В 2015 г. Украина впервые утвердила Национально-определенный взнос (НСП) на выполнение обязательств по уменьшению выбросов парниковых газов. Документ предусматривал сокращение выбросов СО2 до 60% от уровня 1990 г.
Для Украины отсчет с 1990 г. очень выгоден для того, чтобы делать красивые заявления о быстрых темпах декарбонизации, не прилагая усилий для таких показателей.
После распада СССР промышленность, которая была крупнейшим источником выбросов, значительно упала, поэтому пропорционально уменьшились и выбросы углерода.
Фактический уровень выбросов Украины на момент взятия обязательств в 2015 г. составил 35% от уровня 1990 г. То есть для достижения цели “60%” Украины можно было не только ничего не делать, а наоборот – увеличить выбросы почти вдвое.
Международный аналитический центр Climate Action Tracker даже внес Украину в список стран, чьи взносы для достижения целей Парижского соглашения критически недостаточны и “не нуждаются в практически никаких усилий для их достижения”.
“Зеленые” намерения Украины
В 2021 году Украина готовится взять на себя обязательства по второму Национально-определенного взноса (НВВ2). В ближайшие месяцы правительству нужно определиться с тем, насколько государство готово уменьшить выбросы СО2.
В декабря 2020 г. президент Владимир Зеленский объявил на саммите климатических амбиций, что Украина может сократить выбросы парниковых газов в рамках 36-42% от уровня 1992 г.
Однако, по словам министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Романа Абрамовского, в его ведомстве ищут консенсусное решение, чтобы поставить еще более амбициозную цель.
Для поиска баланса между экономическим ростом, уменьшением выбросов СО2 и выполнением взятых обязательств в январе в правительстве заработала межведомственная рабочая группа, которая будет внедрять европейский “зеленый” курс (European Green Deal).
Первое заседание комиссии состоялось 19 января 2021, а в декабре 2020 году Украина направила в ЕС позиционный документ об участии в осуществлении Green Deal.
Рабочая группа по разработке второго Национально-определенного взноса в 2020 году представила несколько сценариев декарбонизации. При условии частичного внесения изменений в действующее законодательство, но без структурных изменений в энергетике и экономике (базовый сценарий), к 2030 году можно достичь сокращения выбросов на 54%.
Впрочем, даже такой сценарий требует значительного финансирования. Для реализации базового сценария нужно 168 млрд. евро инвестиций.
Прогрессивным с точки зрения экологии сценарий климатически нейтральной экономики, который предусматривает сокращение выбросов углерода к 2030 году на 73%. Этот сценарий самый дорогой и требует привлечения 256 млрд. евро.
В то же время общий объем капитальных инвестиций в Украине за 2004-2019 годы составил 318 млрд. евро. Объем инвестиций в энергоэффективность и инфраструктурные проекты, которые влияют на уменьшение выбросов, значительно меньше.
Где брать средства
Очевидно, что перед определением амбициозных целей в рамках НВВ2 правительство Украины определиться с конкретными механизмами финансирования климатических мероприятий. Сейчас с этим большая проблема, поскольку ни одна из секторальных политик не предусматривает источников финансирования процесса декарбонизации промышленности.
Многие говорят о целевом использовании поступлений от экологического налога, сотрудничество с международными финансовыми институтами и создание фондов, которые будут привлекать средства от международных финансовых учреждений. Однако ясно одно: в Украине нет и не будет прямого бюджетного финансирования экомодернизации.
“К сожалению, сейчас действительно не хватает финансовых инструментов, которые бы стимулировали модернизацию украинских предприятий. Мы выступаем за то, чтобы экологические средства имели целевое использование.
Нужно создавать фонд как отдельное юридическое лицо, а не просто статью в бюджете. Фонд должен иметь возможность принимать различные программы под нужды стимулирования и привлекать международные средства”, – говорит заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Ирина Ставчук.
Она также добавляет, что наиболее эффективным механизмом модернизации частных предприятий с привлечением средств из фонда декарбонизации сотрудничество с банками.
“Средства будут распределяться по определенным критериями программы модернизации через систему кредитования, покрытие тела кредита или процентов. Это наиболее эффективный и быстрый механизм”, – отмечает заместитель министра.
