Последнее время в прессе разгорелись нешуточные споры о том, что Илон Маск не знает своего счастья: в Украине есть литий, которого так “не хватает” ему для производства электромобилей.
Одни “специалисты” говорят, что Илон уже едет, другие утверждают, что это неправда и вообще Маск не добывает литий, а производит аккумуляторы и электромобили (чистая правда). Государственная геологическая служба Украины (далее – ДГС) уже рапортует, что от продажи литиевых месторождений Украина погасит если не все, то значительную часть внешних долгов и построит “дата-центры в Кривом Роге и завод по производству электромобилей в Кропивницком” (прямая речь из ДГС). Страждущие граждане тихонько выходят в поля и начинают копать по ночам ямки в поиске лития. В интернете появляются объявления “продам литий дорого”.
Будучи представителем международной инвестиционной компании, инвестирующей в литиевые проекты, в т. ч. и украинские, очень кратко все объясню. Кого-то расстрою, кого-то обнадежу.
Итак, нет повести трагичнее на свете, чем повесть об украинском литии.
Литий – на сегодняшний день основной материал, для производства аккумуляторов. Сейчас в мире расцвет разведки и добычи лития. Это не материал будущего, как пытается кто-то говорить, а материал настоящего. В будущем будут новые батареи, так как все производители аккумуляторов производят изыскания новых материалов для батарей и декларируют, что через 20?30 лет литий утратит свое лидерство (Маск тоже в теме).
Пару слов о производственном процессе. Потерпите, это скучная часть.
Этап 1. Из земли добывается руда с содержанием лития (шахтный либо карьерный способ добычи). Из руды механическим способом извлекается концентрат лития.
Этап 2. На специализированном химическом комбинате из концентрата лития производится карбонат или гидроксид лития.
Этап 3. Производство катодов для батарей аккумулятора (специализированный завод).
Этап 4. Производство аккумуляторов (специализированный завод).
Этап 5. Производство электромобилей (специализированный завод).
Все этапы не связаны в вертикальную интеграцию и являются самостоятельными бизнесами, разбросанными в разных частях мира. Именно так – в разных странах, на разных континентах расположены разные этапы, принадлежащие разным собственникам. Маск – это этап 4 и 5.
Пик цены на литий пришелся на 2017 год, когда добыча литийсодержащей руды не успевала за производством аккумуляторов (спасибо Маску). И на рынке попахивало истерией. Последние 3 года наблюдается постоянный спад добычи из-за огромного количества открытия новых месторождений. Ожидается еще один всплеск цены лет через 10-15 если планы развитых стран пересесть на электромобили состоятся. А затем – снова спад из-за появления новых технологий для производства аккумуляторов.
Что есть в Украине?
Три основных месторождения лития, которые находятся в частной собственности. Четвертое маленькое, в расчет не беру. Одно из месторождений находится в 50 км от зоны боевых действий на Донбассе. 2 месторождения – в Кировоградской области.
Повторю для специалистов из ДГС: все месторождения находятся в частной собственности и продавать их повторно проблематично. Даже если включить их в инвестиционный атлас недр Украины.
Все месторождения разведаны во времена СССР и признаны тогда же неперспективными. Ну, никто в СССР тогда не верил в Маска. Интерес к месторождениям появился в 2015. Тогда же Украина засекретила информацию о литии (это секрет, даже для Илона).
С точки зрения украинского законодательства – эти месторождения являются разведанными с подтвержденными запасами, о чем торжественно сообщает ДГС (опять же не забываем об инвестиционном атласе недр). С точки зрения иностранного инвестора, материалы бывшего СССР могут так и оставаться в глубоком секрете. Потому, как не представляют интереса. Нужны они лишь для альманаха развития геологической службы в Украине.
Другими словами нужно с нуля разведывать украинские месторождения лития. А это 3 года разведки и минимум $10-15 млн. на одно месторождение и только после этого можно понять целесообразно ли добывать руду или нет. А потом 2 года проектирования шахты, 2?3 года согласований (я оптимист) и 2 года строительства. Итого 10 лет (не верите, спросите у Black Iron). Как тебе такое Маск?
Теперь пару слов о том, что происходит в мире
В Украине есть 0,5% от мировых запасов лития и около 10% от европейских.
Разброс месторождений по странам впечатляет: США, Канада, Австралия, Китай, Португалия, Испания, Чехия, Германия, Австрия, Финляндия, Боливия, Аргентина, Чили. Если кого-то не указал, то только потому, что именно в данный момент ведется открытие новых месторождений. Я не шучу, везде в мире активно разведывают литий и страны, как минимум, стимулируют частный капитал инвестировать, как максимум инвестируют сами (пример Чехии).
В США около 30 месторождений (кстати, у Маска в США производство и батарей, и авто).
В Европе около 10 месторождений (кстати, у Маска строится завод по производству авто в Германии). Проектов становится так много, что инвесторы занимают позицию “уговаривайте нас”.
Итого
В мире огромное количество лития, в том числе и в развитых экономиках.
США и Европа стимулирует разведку и добычу лития у себя.
Украина не конкурент на мировой карте добычи лития, но может запрыгнуть в уходящий поезд и быть частью европейского рынка (очень нужно постараться).
Кто виноват и что делать?
Нужно не мешать частным инвесторам, которые верят в то, что они смогут добывать в Украине литий. Им есть куда уходить с инвестициями. Дать по рукам и по другим местам свеженапечатанным инвестиционным атласом недр всем тем, кто мешает инвесторам и вводит в заблуждения правительство, президента и всех неравнодушных граждан. (Михаил Жернов, управляющий партнер международной инвестиционной компании Millstone&Co, НВ Бизнес/Энергетика Украины и мира)