В работе газотранспортной системы есть такое понятие как “расходы на приобретение газа на нормированные и производственно технологические потери/расход природного газа и собственные нужды (или сокращенно ПТП)”. И эти расходы-затраты составляют значительную долю тарифа на распределение (доставку) газа – от 33% до 50%.
А платит этот тариф каждый из нас. Так что же такое ПТП, за что именно и кому мы платим?
Из чего состоит газораспределительная сеть Украины
Для начала давайте выясним главное, что нужно знать о том, как устроена газораспределительная сеть в Украине.
Основными ее составляющими являются сеть магистральных газопроводов и газопроводов-ответвлений, газораспределительные станции и компрессорные станции. Это единый технологический комплекс, который работает в непрерывном рабочем режиме.
Длина газотранспортных сетей, которые эксплуатирует Оператор ГТС (ОГТСУ), составляет около 35 тыс. км.
Протяженность газораспределительных систем, находящихся на балансе (в обслуживании) операторов ГРС (облгазов), по состоянию на конец 2019 составляла 289,98 тыс. км, из них высокого давления – 48,55 тыс. км, среднего давления – 117,15 тыс. км, низкого давления – 124,28 тыс. км.
Производственно-технологические потери газа есть и на магистральных, и на “региональных” газопроводах.
Что такое ПТП
В целом это расход газа при транспортировке. Также – технологический газ для работы газоперекачивающих установок – для поддержания давления, проведения ремонтов. Простыми словами – это газ, который не идет непосредственно к газовым приборам, зато расходуется для содержания газовой сети в надлежащем состоянии.
Какие бывают ПТП
Есть технологические расходы газа для обеспечения работы газораспределительных сетей, ремонтов и устранения аварий – выполнение продувок и заполнений сети с целью безопасного выполнения ремонтных работ.
Движение газа к потребителю происходит за счет перехода от высокого давления к низкому. Чем выше давление в газопроводе, тем больше удельные потери газа на километр газопроводов.
Нормальная работа системы газоснабжения обеспечивается за счет регулирования давления (подачи) газа, а в исключительных случаях – сброс избытка в атмосферу. Эту функцию выполняют 63 тыс. газорегуляторных пунктов (ГРП).
Эти работы сопровождаются сбросом газа, продувкой газопроводов воздухом и заполняются газом снова. Причем во время таких работ теряется больший объем газа, чем общая емкость сетей, которые ремонтируются. Ведь газ находится в системе под давлением. Поэтому для наполнения требуется большее количество газа, чем геометрический объем трубы.
Второй вид ПТП – метрологические потери на приборах учета. По стандарту ДСТУ 3336-96 бытовые счетчики могут терять от 1,5% (на новых) до 6% от потребленного газа. В Украине около 13 млн. абонентов со счетчиками потребили в 2020 около 13 млрд. куб. м газа в год. При минимальном расходы в 1,5% ПТП составят примерно 200 млн. кубов газа.
Оба вида расходов не фиксированы и зависят от целого ряда факторов. По подсчетам сервиса 104.ua всего для поддержки непрерывной работы системы и проведения ее регламентного обслуживания ежегодно используется более 900 млн. куб. м газа.
От чего зависят объемы ПТП
Газовики уверяют, что эти потери практически не зависят от объемов доставленного потребителям газа. А больше всего зависят от технического состояния сетей и оборудования на них, их герметичности и аварийности. Чем больше аварий – тем больше “лишнего” газа приходится прокачивать, чтобы устранить проблему. А также, как уже отмечалось, от количества газорегулирующего оборудования, количества оборудования и даже возраста приборов учета. Поэтому эксплуатация устаревших сетей сопровождается высокими объемами ПТП.
Производственно-технологические потери газа у операторов ГРС, в свою очередь, порождают для Оператора газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) такую проблему как небалансы.
Как пояснили в ОГТСУ, балансировка системы – это поддержание необходимого уровня давления в ГТС путем уравновешивания объемов газа, которые вошли в магистральные газопроводы и вышедших в течение суток. Отрицательный небаланс образуется в газотранспортной системе, если в пределах суток газа из нее вышло больше, чем зашло.
Операторы газораспределительных сетей – гор-, облгазы – должны рассчитываться с Оператором ГТС за отобранный из магистральных газопроводов газ на свои производственно-технологические расходы, то есть за образованные небалансы газа в ГТС (эта плата заложена в тарифе для операторов ГРС). Однако не все они это делают.
По итогам 2020 г., по данным ОГТСУ, совокупная задолженность облгазов перед Оператором составляет почти 1,4 млрд. грн.
“Лидерами” среди должников 2020 г. является Донецкоблгаз – 417 млн. грн., Луганскгаз – 275 млн. грн., Тернопольгоргаз – 276 млн. грн., Киевоблгаз – 59 млн. грн. и Уманьгаз – 42 млн. грн.
Некоторые из случаев задолженности в ОГТСУ назвали вопиющими. Например, Тернопольгоргаз в 2020 году не оплатил ни одной гривны за отобранный газ. А Донецкоблгаз продемонстрировал колоссальный рост задолженности в последние месяцы 2020 (366 млн. грн. или 88% из общего долга были образованы в ноябре и декабре 2020), а производственно-технологические расходы достигали 25% от потребления газа в периоде (то есть четверть газа просто теряется в сетях облгазов).
Почему же тариф не покрывает затраты на ПТП?
Цена ПТП
По информации главы НКРЭКУ технологический газ операторы ГРС покупают по цене 5850 грн. Эта цифра отличается в меньшую сторону от того, сколько газ стоит на рынке.
Такое регулирование изначально порождает проблему: если не закладывать на ПТП реальную сумму средств, то облгазы начинают отбирать необходимый им газ у Оператора ГТС Украины (т.к. система должна функционировать непрерывно и постоянно, напомним). Хотя у ОГТСУ нет такой обязанности – предоставлять газ для обеспечения балансировки системы. И за этот газ облгазы Оператору не платят (так как у них заложено меньше денег, чем этот газ стоит).
Поэтому этот газ Оператор называет несанкционированным отбором, за который накапливаются долги – за предыдущие годы они составляют 50 млрд. грн. Поэтому отвечая на вопрос – “кто получает деньги за ПТП” ответ – “никто”. Это фактически газ, который “вылетает в воздух”, но это необходимо для функционирования сети. Чтобы уменьшить его расход – нужно модернизировать газовые сети. Чтобы это сделать – нужно увеличить финансирование и (или) улучшить контроль за тем, как облгазы вкладывают деньги в инфраструктуру, которую обслуживают.
В частности, гендиректор ОГТСУ Сергей Макогон предлагает принять законопроект, которым для облгазов вводятся счета со специальным статусом.
“Такой механизм позволит гарантировать, что тарифные средства, которые платит облгазам население, будут тратиться по целевому назначению – для выполнения ремонтов сетей, для закупки газа на ПТП и другие расходы. Оператор ГТС не должен быть донором для облгазов, а должен инвестировать средства в поддержку и развитие ГТС”, – считает Макогон.
Увеличить же финансирование на обслуживание газовых сетей можно за счет потребителей. Но в украинском обществе этот вопрос и так вызывает сопротивление. Хотя на самом деле мы платим за доставку/распределение газа (куда включена и оплата ПТП) от 5% до 15% от общего чека на газ. А в более богатых и развитых странах эта пропорция достигает 50-100%. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)