Итак, чтобы рассчитывать на декарбонизация экономики за частные средства, нужны четкие финансовые стимулы.
Пока единственным таким стимулом является законодательная норма “зеленая электрометаллургия”, которая освобождает металлургические заводы с низким уровнем выбросов от дополнительных платежей в пользу производителей электроэнергии из возобновляемых источников. Автор этой нормы – заместитель председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.
Такая практика распространена в Евросоюзе. Например, Германия освобождает промышленные предприятия, которые внедряют проекты с декарбонизации, от уплаты экологического налога в пользу производителей “зеленой” электроэнергии.
Эта норма также имеет статус закона и зафиксирована в Renewable Energy Sources Act 2021. Это положение содержится и в Национальной водородной стратегии Германии. То есть любой инвестор, вкладывающий средства в промышленное производство, например, водорода, а не будет компенсировать расходы инвесторов в “зеленую” энергетику.
Что отличает Украину от Германии? Если официальный Берлин уже Платежи эту норму, то украинская бюрократия уничтожает любые положительные намерения полностью.
Более полугода прошло с момента законодательного одобрения “зеленой электрометаллургии”, однако ни один металлургический завод в Украине пока не получил такой статус. Утверждение порядка его предоставления затягивает Кабинет министров.
Такая ситуация не побуждает инвесторов вкладывать в экологию в Украине.
Пять отечественных заводов – “Электросталь” (Курахово), “Интерпайп сталь” (Днепр), “Днепроспецсталь” (Запорожье), “Энергомашспецсталь” (Краматорск) и “Азовэлектросталь” (Мариуполь), уже соответствуют требованиям European Green Deal – должны вместе с другой “грязной” промышленностью дотировать “зеленую” энергетику.
Кстати, почти аналогичная ситуация складывается в Австралии. В начале февраля премьер-министр страны Скотт Моррисон объявил цель о достижении климатической нейтральности континента к 2050 г. благодаря новым технологиям, но получил довольно жесткий ответ: только технологий недостаточно, инвесторам нужны финансовые стимулы для их внедрения.
Декарбонизация промышленности ЕС метод кнута и пряника
Чтобы достичь уменьшения выбросов СО2, в ЕС, с одной стороны, устанавливают жесткие правила, чтобы промышленность имела стимул модернизироваться, а с другой – выделяют значительные средства и создают соответствующие условия.
В странах ЕС действуют гораздо более высокие налоги на выбросы углерода, чем в Украине. В среднем – 30 евро за тонну, а в некоторых странах они в несколько раз превышают средний показатель. Лидером является Швеция, где налог составляет 140 евро за тонну.
В таких условиях инвестировать в модернизацию предприятия гораздо выгоднее, чем платить высокие налоги. Тем более, что гибкая система кредитования и политика государственной поддержки “зеленого перехода” в странах ЕС позволяет привлечь финансирование на выгодных условиях.
Налоги на выбросы СО2 имеют целевое назначение и используются на меры по борьбе с климатическими изменениями. Механизм целевого использования средств является во многих странах Европы – Финляндии, Дании, Великобритании, Швеции.
В Украине тоже есть налог на выбросы углерода, но эти средства попадают в общий фонд госбюджета. Кроме того, ставка налога в десятки раз ниже, чем в странах ЕС.
К 2019 году ставка налога в Украине составляла 0,41 грн. за тонну. С 1 января 2019 она выросла в 24 раза до 10 грн. за тонну. За год поступления от экологического налога составляют 0900000000 грн.
“Есть проект закона о ежегодном повышении экологического налога на 10 грн., чтобы до 2024 года довести его до 30 грн. Документ пока не вынесен на рассмотрение Верховной Рады.
Сейчас налог является, скорее, фискальным инструментом сбора средств, чем таким, что создает основания для модернизации предприятий для уменьшения выплат. В странах ЕС экологические налоги формируются таким образом, что предприятию выгоднее модернизироваться, чем платить налог”, – отмечает Ирина Ставчук.
В ЕС предприятиям предоставляют гранты для компенсации части кредитов на закупку энергоэффективного оборудования или оптимизацию технологических процессов на производстве.
