2020 стал непростым для инвесторов ВИЭ в условиях работы нового рынка электроэнергии, поиска компромисса с представителями правительства и борьбы за реализацию достигнутых договоренностей. Дальнейшее развитие проектов возобновляемой энергетики в Украине зависит от успешного продолжения этой работы в 2021 г.
Юристы Юридической группы LCF, советник, руководитель практики энергетики Иван Бондарчук и адвокат Екатерина Андарак, в колонке для Kosatka.Media проанализировали важные обстоятельства и события прошлого года для “зеленых” и обозначили основные проблемы и ожидания.
Начало конфронтации между правительством и “зелеными” инвесторами
Начиная с марта 2020, ГП “Гарантированный покупатель”, реализующий государственные гарантии “зеленого” тарифа, снизил расчеты за проданную электроэнергию до 47%. В дальнейшем, до конца июля этот показатель не поднимался выше, чем 5%, а общий долг вырос до 25,4 млрд. грн.
Подобное финансовое давление поставило предприятия отрасли на грань банкротства: компании не могли обслуживать собственные кредиты и, порой, покрывать текущие расходы на содержание электростанций.
На фоне этих событий, инвесторы оказались перед выбором: искать защиты в судах и международных арбитражах или пойти на компромисс с государством.
10 июня 2020 в результате медиации и переговоров Правительство и две из трех ассоциаций инвесторов ВИЭ подписали Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики в Украины. Со стороны государства ключевыми подписавшими выступили премьер-министр, министр энергетики и защиты окружающей среды, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг и председатель НКРЭКУ.
Стороны договорились об уменьшении “зеленого” тарифа для введенных в эксплуатацию и построенных в будущем СЭС и ВЭС в среднем на 15% и 7,5% (показатели отличаются для объектов небольшой мощности и электростанций, построенных до 2015 и с 2020 года). Также были согласованы жесткие правила ответственности производителей ВИЭ за точность прогнозов выработки электроэнергии.
В свою очередь, государство приняло обязательства по:
1) Недопущению дальнейшего пересмотра “зеленого” тарифа, нарушению предоставленных государственных гарантий или ином ухудшении положения производителей ВИЭ;
2) Обеспечению предпосылок для полноты текущих платежей платежеспособности ГП “Гарантированный покупатель”, в частности путем установления обоснованного тарифа на услуги ЗАО “НЭК “Укрэнерго” по передаче электроэнергии, за счет которого осуществляется финансирование отрасли;
3) Принятию мер по реструктуризации кредитов, выданных для реализации проектов ВИЭ;
4) Созданию предпосылок и проведения “зеленых” аукционов для реализации новых инвестиционных проектов ВИЭ.
Меморандум также предусматривал четкие сроки погашения имеющейся задолженности перед производителями ВИЭ – 40% в 2020 году и по 15% – ежеквартально в 2021 году.
Для реализации меморандума 21 июля был принят Закон Украины №3658.
В результате принятия закона, государство достигло своей цели, и снизило “зеленые” тарифы. Так, средневзвешенная цена покупки электрической энергии по “зеленому” тарифу в июле 2020 составляла – 4,93 грн./кВтч (без НДС). После снижения ставок “зеленого” тарифа в соответствии с положениями Закона, в августе и сентябре 2020 средневзвешенный “зеленый” тариф составлял 4,25 грн./кВтч (без НДС). Впрочем, кроме законодательного закрепления содержания Меморандума, закон содержал ряд положений, вызвавших беспокойство инвесторов.
Во-первых, закон четко не определил источники и процедуру погашения задолженности ГП “Гарантированный покупатель”.
Во-вторых, закон установил обязанность Кабмина ежегодно закладывать в государственный бюджет Украины средства на предоставление финансовой поддержки для ГП “Гарантированный покупатель” в размере не менее 20% расходов на оплату электрической энергии по “зеленому” тарифу.
На первый взгляд, введение этой нормы могло быть расценено как выгода для инвесторов.
Но на практике реализация этого положения создает больше рисков, чем преимуществ.
Финансирование в заложниках у политики
Механизм привлечения средств за счет тарифа АО “НЭК “Укрэнерго” предусматривал четкие формулы расчета, процедуры и ответственных лиц. Механизм бюджетного процесса не дает никаких гарантий, что расходы для Гарантированного покупателя действительно будут предусмотрены в государственном бюджете. Фактически, производители ВИЭ могут стать “заложниками” политических решений в ходе бюджетного процесса, в котором ответственность размыта между ВРУ, КМУ, Минэнерго, Минфином, НКРЭКУ и так далее. Как доказательство – отсутствие расходов Гарантированному покупателю в государственном бюджете на 2021.
От августа 2020 выполнения договоренностей с инвесторами и стабилизация отрасли полностью находится в руках правительства и НКРЭКУ.
Еще в июле 2020 было вынесено на рассмотрение в НКРЭКУ решение об установлении нового тарифа НЭК “Укрэнерго” на услуги по передаче электрической энергии.
Вопреки ожиданиям производителей ВИЭ, тариф был установлен в размере 240,23 грн./МВтч. При этом проект постановления, размещенный на сайте НКРЭКУ, предусматривал повышение до 327,97 грн./МВт-ч.
