Неправительственная организация Global Energy Monitor, ведущая базу данных угольных электростанций и проектов угольной энергетики в мире (Global Coal Plant Tracker), в начале февраля выпустила отчет о развитии сектора в 2020 г.
Согласно этим данным, в 2020 году мировая угольная энергетика росла исключительно из-за КНР.
Китай построил 38,4 ГВт новых угольных электростанций. Это в три раза больше, чем было введено в эксплуатацию во всем остальном мире (11,9 ГВт).
В 2020 году китайцы вывели из эксплуатации 8,6 ГВт угольных мощностей, поэтому чистый прирост угольных электростанций в стране составил 29,8 ГВт.
Всего в мире было введено в строй 50,3 ГВт угольных станций, а закрыто 37,8 ГВт (рекордсменами по закрытию были США и Европа). То есть чистый прирост угольных мощностей в мире составил 12,5 ГВт, минимальный показатель за два последних десятилетия – горизонт отчета. Как мы видим, если бы не КНР, прироста бы не было, было бы сокращение.
В Индии, которая считается одной и надежд угольной отрасли, чистый прирост угольной энергетики в 2020 г составил всего 0,7 ГВт.
На Китай также пришлось 85% (73,5 ГВт) из 87,4 ГВт предложенных новых угольных мощностей (новых проектов) по всему миру в 2020 году. Если в других странах число “задуманных” угольных электростанций в прошлом году снизилось, в Китае оно выросло.
Новые угольные электростанции Китаю, китайским потребителям, в общем-то, не нужны. В КНР нет дефицита электричества, а КИУМ угольных электростанций год от года снижается (находится ниже 50%). Угольная генерация все больше проигрывает солнцу и ветру с точки зрения стоимости единицы энергии. Как отмечено в докладе, причиной роста угольных электростанций в Китае в основном является не потребность, а ошибочные экономические стимулы со стороны центрального правительства.
Новые угольные электростанции нужны конкретным игрокам рынка (угольной промышленности) и руководителям провинций, поскольку новая электростанция – это рост экономики региона и выполнение соответствующего плана, за что руководство получает соответствующие “пряники”.
Масштабное строительство новых угольных мощностей противоречит задаче достижения Китаем углеродной нейтральности к 2060 г., сформулированной президентом Си Цзиньпином.
Поэтому неудивительно, что в стране начались трения между разными государственными институциями по угольному вопросу.
В частности, группа инспекторов центрального правительства обвинила Национальное энергетическое управление (NEA) в том, что оно не сделало защиту окружающей среды приоритетом, что привело к бесконтрольному расширению энергетической отрасли Китая. “В результате то, что должно было быть построено, не было построено, а то, что не должно было быть построено, было построено”, – заявили в министерстве экологии и окружающей среды.
Инспекторы подчеркнули, что мощности угольных электростанций расширяются в 12 ключевых провинциях и городах, которые были “полями сражений в войне с загрязнением воздуха”.
NEA также разрешило некоторым восточным провинциям расширить мощности угольных электростанций сверх плана.
Кроме того, Управление снизило экологическую планку в нормативных актах, поменяв “запрет” на импорт низкокачественного угля на “ограничение”.
Другими словами, серьезные внутренние противоречия отмечаются в Китае по вопросу развития угольной энергетики.
Следует отметить, что в КНР действуют строгие экологически стандарты для угольных электростанций. Поэтому не исключено, что часть построенных и проектируемых угольных объектов предназначена для заметы старых, более грязных. В докладе об этом нет, это моя поверхностная гипотеза.
Напомним, что цены на энергетический уголь, который используется для выработки электроэнергии на ТЭС, после долгого снижения на фоне пандемии коронавируса, заметно выросли. Причиной роста стал повышенный спрос на уголь в странах Азии. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)