Кроме того, страны выделяют средства из госбюджета на экологическую трансформацию промышленности. Например, правительство Германии выделило 2 млрд. евро на выполнение европейской инициативы Green Deal.
По словам министра охраны окружающей среды Свенья Шульц, деньги будут выделяться через государственный Фонд энергетики и климата для радикального сокращения парниковых выбросов предприятиями металлургии, цементной, известковой и химической отраслей, которые являются крупнейшими потребителями электроэнергии.
В рамках этой инициативы второй по величине производитель стали в Германии – компания Salzgitter AG – получила от правительства 5 млн. евро грантовых средств для переоборудования доменного цеха на использование водорода вместо кокса при выплавке чугуна.
Между электричеством и водородом
Всего в металлургии как одной из наиболее грязных отраслей существует два пути модернизации для соблюдения высоких европейских экологических норм: использование водорода или электричества при выплавке стали. Например, с 2013 г. до 2020 г. в странах Европы реализовали масштабную программу модернизации металлургической отрасли Steel Action Plan.
Производители стали имели доступ к дешевым кредитам, государственной поддержки, могли модернизировать устаревшие заводы и значительно повысить их эффективность. Для других за высоких ставок налога на выбросы СО2 единственным экономически выгодным решением было закрытие мощностей.
Показательно, что в своих стратегиях европейские сталевары уже должны учитывать экологические требования. Так, из European Green Deal шведский SSAB отказался от покупки крупного металлургического комбината IJmuiden в Нидерландах. Камнем преткновения стали именно очень большие затраты на “зеленый переход” доменного производства.
В последние несколько лет экологическим трендом в Европе стал водород. Ряд компаний заявила о намерении перейти от использования ископаемых источников энергии (угля, нефти и газа) до водорода для достижения климатической нейтральности.
Однако использование водорода вместо ископаемых – достаточно далекая перспектива. На данном этапе единственная технология, позволяющая выдерживать нормы Green Deal – это электросталеплавильный метод, где сырьем является металлолом.
“Ценность металлолома как более экологически чистого сырья для производства стали будет расти и в Украине, и за ее пределами в связи со стремлением Европейского Союза достичь углеродной нейтральности к 2050 году”, – отмечает Дмитрий Кисилевский.
Переплавляя металлолом на сталь, заводы выбрасывают значительно меньше CO2, чем домене и мартеновские печи. Это ярко демонстрирует мощное украинское электрометаллургический предприятие “Интерпайп сталь”.
В его строительство было вложено 1 млрд. долл., что позволило Днепру закрыть “грязные” мартеновское производство, сократить выбросы СО2 в десять раз, а потребление газа – в восемь раз. Уже сейчас уровень CO2 ниже показателя, который ЕС планирует достичь к 2050 году.
Однако в Украине электрометаллургия еще недостаточно развита. По итогам 2020 ее доля в суммарном производстве стали в стране не превысила 5,5%.
Украина рискует стать неконкурентной на европейских рынках
Как известно, в конце 2019 Еврокомиссия представила масштабную программу – European Green Deal, которая предусматривает превращение ЕС к 2050 году на углеродно-нейтральный континент. Документ содержит ряд экономических инструментов стимулирования процесса декарбонизации экономик стран-членов ЕС и тех, которые имеют экономическое сотрудничество с Евросоюзом.
Чтобы защитить своих производителей и стимулировать сокращение выбросов производителей импортной продукции, в ЕС выразили намерение ввести механизм углеродного корректировки для импортной продукции (Свами).
Более подробные условия этого механизма обещают представить в конце первого полугодия 2021 года. Однако какими бы ни были условия, этот механизм точно коснется основных отраслей украинского экспорта и источников валютных поступлений – металлургии и аграрного сектора.
В украинском правительстве прямо говорят, что такая политика ЕС является потенциальным барьером для экспорта Украины, и отмечают, что будут вести диалог, чтобы выиграть время и получить более выгодные условия для украинских экспортеров.
“В торговле мы должны исходить из того, что соглашение об ассоциации построена так, что позволяет обеспечить одинаковые рамки для открытой торговли и защиты от изменения климата.