В дальнейшем в ноябре тариф Укрэнерго был повышен до 312,76 грн. /МВтч. Но уже 9 декабря вновь снижен – до 293,93 грн./МВт-ч. НКРЭКУ обосновала уменьшения, в частности, ожидаемыми бюджетными расходами на поддержку Гарантированного покупателя, которые в бюджете на 2021 не предусмотрены.
Как следствие, государство не обеспечило выполнение обязательств.
Долги не погашены
Гарантированный покупатель осуществляет платежи производителям ВИЭ с задержкой примерно на 1 месяц.
Погашение 40% задолженности в 2020 году также достичь не удалось.
По состоянию на конец декабря, общий объем долга все еще составлял более 20 млрд. грн.
9 декабря Кабмин принял постановление №1203 и утвердил предоставление государственных гарантий для кредитов НЭК “Укрэнерго” у банков государственного сектора с целью погашения задолженности перед ГП “Гарантированный покупатель” на сумму 11,3 млрд. грн.
31 декабря 2020 НКРЭКУ утвердило подписание договоров между НЭК “Укрэнерго” и АО “Ощадбанк”, АО “Укрэксимбанк”, АБ “Укргазбанк” в соответствии с Постановлением №1203.
Государство не смогло выполнить обязательства, взятые в рамках переговоров с производителями ВИЭ. Сдержанный оптимизм инвесторов, возникший после подписания Меморандума и принятия Закона № 3658, резко уменьшился осенью.
Как следствие – увеличилось количество судебных исков против ГП “Гарантированный покупатель”. Общая сумма исковых требований в декабре составила около 1,1 млрд. грн. Из них примерно 15-17% – это штрафные санкции, которые Гарантированный покупатель может оплатить в дополнение к долгу.
Новая надежда и новые угрозы
2021 станет решающим для отрасли и имиджа Украины как инвестиционного партнера.
Но уже в январе действия правительства и регулятора разошлись.
Правительство сделало шаг к уменьшению финансового дефицита на рынке, и повысило цену электроэнергии для населения, уменьшив дефицит Гарантированного покупателя. Впрочем, такие меры не решают проблему при отсутствии обоснованного тарифа НЭК “Укрэнерго” и погашения имеющейся задолженности перед производителями ВИЭ.
Зато НКРЭКУ в начале года трижды вносила в повестку дня постановление, запрещающее гарантированному покупателю направлять средства, привлеченные НЭК “Укрэнерго” в рамках кредитов, на погашение задолженности перед производителями ВИЭ. То есть, несмотря на то, что законодатель в пояснительной записке к закону выразил намерение направить привлеченные под государственные гарантии средства на урегулирование расчетов в зеленой энергетике, НКРЭКУ предложила эти средства передавать государственным НАЭК “Энергоатом” и ЗАО “Укргидроэнерго”. После многочисленных заявлений участников рынка, о незаконности такого решения, оно было снято с рассмотрения.
Зато 16 января на сайте регулятора появилось сообщение об “установке” Гарантированному покупателю по направлению как минимум 50% средств, которые предусматривались для расчетов с производителями ВИЭ, на погашение задолженности перед НАЭК “Энергоатом”. При этом, текст “установки” в открытом доступе предоставлен ни был, поэтому ее содержание и законность остается загадкой.
На начало февраля 40% задолженности перед производителями ВИЭ все еще не погашены. А до конца марта, согласно условиям Меморандума инвесторы ожидают погашения дополнительных 15% (еще около 3 млрд. грн.), механизм для привлечения которых не определен.
В дополнение, 15 января 2021 НКРЭКУ изменила формулу расчета возмещения части стоимости урегулирования небаланса Гарантированного покупателя, которую должны компенсировать производители ВИЭ.
В результате внесенных изменений производители электроэнергии по “зеленому” тарифу становятся ответственными за весь объем продаж гарантированного покупателя на балансирующем рынке, а не за дополнительные расходы, связанные с урегулированием небалансов, возникшие непосредственно в связи неточными прогнозами производителей ВИЭ. При этом, продажа электроэнергии на балансирующем рынке может быть обусловлена, в частности: решениями персонала гарантированного покупателя, состоянием спроса на рынке и другими факторами, которые не зависят от производителей ВИЭ.
Применение формулы возмещения в такой редакции приведет к тому, что производители ВИЭ будут компенсировать Гарантированному покупателю расходы в связи с его невозможностью продать приобретенную у производителей электрическую энергию. То есть, фактически, производители ВИЭ будут самостоятельно платить Гарантированному покупателю за отпущенную ими же электрическую энергию.
Такой подход может быть расценен как очередное нарушение гарантий государства, предоставляемых в Законе Украины “Об альтернативных источниках энергии”.
Учитывая это, существует риск, что производители ВИЭ потеряют доверие и перейдут в наступление для защиты своих интересов.
Не для инвесторов, а для “коллекторов”
Украина снова становится привлекательной не для инвесторов, а для юридических фирм, специализирующихся на защите инвестиций и взыскании задолженности. А инвесторы все более внимательно рассматривают их предложения.
Цену потерь для государства переоценить трудно. В краткосрочной перспективе это как минимум дополнительные 15-18% от существующей задолженности (то есть дополнительные 3-5 млрд. грн.). В долгосрочной – многочисленные многомиллионные иски в международные инвестиционных арбитражей. Но важнее – это потеря доверия международных инвесторов и рост ставок по займам международных банков для проектов других отраслей в Украине. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)