Нужна ли украинцам служба, контролирующая коммунальные услуги?
В Украине планируют возродить орган исполнительной власти, который будет контролировать качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых украинцам. По задумке парламентариев, следить за тем, чтобы мусор во дворах вывозился вовремя, тарифы устанавливались не “с потолка”, а вода в кранах не пропадала, должна будет Государственная жилищно-коммунальная инспекция. Как новый старый “надсмотрщик” изменит жизнь украинцев, если парламентарии дадут “добро” на его реинкарнацию, разбирался “Апостроф”.
Коммунальный произвол
До 2011 г. контролем над соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере занималась Государственная жилищно-коммунальная инспекция. Но решением правительства Азарова орган был ликвидирован, а его полномочия перебрала на себя Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ). Но в 2012 г. у ГАСИ забрали функции контроля в сфере ЖКХ и передали их на места органам местного самоуправления.
Но вот незадача: дело в том, что предприятия, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ, в большинстве своем коммунальные, то есть, учреждены местными органами власти. Вот и выходит, что мэры и главы сельсоветов контролируют качество услуг, которые сами же и предоставляют, а это, по меньшей мере, странно. Более того, некоторые тарифы на услуги ЖКХ, (например, плата за вывоз бытовых отходов) устанавливаются местными властями, а значит, рассчитывать на объективность ценообразования в таком случае – наивно.
Впрочем бывает и так, что поставщики услуг ЖКХ вообще не заморачиваются согласованием тарифов с местными властями, как того требует закон.
“В 2018 г. наш сельсовет согласовал тариф на услуги по содержанию дома и придомовой территории, – рассказывает “Апострофу” житель села Софиевская Борщаговка Анатолий. – А ровно через год ЖЭК повысил этот тариф просто в тупую, без согласования с властью. Больше года люди платили квартплату по абсолютно выдуманным тарифам, ведь никто не знал, что тариф не согласован. Когда это вскрылось, было обращение в Госпродпотребслужбу, которая согласилась с нарушением и постановила вернуть старый тариф, то есть законный, да еще и выдала предписание о перерасчете средств. Удивительно, но ЖЭК, который нарушил закон, сейчас в судах отстаивает “право” и дальше закон нарушать, выставляя жильцам счета по выдуманным тарифам – и крайних просто нет”.
Именно для того, чтобы подобного произвола было как можно меньше, парламентарии и задумали возродить жилищно-коммунальную инспекцию, которая, в теории, должна стать арбитром в отношениях между поставщиком услуг и потребителем.
Старый новый орган
Согласно законопроекту №4403, который появился в парламенте под занавес прошлого года, Государственная жилищно-коммунальная инспекция будет контролировать качество услуг по водоснабжению, тепло и газоснабжению, обслуживанию жилого фонда и инженерных систем, благоустройству территорий, а также следить за вывозом бытовых отходов. Кроме того, орган должен следить за обоснованностью тарифов на эти услуги.
Заявить о “кривых” услугах смогут обычные украинцы и тогда инспекция придет к поставщику с проверкой.
У сотрудников Госжилкоммунинспекции появится право выписывать предписания и накладывать штрафные санкции. Для этих целей отдельным законопроектом даже предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных нарушениях. Так, за невыполнение предписания инспектора можно получить штраф от 2550 до 3400 грн., а недопуск инспектора для проверки будет стоить еще дороже: от 3400 до 5100 грн.
Конечно же, возрождение Госжилкоммунинспекции – удовольствие не бесплатное. Авторы законопроекта предлагают предусмотреть на этот орган в бюджете 2021 года 43,2 миллиона грн., из которых 36,8 миллионов – зарплата инспекторов и аппарата, а остальная сумма – оплата услуг ЖКХ.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что инспекция будет на самоокупаемости. Ведь орган намерен сбивать штрафы, за счет которых и пополнится государственная казна.
“Принятие законопроекта позволит защитить права и интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг”, – говорится в сопровождающем документе.
Но есть ли в действительности смысл украинцам содержать еще одну армию чиновников?
Контроль за всеми
То обстоятельство, что качество коммунальных услуг в Украине оставляет желать лучшего, пожалуй, ни у кого не вызовет сомнений.
Пожаловаться на коммунальный беспредел можно только в Госпродпотребслужбу. Но эта служба, во-первых, может заступиться за потребителя только по вопросу тарифов (да и то в очень редких случаях), а, во-вторых, у этой службы много других функций.
“Они же занимаются еще и качеством продуктов и других услуг, а рынок коммунальных услуг это несколько сот миллиардов грн., – поясняет “Апострофу” глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Есть еще НКРЭКУ, но это лицензиат. Она выдает лицензии на услуги и формирует тарифообразование, но фактической работы с потребителями не ведет. Да и не будет же НКРЭКУ проверять саму себя. Поэтому в Украине практически отсутствует какой-либо орган, который может помочь разобраться как с начислением тарифов, так и с качеством коммунальных услуг”.
А надеяться на то, что рынок сам себя отрегулирует и потребитель просто уйдет от недобросовестного поставщика услуг к более исполнительному, в украинских реалиях – фантастика.
“У нас нет квалифицированных потребителей и непонятно, когда они появятся, – сетует эксперт по вопросам ЖКХ Сергей Дяченко, комментируя ситуацию “Апострофу”. – Люди не знают, как ориентироваться на рынке коммунальных услуг, как бороться с управляющими компаниями. Люди просто не знают, что делать и куда обращаться если услуга некачественная, и никто не пойдет искать альтернативных поставщиков услуг. Поэтому нет смысла надеятся на то, что рынок все отрегулирует. В коммунальных услугах практически нет конкуренции и предложения, у нас везде монополия”.
Соответственно орган, который бы следил за рынком услуг ЖКХ, действительно необходим. Но есть нюансы.
“Смысл такой инспекции есть. Но только в отношении коммунальных услуг там, где есть природные монополисты, которые безальтернативно предоставляют коммунальные услуги. Но ни в коем случае не в отношении услуги жилищной, так как заказчиком жилищной услуги является собственник, который сам определяет, что такое хорошо, а что такое плохо, – говорит “Апострофу” эксперт по вопросам ЖКХ Андрей Никончук. – Если инспекция будет создана для контроля водоканалов, мусорщиков, теплоэнерго, газа, электроэнергии, то это допустимо. А если инспекторы начнут проявлять себя в жилищных услугах, то они будут просто доить управителей, которые в итоге уйдут, а дома останутся вообще без никого”.
Кроме того, важен вопрос полномочий новой старой Госжилкоммунинспекции. Ведь “приписи” той же Госпродпотребслужбы часто остаются просто отметками в протоколе.
“Насколько это будет реально действующий орган и хватит ли у него реальных полномочий”, – сомневается Дяченко.
Ну и, наконец, по мнению Олега Попенко, если уж контролировать рынок услуг ЖКХ, то нужно контролировать и потребителей.
“Нет сомнений, что, в первую очередь, инспекция должна отстаивать интересы потребителей коммунальных услуг. Но при этом она должна контролировать и самих потребителей, которые переносят батареи в своих домах, выбивают стены, воруют электроэнергию”, – резюмировал эксперт.
А пока контролировать качество предоставления коммунальных услуг некому, после снегопадов столичные дворы утопают в мусоре. (Артур Гор, Апостроф/Энергетика Украины и мира)