Почему бездействие обойдется Украине дороже, чем климатическая нейтральность.
В начале марта Кабинет министров Украины утвердил Национальную экономическую стратегию на следующее десятилетие.
В этом документе правительство впервые официально определил долгосрочную климатическую цель страны: “… экономический рост с учетом Целей устойчивого развития и необходимости достижения климатической нейтральности к 2060 г.”.
Климатической нейтральности можно достичь тогда, когда выбросы парниковых газов в атмосферу в результате человеческой деятельности уравновешиваются тождественной количеством этих газов, изъятых из атмосферы различными методами.
Уже более 100 стран мира, включая мировыми экономическими гигантами – Японией, Европейским Союзом и Южной Кореей, заявили о намерении достичь климатической нейтральности уже к 2050 г.
Ожидается, что в этот список вскоре присоединится и крупнейшая экономика мира – Соединенные Штаты Америки, недавно восстановили свою подпись под Парижской климатической соглашением.
Китай также поставил такую цель, но на несколько отдаленный 2060. Такое его решение стало сюрпризом для многих и оно может быть важным стимулом для других стран и бизнеса в конце отнестись всерьез к проблеме изменения климата. Именно в Китай с точки зрения долгосрочной климатической цели теперь присоединилась и Украина.
Еще недавно украинское правительство обсуждал другую дату – вплоть 2070. А отказаться от угля в области энергетики предлагалось к середине века, или позже.
Официальные обоснования таким планам уже десятилетиями одинаковы: экономика Украины недостаточно развита, нам нужно время и деньги, чтобы взяться за климатические амбиции.
В общем, можно констатировать, что снижение выбросов всегда воспринималось скорее как бремя, чем как возможности.
Между тем, общественные организации Украинской климатической сети призвали правительство принять долгосрочный план с амбициозными целями по внедрению современных чистых технологий и утверждение цели углеродистой нейтральности экономики до 2050 г., не позже.
Если попробовать представить себя в 2060 или 2070 г., то скорее всего, придет в голову одно: наверное, меня уже не будет на свете.
Так же, как и тех, кто продвигает такие решения на государственном уровне. Поэтому можно откровенно сказать, что такое планирование переводит проблемы на следующие поколения.
Но зачем вообще нужно стремиться к климатической нейтральности можно скорее, кто все же за это заплатит и выиграют от этого украинцы? Давайте разбираться.
Что такое климатическая нейтральность и зачем она нужна?
Углеродистая нейтральность – это вызов для всего мира, за решение которого готовы взяться многие страны и компаний. Главной причиной является глобальная климатическая кризис, сегодня стоит на повестке дня рядом с кризисом пандемии коронавируса.
Несмотря на замедление мировой экономики в 2020 г. и определенное сокращение выбросов парниковых газов, их концентрация в атмосфере достигла нового исторического максимума.
2020 и сравнялся с 2016 г. по температурным показателям и стал самым теплым годом за всю историю наблюдений.
Экстремальные погодные явления, засухи или масштабные лесные пожары затронули почти каждую страну мира. Через засухи и неблагоприятные погодные явления, Украина потеряла катастрофические объемы урожая, сезонная водный кризис вновь обострилась.
Именно для того, чтобы избежать еще худшего развертывания таких событий и дальнейшего поднятия глобальной температуры, и речь идет о как можно скорее сокращению выбросов парниковых газов и декарбонизации мировой экономики.
Стоит сразу отметить, что климатическая нейтральность не значит снизить все выбросы парниковых газов к абсолютному нулю. В некоторых секторах экономики, таких как промышленность, даже применение самых современных технологий не позволит столь уменьшить выбросы.
Речь идет о “нетто-ноль выбросов”, то есть, любые выбросы парниковых газов в атмосферу в результате человеческой деятельности имеют уравновешиваться тождественной количеством этих газов, изъятых из атмосферы.
Рассмотрим простой пример. Углеродный след от путешествия самолетом “Киев – Стамбул – Киев” составляет примерно 200 кг СО2-эквивалента на одного пассажира эконом-класса.
Такое количество углерода могут поглотить 10 взрослых деревьев за один год. Поэтому суммарно перелет плюс поглощен деревьями углекислый газ дает “нетто-ноль”.
Но это вовсе не означает, что вопрос избыточных выбросов можно решить посадкой новых деревьев. Доступны для новых лесов земли является ограниченными. Другие же технологии по улавливанию и хранению углерода находятся на ранних стадиях разработки и их потенциал также ограничен.
Поэтому международные эксперты советуют в первую очередь фокусироваться на максимальном снижении выбросов, а не их компенсации. В частности, из-за перехода на возобновляемые источники энергии и экологические виды транспорта.
