Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: почему города не покупают летом дешевый газ на зиму

В начале лета 2020 г. оптовая коммерческая цена природного газа на европейском и украинском рынках упала до рекордно низкого уровня за последние 15 лет. Таким образом, с января до начала июня прошлого года она уменьшилась втрое. И держалась на этом уровне как минимум до конца июля.

Это была прекрасная возможность качественно подготовиться к зиме и купить необходимый газ по низким ценам. Впрочем, ни один украинский город так не поступило.

Есть четыре причины, почему города и производители тепла (ТКЭ), которые зачастую являются коммунальными предприятиями, еще не пользуются всеми возможностями рынка газа.

Первая и основная причина – отсутствие мотивации. Именно по мотивации, а точнее – ее отсутствие, нужно начинать анализ этой проблемы. Потому, если бы была мотивация, то велся бы поиск возможностей для выхода из этой ситуации.

Руководитель теплокоммунэнерго и основатель такого ТКЭ (если это коммунальное предприятие, то основателем и владельцем обычно городская или поселковый совет) просто не заинтересованы экономить на цене газа или хотя бы искать гарантированный ресурс на зиму.

Почему этой мотивации нет?

Потому что экономия на цене газа для ТКЭ не приносит выгоды ни самому предприятию, ни его руководителю.

Сэкономленное на газе этого года у предприятия “отберут” в следующем году. Ведь при установке тарифа на производство тепла на следующий год регулятор или городской совет будут вынуждены пересмотреть и уменьшить тариф.

Так работает нынешняя модель тарифообразования на производство тепла.

А если уменьшат тариф, то и уменьшат уровень прибыли (даже тот скудный, который позволяют заложить в тариф), потому что не просто так такое тарифообразования называют “издержки +” – чем больше потратил, тем больше “+”.

Это краеугольный камень, с которого все начинается и с чем сталкивается каждый производитель тепла в Украине.

Вторая сложность – режим возложение специальных обязанностей (ПСО). Его ввели на время переходного периода (который затянулся в Украине уже на шесть лет), чтобы постепенно переходить от регулирования цен и условия поставки газа для ТКЭ до открытого рынка.

В рамках ПСО газ поставляется производителям тепла без предоплаты и без гарантированной его оплаты вообще. Поэтому, благодаря ПСО, теплокоммунэнерго не нужно привлекать оборотные средства на подписку газа, получать банковскую гарантию на оплату или использовать другие инструменты.

Мягко говоря, это не способствует платежной дисциплине – предприятия ТКЭ задолжали за газ более 38 млрд. грн., по состоянию на 6.01.2021.

Режим ПСО не только не стимулирует теплокоммунэнерго искать газ на зиму дешевле, но и вообще – искать газ. Он всегда есть. Неважно, по какой цене, важно, что его гарантированно дадут. Тем более, что долги за газ перед государственным поставщиком уже когда-то списывали.

Почему чиновники и чиновники пытаются так защищать ТКЭ от рынка? Потому что знают, действующее законодательство заставляет регуляторов устанавливать квазитарифы.

И это третья причина – квазитарифы, которые зачастую не покрывают даже затраты на производство, транспортировку, поставку тепла.

Кроме того, чиновники на выборных должностях хотят нравиться электората. А электорат – это потребители услуг ЖКХ.

Например, в разгар отопительного сезона по несколько раз в месяц пересматривать условия ПСО, как это было осенью 2018 года, менять правила начисления платы за отопление и тому подобное.

Цель одна – нравиться электората все больше и больше уже сегодня, несмотря на то, что будет завтра. А завтра обычно наступает быстро и болезненно.

Власть меняется, проблемы в отрасли остаются, как и потребители с преумноженными проблемами и еще большими затратами.

Потому что цены на энергоносители мало зависят от власти напрямую – мировые рынки диктуют цены, а потребитель все равно за них заплатит, как из левого кармана, так с правой.

В результате, по информации Минрегиона, по состоянию на начало сентября 2020 разница между затратами ТКЭ и тарифной выручкой (так называемая “разница в тарифах”) составила около 21 млрд. грн.

Это денежное измерение четвертой причине – непредсказуемой и непоследовательной регуляторной политики.

Также государству не слишком интересно наладить полную и своевременную оплату услуг. Хотя предприятия ТКЭ и так получают свою тарифную выручку с задержкой, Верховная Рада еще и установила максимальную пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг – 3,65% годовых.

Это ниже любую банковскую ставку в Украине. То потребитель захочет платить за коммунальные услуги вовремя и в полной мере, если режим “не платить” обходится ему так дешево.

Все эти нюансы насильно загоняют тепловиков на иглу ПСО, где правительство обещает им гарантирован газ и необязательную оплату. Это регулирование не способствует ни энергоэффективности, ни платежной дисциплине.

Производители тепла или города, которые действительно занимаются удешевлением и улучшением своих услуг, могли бы приобретать газ летом по низким ценам.

Это не обязательно позволило бы сразу снизить тариф на тепло, но точно высвободило средства для обновления сетей и оборудования, для улучшения услуг.

Однако эту проблему невозможно решить без совместного решения на уровне Верховной Рады и Кабинета министров Украины. (Алексей Хабатюк, заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК “Нафтогаз Украины”, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version