэнергетической ассоциации Георгий Гелетуха.

“Говорить о том, что Украина намерена реализовывать Европейский зеленый курс, развивать направления по преодолению последствий климатических изменений, при отсутствии государственной поддержки биоэнергетической отрасли – это нонсенс. Сектор дает сейчас около 70% всего вклада возобновляемых источников в производство энергии в Украине, а его развитие очень пробуксовывает”, – отметил Гелетуха в комментарии “Энергореформе”.

По его словам, биоэнергетика уже сегодня нуждается, по крайней мере, в около десяти законах, необходимых для ее развития, в частности, по отмене налога на СО2, производству и использованию биометана, поддержке развития энергетических плантаций.

“Откровенно говоря, в текущем году из всех разработанных нами совместно с Госэнергоэфективностью законопроектов шанс дойти к Раде имеет только один – по биотопливной бирже. Остальные не находят поддержку то в одном, то в другом ведомстве, и это существенно тормозит развитие отрасли”, – оценил законодательные перспективы глава правления БАУ, указав, что среднегодовой темп прироста составляет около 16%, и последние три года он находится приблизительно на одном уровне.

Кроме того, одной из существенных преград для биоэнергетики он назвал задержку с проведением зеленых аукционов и низкие квоты для биоэнергетики, установленные профильным министерством (60 МВт на 2021 год).

Гелетуха отметил, что зеленые тарифы в качестве господдержки с каждым годом теряют свою привлекательность для инвесторов, поскольку их действие заканчивается уже с 2030 года, а с 1 января 2023 они вообще не предусмотрены для новых биоэнергетических предприятий.

“Все ждут аукционов. И чем позже они начнут происходить, тем меньше будет электрогенерации на биомассе и биогазе. Это прямая потеря инвесторов”, – считает он.

В качестве примера эксперт назвал проект, готовящийся к реализации Хмельницкой биотопливной компанией – строительство биоТЭС 42 МВт на соломе.

“У них уже есть ТЭО, начали проектирование, но строительство займет около 3 лет, и по зеленому тарифу в таком случае останется лет 6-7. Они на них уже не пойдут, ожидают аукционов. И это типичный пример. Таких инвесторов достаточно много”, – указал Гелетуха.

При этом он сообщил о намерениях БАУ добиваться увеличения квоты на зеленые аукционы для биоэнергетики, по крайней мере, до 100 МВт в год, что, по его словам, “хотя бы приближенно отвечало реальным потребностям и перспективам сектора”.

В то же время, от эффективности зеленых аукционов будет зависеть позиция биоэнергетиков относительно снятия ограничения 1 января 2023 г. на получение зеленого тарифа, введенного законом о поддержке ВИЭ № 810-IX.

“Скорее всего, принятие этой правки было случайностью. Но при отсутствии зеленых аукционов господдержка биоэнергетики уже через два года фактически приостановится. Если эти аукционы будут и дальше задерживаться или будут неэффективными, будем добиваться внесения изменений в закон и отмены этой нормы”, – выразил мнение глава ассоциации.

Вместе с тем, БАУ уже сейчас намерена отстаивать позицию представителей отрасли относительно необходимости отмены еще одной правки к закону – об установлении нулевого отклонения прогнозирования производства э/э из биосырья.

“С 1 января для зеленой энергетики вводится плата за небалансы, при этом для биоТЭС предусмотрена нулевая погрешность, в отличие от СЭС и ВЭС, по которым допускается 5% и 10% погрешности соответственно. Но при всей стабильности работы биоТЭС не могут стопроцентно рассчитывать свою выработку. Это зависит, в частности, от качества сырья, необходимости замены деталей оборудования, как, например, часто случается при использовании биогаза со свалок, а также обрывов линий элетропередач, что означает прекращение на время подачи ресурса в энергосистему”, – разъяснил глава правления БАУ, отметив, что для биоТЭС также необходимо предусмотреть возможность отклонения в 5%.

По его словам, если биоэнергетики не найдут понимания в этом вопросе, это окажется существенным дополнительным грузом на отрасль: “По расчетам одной компании, работающей на газе со свалок, если бы такая схема действовала уже в 2020 году, то она заплатила бы штрафы за небалансы на уровне 2,5 млн. грн. Это очень значительная сумма для этой компании”.

При этом отрасль биоэнергетики из-за существенных долгов ГП “Гарантированный покупатель” страдает от отсутствия средств не только на оплату кредитов, осуществления текущих платежей, но и на оплату топлива и сырья, обратил внимание Гелетуха, подчеркнув, что ее долги поставщикам составляют около 250 млн. грн.

“Уже сейчас об угрозе закрытия заявили два предприятия – Югеэнергопромтранс и Смелаэнергопромтранс. У них еще до середины января действуют договоренности с гослесхозами о поставках сырья в долг, но это было последнее предупреждение. Если ситуация с оплатой зеленой электроэнергии в ближайшее время не стабилизируется, то могут объявить о закрытии и другие компании”, – очертил перспективы глава правления БАУ.

При этом он отметил, что отрасль поддержала идею прямой продажи зеленой э/э ее производителями и выход из балансирующей группы “ГарПока”, и вместе с тем внедрение так называемых “контрактов на разницу”, но подчеркнул, что “продвижение этого законопроекта также пробуксовывает”.

Как сообщала Энергореформа, проект решения НКРЭКУ не предусматривает погашение долгов перед ВИЭ на 1 августа, в общей сложности превышающих 22 млрд. грн. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version