Но разве это дорого для Украины?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала разобраться, а сколько мы платим сейчас за ту углеродную экономику, которую имеем:
– Каковы экономические последствия загрязнения водоемов и подземных вод от деятельности предприятий, добывающих или сжигающих ископаемое топливо?
– Которые должны затраты на лечение граждан, чьи заболевания связаны с загрязнением воздуха и выбросами от сгорания ископаемых топлив?
– Сколько мы платим за импорт ископаемых топлив: нефти, газа и угля в различных формах (прямой импорт сырья и косвенный импорт, например в виде потребленной электроэнергии)?
– Потери для сельского хозяйства, инфраструктуры и других отраслей экономики от ежегодных экстремальных погодных явлений?
– Экономические последствия от загрязнения, связанного с ненадлежащим системой обращения с бытовыми отходами?
– Сколько энергии и средств тратится из-за низкой энергоэффективности оборудования, сетей и зданий?
Это далеко не полный перечень вопросов, на которые нужно дать ответ. К большому сожалению, исследований или аналитических документов, которые бы пытались просчитать указанные цифры, – мало. Только составив полную картину, мы сможем понять полную стоимость “до” и “после”.
Такую картину пока не пытался построить ни одно правительство за все годы независимости страны.
Причин на то может быть несколько, среди них: страх непопулярности решений и каких-либо крупных изменений; мощное воздействие угольно-газового лобби и промышленных групп, которые заинтересованы в сохранении текущей ситуации.
Добыча угля субсидируется из государственного бюджета миллиардами грн… ежегодно, а попытки реформирования отрасли не привели к положительным сдвигам.
Можно вообще констатировать, что международно известный принцип “загрязнитель платит”, даже после почти 30 лет независимости, все еще плохо прижился на территории Украины.
Вместе с тем, каждый второй украинец считает, что защиты окружающей среды и экономическому росту надо предоставлять одинаковое значение. Большинство (86%) граждан соглашаются, что власть делает недостаточно для решения экологических проблем.
Украинцы все больше волнует вопрос охраны окружающей среды, а следовательно, и запрос на решение проблем постоянно растет. Это неудивительно, ведь экологические проблемы только усугубляются, а с ними и ежегодные расходы на сохранение статус-кво.
Выгоды от декарбонизации
Декарбонизация экономики позволяет ответить не только на вызов климатических изменений, но и решить многие другие экологических и социальных проблем, обеспечить здоровое экономическое восстановление после пандемии.
Вынырнуть из пропасти расточительства ресурсов и энергии – именно это должно стать главной выгодой течение следующего десятилетия, если Украина все же примет решение стать на путь климатической нейтральности к 2050 г.
Украина имеет одну из наиболее энергоемких экономик в Европе и мире. Около половины производимой и импортируемой энергии теряется при ее преобразовании и транспортировке до конечного потребителя, что на 12% выше, чем в странах ЕС.
Крупнейшими потребителями энергии в Украине является бытовой сектор и промышленность, которые имеют колоссальный потенциал для внедрения энергосберегающих мероприятий и технологий.
В частности, чрезмерное потребление энергии на отопление жилых и общественных зданий имеет постоянные негативные последствия.
Но за счет внедрения энергоэффективных мероприятий в секторах производства, транспортировки и потребления тепла зданиями, можно втрое сократить импорт природного газа (на 11 млрд. куб. м): потреблять меньше и эффективнее, платить меньше, и в конце снизить выбросы парниковых газов.
Кроме того, потенциал занятости на выполнении работ по термомодернизации зданий в Украине оценивается в сотни тысяч рабочих мест. Это в основном локальные рабочие места, которые способствуют развитию местной экономики по всей стране.
Декарбонизация секторов энергетики, транспорта и промышленности являются следующими важными шагами. Именно они отвечают за наибольшую долю выбросов парниковых газов и являются самыми источниками загрязнения воздуха.
Но и здесь важным аспектом является энергоэффективность. Это главная предпосылка возможности перехода Украины на чистые источники энергии во всех секторах экономики.
Именно сегодня Украина имеет уникальный шанс стать на путь устойчивого развития на благо собственного общества, а не отдельных финансово-промышленных групп. Для этого необходимо честно ответить на вопрос: сколько реально стоит гражданам такая “угольно-оптимальная” экономика?
Поняв это, мы сможем начать важный и давно необходим диалог о справедливом переход к чистому окружающей среды, которым должны были бы насладиться и современные поколения. (Анна Акерманн, эксперт климатической политики и энергоэффективности, ОО “Экодия”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)