Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: FT и Nikkei об энергетическом секторе в 2025 году

Энергетическая революция во многом определит, кто будет мировым лидером.

Профильные журналисты британской Financial Times и владельца газеты, японского издательского дома Nikkei, анализируют, какой может быть через пять лет ситуация в той сфере, о которой они пишут. VTimes в течение пяти дней представляют их мнения в пяти областях – рынке труда, финансах, энергетике, потребительском секторе, технологиях.

Энергетика

Дэвид Шеппард, редактор отдела “Энергоресурсы” Financial Times

История нефтяного сектора в течение более чем 100 лет характеризуется долгосрочными периодами бума и обвала цен: при этом низкие цены в конечном итоге приводили к подорожанию нефти, поскольку недостаточные инвестиции и рост потребления создавали дефицит. Поскольку почти весь 2020 год цена нефти не превышала $40 за баррель (а это в два с лишним раза меньше, чем шесть лет назад), было бы естественно предполагать, что цикл сменится и к 2025 г. нефть существенно подорожает.

Однако сегодня однозначно рассчитывать на это не приходится. Мировая энергетическая система находится на пороге трансформации, которая происходит раз в столетие. Из-за амбициозных правительственных программ по сокращению вредных выбросов и быстрого увеличения числа электромобилей на дорогах спрос на нефть, как ожидается, достигнет пика уже в обозримом будущем – возможно, в течение 10 лет. Это затуманивает перспективы развития отрасли, привыкшей к вечному росту.

Но даже если спрос уменьшится, может ли возникнуть нехватка предложения, если энергетические компании прекратят инвестировать в разведку и добычу? Или крупнейшие производители будут пытаться выкачать каждый баррель, опасаясь, что сидят на активах, которые вскоре могут обесцениться? Как может выглядеть такое будущее, мир узнал, когда в марте разразилась короткая ценовая война между Саудовской Аравией и Россией.

Никто не знает точно, как будет складываться ситуация. Но приближение пикового спроса грозит перевернуть устоявшиеся представления, даже такие укоренившиеся, как нефтяной цикл.

Хирофуми Мацуо, старший корреспондент Nikkei

Мы стоим на пороге энергетической революции. Переход к миру с нулевыми выбросами углекислого газ вызывает изменения не только в структуре спроса и предложения энергоресурсов, но и в международной политике и бизнесе. В ближайшие пять лет определится, кто эту революцию возглавит.

В дополнение к ЕС и Японии избранный президент США Джо Байден пообещал обеспечить нулевой уровень выбросов парниковых газов не позднее 2050 г. Китай, рекордсмен по этим выбросам, поставил себе целью сократить их до нуля до 2060 г. Для реализации этих планов потребуются радикальные технологические инновации, изменения в экономических и общественных структурах. Продажи электромобилей, по подсчетам Международного энергетического агентства, к концу 2030 г. должны вырасти в 20 раз, а поставки водорода – в 100 раз.

Требуемый переход к системе электроснабжения, основанной на возобновляемых источниках энергии, по оценкам экспертов, потребует инвестиций в размере $1,6 трлн., что превышает сегодняшний уровень в четыре раза.

Страны и компании, которые контролируют технологии, позволяющие в таких масштабах снизить вредные выбросы, при движении к декарбонизированному обществу будут иметь конкурентное преимущество. Если ХХ век был нефтяной эпохой, в которой лидировали США, то в XXI в. вызов им бросит Китай. У него будет доминирующая доля на мировом рынке технологий и продукции – таких как солнечные панели, ветряные установки, электромобили и аккумуляторы, – необходимых для реализации мер по борьбе с изменением климата. В Китае действуют программы по развитию возобновляемой энергетики, он контролирует крупные месторождения редкоземельных металлов, нужных, например, для производства моторов для электромобилей. Энергетика будет одной из сфер столкновения Китая и США, борющихся за технологическое доминирование.

Обеспечение ресурсов – но уже не ископаемого топлива, а необходимых для энергоперехода, – станет одной из главных задач в деле поддержания высоких темпов экономического роста. (Перевели Виктор Давыдов и Михаил Оверченко, vtimes.io/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version