Новая администрация США фактически загоняет Берлин в ловушку, из которой ему будет практически невозможно выбраться.
Немецкая газета Handelsblatt, ссылаясь на свои источники в администрации Джо Байдена, 1 февраля сообщила, что Белый дом выразил готовность обсуждать с Берлином отмену санкций в отношении проекта “Северный поток-2”.
Новая американская администрация, по данным издания, выдвинула ряд условий, выполнение которых Германией может стать предлогом к пересмотру санкционной политики Белого дома на этом направлении.
Во-первых, Вашингтон настаивает на создании механизма, который бы в случае прекращения транзита российского газа через территорию Украины сделал невозможной эксплуатацию российской трубы.
Во-вторых, у Байдена предлагают Берлину оказать помощь Украине в расширении газотранспортной инфраструктуры с тем, чтобы обеспечить возможность ее использования для поставок водорода.
Учитывая, что замещение водородом традиционных энергоресурсов – это новый тренд европейской экологической политики и Германия на этом направлении, к слову, в лидерах, предложение выглядит вполне рационально.
Оно привлекательно и с точки зрения защиты окружающей среды, и с точки зрения сохранения для Украины статуса влиятельного игрока на газовом рынке.
Кроме использование водорода – это диверсификация, т. е., как не крути, снижение влияния России на Европу.
Зрады нет
И вот почему.
По сравнению с прямолинейной политикой предыдущей администрации США в отношении “СП-2”, предложение команды Байдена, о котором пишет издание, – это весьма изящный ход.
Предыдущему президенту США Дональду Трампу не нужно было чинить трансатлантическое партнерство и мириться с Европой. Напротив, он с ней перманентно был на ножах.
Байден же еще в ходе избирательной кампании предельно четко обозначил как часть своего внешнеполитического курса обратное – примирение с европейцами и возрождение трансатлантических союзов, в том числе и с Германией, являющейся одним из лидеров ЕС.
В то же время одним из ключевых препятствий на пути улучшения отношений между Вашингтоном и Берлином, а значит и Брюсселем, является как раз “Северный поток-2”.
Санкции в отношении проекта, а также компаний и лиц, в нем задействованных, Белый дом отменить не может, поскольку это неминуемо повлечет за собой увеличение лояльности к Москве Евросоюза, подсевшего на российские энергоресурсы; а вслед за этим и ослаблению, собственно, трансатлантического партнерства.
Не говоря уже о том, что завершение “СП-2” станет крайне болезненным ударом для Украины, защита интересов которой – это защита интересов США и НАТО, сдерживающих агрессора на восточном рубеже Альянса.
И сигналы Берлину из Вашингтона – это де-факто ловушка для Германии. Что в Берлине, вероятно, хорошо понимают, но все же попытают счастья в переговорах, делая ставку на еврофилию Байдена.
Следовательно, если Германия примет условия Белого дома, т.е. попытается разработать механизм защиты Украины, то каким он будет? Как Берлину уберечь Киев от убытков, а себя – от зависимости от России?
На данном этапе представляется, что никак. Разве что диверсификацией и сокращением объемов поставок энергоресурсов из РФ. Тогда какой прок от “Северного потока-2”? Так что этот вариант, скорее всего, отпадет.
Значит, остается альтернативное предложение – по сути заплатить Киеву за свое желание пользоваться российским газом.
И даже если ФРГ согласится выделить средства на модернизацию украинской газовой инфраструктуры, реализация проекта займет уйму времени, причем с неопределенным результатом. Будет проведен не один раунд переговоров с США и Украиной. Будет также обсуждение в Бундестаге и правительстве с обязательными дебатами, спорами, ссорами и конфликтами и политическими потерями.
Затем, при условии, что все политические силы в Германии (держим в уме прокремлевские “Альтернативу для Германии” и “Левых”) соглашаются откупиться таким образом, начинается не менее продолжительный процесс формирования стратегии развития инфраструктуры, заключения соглашений с Украиной, создания компаний и регуляторов, непосредственно строительства трубопроводов и всей необходимой инфраструктуры.
Список можно продолжать. Очевидно, что на все уйдут годы.
Между тем, американские санкции, скорее всего, будут сохраняться вплоть до реального запуска обновленной газотранспортной инфраструктуры.
В общем Байден, если верить информации газеты, решил накормить Германию надеждой.
Нос по ветру
Шаг новой администрации – это качественно новый уровень европейской политики Вашингтона. И более эффективный, нежели банальное трамповское “око за око” или “лоб в лоб”.
В Европе это уже понимают. И первым, к слову, стал президент Франции Эммануэль Макрон, вроде как союзник Германии и Ангелы Меркель.
Набивший руку на политическом флюгерстве лидер Пятой Республики вовремя осознал, откуда ветер дует, и, пользуясь также тем, что в Германии идет борьба за лидерство после грядущей отставки Меркель, оперативно выступил против строительства “Северного потока-2”, с которым мирился, покуда это ему было выгодно.
Кстати, на смену вектора ФРГ могут рассчитывать и в администрации Байдена, интенсивно, с первых дней работы новой администрации, работая над ослаблением влияния РФ на Европу и защитой Украины.
Потому последние действия официального Киева следует рассматривать как составляющие элементы общего процесса (очевидно, вынужденной) координации усилий с Вашингтоном. Речь об исключении подсанкционного Александра Дубинского из президентской фракции, о введении санкций в отношении китайских инвесторов “Мотор Сичи”, против продажи которой выступали в Штатах; и о введении санкций против Тараса Козака, соратника кума Путина Виктора Медведчука, и его телеканалов, продуцирующих кремлевские нарративы в Украине.
Таким образом сохраняется преемственность курса предыдущих администраций США. Просто методы стали более тонкими и хитроумными. И возможно – более эффективными. (Юрий Вишневский, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)