Наказать газовых монополистов-вымогателей АМКУ может как штрафом, так и принудительным разделением. И даже может обратиться к НКРЭКУ о лишении их лицензии.
Территориальные отделения Антимонопольного комитета на днях начали расследование о злоупотреблении монопольным положением против 15-ти газсбытов, 11 из которых входят в группу Дмитрия Фирташа. Газовикам инкриминируется завышение цены газа на 2-2,5 гривны за 1 куб. м. и незаконные препятствия для изменения населением поставщика газа.
Что АМКУ будет делать во время расследования, сколько времени оно может продолжаться и каких ждать результатов, – разбирали в “Лига антитрастовые”.
Антимонопольный комитет может выбрать один из трех основных сценариев для расследования, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, а некоторые могут завершиться для ведомства почти гарантированной поражением в суде в будущем.
- Установление монополии группы Фирташа (ООО “Йе Энергия”) на рынке поставок газа населению и наказание за завышение цены на газ.
К 1 августа 2020 каждый потребитель зависел от облгазов, который “отвечает” за трубу и его же газоснабжающую компанию. Менять поставщика не было ни возможности, ни необходимости, потому что цены у всех были одинаковые – их устанавливал регулятор. В этот период Антимонопольный комитет оценивал рынок поставок газа населению как региональный, то есть в привязке к сетям облгазов.
С открытием рынка газа для населения каждый потребитель может самостоятельно выбирать поставщика, в том числе по цене и качеству услуг, независимо от территории. То есть поставлять газ потребителям из Волынской области теперь может, например, столичная компания, и наоборот.
Итак, газовый рынок формально потерял региональность и может оцениваться ведомством как общегосударственный.
По открытым данным, доля фирташевских сбытов в целом по стране составляет около 70%, что в два раза выше установленного в законодательстве монопольный порог. Поэтому в части определения монопольного положения препятствия в АМКУ вряд ли будут, но это потребует передачи дел из территориальных отделений в центральный аппарат.
Однако, если АМКУ решит таки пойти по этому сценарию, он столкнется с вызовами в части доведения монопольного завышения цены, что в дальнейшем может привести к отмене его решения в суде.
Так, только газовики из группы “РГК” устанавливали цены на газ, приближались к 10 грн. за кубометр. Этим грешили и не связанные с Фирташем поставщики. При этом у одного из них доля рынка по стране в целом не превышает монопольного порога в 35%. Итак, попытки АМКУ доказать, что газсбыты из группы “РГК” позволяли себе устанавливать завышенные цены именно благодаря монополии, “разобьются” о такие же цены немонополистов. Да и вряд ли будет справедливым, когда за одни и те же цены одни компании накажут, а другие “отпустят с миром”.
- Наказание облгазов за злоупотребление монополией, от чего получали выгоду связанные с ними газсбыты.
Облгазы являются естественной монополией на рынке распределения газа, и АМКУ не надо будет доказывать их монопольное положение во время расследования.
При этом территориальные отделения АМКУ могут доказать, что облгазы незаконными методами не дают возможности своим потребителям сменить поставщика газа, и фактически заставляют их покупать дорогой газ в связанной с облгазом компании. И хотя сам облгаз от этого может быть и не получать выгоду, однако это позволяет зарабатывать сверхприбыли другим компаниям из его группы путем установления для “потребителя-заложника” завышенных цен.
Однако, если АМКУ пойдет по этому сценарию, то он может столкнуться с другими сложностями в части доведения по каждому облгазу фактов создания препятствий хотя бы одному потребителю в процессе смены поставщика. Обычно связка “облгаз-газсбыт” или насчитывает потребителю несуществующую к этому задолженность, или находит какие-то технические неисправности в сетях. В дальнейшем все это становится предметом судебного разбирательства, и пока суд не примет окончательного решения АМКУ будет вынужден ждать с завершением расследования.
Также вряд ли ведомство сможет это доказать по каждому злоупотреблению облгаза, следовательно какие-то нарушители смогут избежать ответственности, также будет несправедливым. И на подобное расследование Комитета придется потратить много человеческих ресурсов, а значит другими монопольными проблемами заниматься будут меньше.
- Нестандартный подход – доведение “исторического монополизма”.
Антимонопольный комитет может отойти от стандартно-формальной точки зрения и оценить газовый рынок, основываясь не на теоретических аспектах его работы, а на практических реалиях.
На практике первые месяцы с момента открытия рынка каждый газсбыт, связанный с облгазом, можно было смело называть монополистом по нескольким основаниям:
– потребители не выбирали его как поставщика, они все автоматически стали потребителями именно этого газсбыта, потому что за них выбор сделала фактически государство;
– большинство потребителей не владели информацией о возможности смены поставщика из-за ненадлежащей информационно-образовательную работу государства в этой части;
– процесс перехода от поставщика, связанного с облгазом, к независимому – не был легким, и часть потребителей, которые знали о возможности перехода, все равно не смогли это сделать;
– в отличие от других участников рынка, они имеют личные данные всех бытовых потребителей газа и информацию об объемах и особенности их употребления.
В пользу этих аргументов свидетельствуют почти неизменные в течение этих месяцев доли связанных с облгазами газзбытов в регионах.
Развитые страны, которые на энергетических рынках пережили этот мучительный переход от монополии и государственного регулирования к конкуренции, называют похожи на наши газсбыты компании историческими монополистами. И констатируют, что, несмотря на новые конкурентные правила, исторические монополисты еще длительное время имели преимущества и возможности злоупотреблять.
Каким путем пойдет АМКУ и его территориального отделения, к сожалению, мы сможем увидеть только после завершения расследования и принятия конечных решений, следовательно, вряд ли сможем что-то посоветовать или удержать от движения по ложной дороге.
Срок расследования законодательством не ограничен. Так что это может быть как несколько месяцев, так и года. Хотя руководитель территориального отделения АМКУ А. Хмельницкий отметил, что первые результаты расследования должны увидеть свет в течение двух месяцев, то есть в марте – апреле.
Наказать газовых монополистов-вымогателей АМКУ может как штрафом, так и принудительным разделением. И даже можно обратиться к НКРЭКУ о лишении их лицензии.
“Киевоблгаз Сбыт”, “Житомиргаз Сбыт”, “Черниговгаз Сбыт”, “Черкассыгаз Сбыт”, “Уманьгаз Сбыт”, “КиивГазЕнерджы”, “Львовгаз сбыт”, “Закарпатгаз сбыт”, “Волыньгаз сбыт”, “Ивано-Франковскгаз Сбыт”, “Ривнегаз Сбыт”, “Хмельницкгаз Сбыт”, “Винницагаз Сбыт”, “Кременецкое УПРГ” и “Черновцыгаз Сбыт “. (Галина Верцимаха, руководитель направления адвокации коммуникационной платформы “Лига антитрастовые”; Татьяна Симоненко, специалист по вопросам антимонопольной деятельности “Лиги антитрастовые”, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)