Частный бизнес закупает уголь из государственных шахт дешевле себестоимости, а государство дотирует добычу.
Украина занимает первое место в Европе и восьмое место в мире по запасам ископаемого угля. Такой подарок от природы любое государство должно использовать с умом и получать доходы от своей угольной промышленности. Но только не Украина.
Эксперты StateWatch получили документы, свидетельствующие о том, что отрасль приносит миллиардные убытки. За это приходится платить, в том числе, из наших налогов.
В течение 2018-2019 гг. и за 9 месяцев 2020 Государственная аудиторская служба Украины провела 16 мероприятий государственного финансового контроля на угледобывающих предприятиях, принадлежащих к сфере управления Министерства энергетики Украины.
По результатам проверки аудиторы обнаружили десятки нарушений и недостатков, негативно влияющих на финансовое положение целой отрасли.
Миллиардные убытки
Главной целью деятельности всех угледобывающих предприятий является получение прибыли. Однако, как показал аудит, из всех шахт, которые осуществляли добычу угля в течение 2018-2020 гг., только ОАО “Шахта Надежда”, что на Львовщине, является прибыльной.
Все остальные шахты на территории Луганской, Донецкой, Львовской и Волынской областей постоянно получают дотации из государственного бюджета.
Такая ситуация сложилась из-за низких цен, по которым реализуют угля. Реализацией угольной продукции и формированием цены занимается посредник ГП “Держвуглепостач” и созданный при нем Совет оптового рынка угольной продукции Украины (Совет ОРВП).
Интересно то, что продают уголь из государственных шахт, почти всегда по более низким ценам, чем себестоимость добытого угля.
Такая ситуация привела к катастрофическим последствиям. По подсчетам аудиторов, путем установления Советом ОРВП реализационных цен ниже ее себестоимости, угледобывающими предприятиями потеряно доходов на сумму 3 миллиарда 539 000 000 грн.
Но и это не все. Одно дело, когда государственные предприятия реализуют свою продукцию ниже себестоимости другим государственным структурам.
Однако, в случае с государственными шахтами ситуация еще хуже. Аудиторы установили, что угледобывающие предприятия реализовывали свою продукцию коммерческим предприятиям по ценам ниже, чем даже те, что были определены Советом ОРВП и, очевидно, ниже себестоимости угля.
В то же время эти государственные шахты получали дотации из государственного бюджета. Получается, что частные структуры закупают для собственного бизнеса украинский уголь по цене ниже себестоимости, а государство (то есть мы с вами) компенсирует такие скидки из собственного кармана.
В общем, такой аттракцион невиданной щедрости от государственных шахт привел к потере доходов на сумму 2 миллиарда 413 000 000 грн.
Больше всего возможных доходов (1000000000 155000000 грн.) потеряло ГП “Первомайскуголь”, генеральным директором которого является Александр Дубовик.
Долги, штрафы и нарушения законодательства
В связи с критической финансовой ситуацией, в большинстве государственных угледобывающих предприятиях постоянно возникают проблемы с несвоевременной выплатой заработных плат.
Из-за этого предприятия испытывают еще большие финансовые убытки, поскольку вынуждены выплачивать штрафные санкции другим государственным органам.
В общем, за период который исследовался аудиторами, таких штрафных санкций насчитали на 529 000 000 грн.
Несмотря на постоянную нехватку средств, руководство государственных шахт, похоже, не может правильно распорядиться даже теми средствами, что у них есть.
Аудиторы установили, что при выплате заработных плат, надбавок и премий был допущен ряд нарушений законодательства. Это привело к излишним начислениям выплат на сумму 63 млн. грн.
Аудиторам удалось найти серьезные проблемы и в юридических отделах государственных шахт. Было установлено, что ненадлежащее ведение претензионно-исковой работы может привести к росту дебиторской задолженности, что может привести к финансовым потерям в размере почти одного миллиарда грн.
Подобная дебиторская задолженность возникает вследствие того, что предприятия поставляют уголь покупателям без предоплаты, хотя это условие предусмотрено договорами.
Проблема с дебиторской задолженностью влечет за собой еще одну, не менее серьезную проблему.
Как удалось выяснить аудиторам, данная ситуация влияет на рост долгов угледобывающих предприятий и может привести к финансовым потерям в виде штрафных санкций на сумму 1000000000 128000000 грн.
Также аудиторы отметили, что, несмотря на сложное финансовое состояние предприятий, их руководители не очень считают деньги.
В частности, проводятся закупки различных товарно-материальных ценностей, которые длительное время не используются и не вводятся в эксплуатацию. Поэтому их закупка ни была обязательной. Аудиторы насчитали подобных закупок целых 87000000 грн. Более того, предприятия еще и потратили более 100 000 000 грн. на содержание такого имущества, еще больше ухудшает финансовое состояние предприятий.
Что же делать?
В ноябре 2020 заместитель Министра энергетики Украины Максим Немчинов заявил о том, что все государственные шахты будут приватизированы, а те, которые не найдут частного инвестора – будут ликвидированы.
Отчет аудиторской службы Украины также показывает, что государство не может справиться с управлением угледобывающей промышленностью, а, следовательно, приватизация – это единственный выход из этой ситуации.
Однако, несмотря на громкие заявления руководства министерства, на деле все выглядит пока не так хорошо. Стоит только вспомнить пример с приватизацией ГП “Львовуголь”, о котором мы рассказывали в прошлом материале.
В ситуации, когда Минэнерго не смогло довести до конца приватизацию одного львовского предприятия, возникают сомнения относительно способности и заинтересованности в проведении приватизации всего углепромышленного комплекса.
Эти и другие вопросы мы отправили в Минэнерго еще 18 января, однако до сих пор не получили от них ответа.
Материал подготовлен в рамках проекта “Приватизация + демонополизация = экономический рост”. (Александр Гуменюк, StateWatch, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)