Соответственно, не существует ни необходимости, ни целесообразности устанавливать дополнительные инструменты вроде Свами в торговле между Украиной и ЕС.
Мы должны вести об этом диалог с Еврокомиссией в последующие месяцы, до того, как проект такого механизма будет представлен”, – отметил министр экономики Игорь Петрашко.
Однако настроение в Европе среди сторонников” зеленого “курса очень решительный.
Например, 5 февраля комитет по вопросам окружающей среды Европарламента принял жесткую резолюцию, по которой почти 94% импорта, что делает выбросы на территории Европы, будет подпадать под действие углеродного налога.
То есть теперь рядом с импортной продукцией “грязных” отраслей (тепловая электрогенерация, металлургия, цементная и химическая промышленность) Свами охватывать и товары нефтепереработки, целлюлозно-бумажной промышленности и алюминиевой отрасли.
Цель этого понятна: предотвратить так называемом carbon leakage, когда мощности климатически вредного производства с ЕС переносятся в страны, которые не хотят радикального сокращения парниковых выбросов. Кроме того, углеродный налог будет стимулировать такие страны в декарбонизации собственных экономик, как предполагает Парижская хартия.
“Есть большой риск, что” грязное “промышленное производство из стран ЕС могут перенести в Украину, Грузию, Албанию. Поэтому ЕС рассматривает введение механизма, суть которого заключается в экономических и таможенных барьерах для нашей промышленности, если мы не будем отвечать критериям энергоэффективности и нормам выбросов углерода “, – говорит бывший т. в. о. председателя Государственной экологической инспекции Егор Фирсов.
Поэтому украинская промышленность будет вынуждена меняться, чтобы соответствовать европейским нормам и директивам, или ей придется искать другие рынки.
Показательно, что заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс назвал введение Свами “вопросом жизни и смерти” для европейской промышленности. Ожидается, что Европарламент рассмотрит поддержанную экокомитетом резолюцию 8-11 марта. В случае положительного голосования это станет политическим призывом к Еврокомиссии одобрить жесткий вариант углеродного налога.
“Европейский механизм находится в процессе формирования. Мы ведем активные переговоры с ЕС, чтобы понимать их планы и видение, максимально подготовиться и защитить экспортеров.
Главная цель украинского правительства – проговорить такие условия с европейской стороной, которые имеют наименьшее влияние на бизнес, возможно, какие-то исключительные ситуации. Есть несколько сценариев событий.
Если мы будем вынуждены платить налог с Вами, то мы хотим, чтобы эти средства оставались в стране и шли на модернизацию предприятий. Сценарий, когда Украина введет сопоставим уровень налога, мы тоже обсуждали “, – отмечает Ирина Ставчук.
По данным DiXi Group, экспорт черных металлов в ЕС в 2019 г. составил 3145000000 долл. или 15,2% от общего объема экспорта Украины в ЕС, так потеря конкурентоспособности на одном из основных рынков может существенно повлиять на экономику.
Значительная часть предприятий Украины использует уголь как источник энергии. Такие предприятия не смогут конкурировать с компаниями из ЕС при условии внедрения экологического налога на экспорт.
Одним из рычагов господдержки промышленности может стать введение механизма, благодаря которому средства по налогу на выбросы СО2 будут идти не в общий фонд бюджета, а на повышение энергоэффективности предприятий.
Минэнерго совместно с Госэнергоэффективности и украинском-датским энергетическим центром в 2020 г. разработали проект закона, который вводит такой механизм путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины.
При сохранении ставки налога на выбросы СО2 это позволит аккумулировать около 1 млрд. грн. на энергомодернизации. Сумма небольшая по сравнению с тем, какие средства направляются на подготовку к “зеленому” перехода страны ЕС, но это лучше, чем ничего.
Другим шагом может быть внедрение стимулов для того, чтобы предприятия сами привлекали средства на экомодернизацию. Например, налоговые стимулы или снижение стоимости энергоресурсов для предприятий, которые уменьшают выбросы СО2.
Без действенных механизмов со стороны государства отечественной промышленности со временем придется ориентироваться только на украинский рынок, который с каждым годом только сужается. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)