Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина не сможет вовремя выполнить Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ)

Почему Украина не сможет вовремя выполнить национальный план сокращения выбросов от крупных установок для сжигания и какие последствия это может иметь.

Не успели мы оправиться от невыполнения обязательств по оплате перед производителями электроэнергии по “зеленому” тарифу, как Украина оказалась на новом историческом экологическом распутье.

На этот раз в государственных коридорах решается дальнейшая судьба выполнения международных обязательств Украины относительно Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ).

Речь идет о сокращении выбросов основных видов загрязнений (диоксида серы, оксидов азота и пыли) от ТЭС, ТЭЦ и отопительных котельных.

Кабмин в 2017 г. одобрил НПСВ, а международные экологические обязательства Украины вступили в силу с 2018 г. По содержанию они оказались конкретными, амбициозными и стоимостными. Выполнить их Украина согласилась в экстремально сжатые и, будем откровенны, нереальные сроки.

– Сокращение выбросов диоксида серы в 20 раз (на 95% от объемов 2012 г.) до 2029 г.

– Сокращение выбросов пыли в 40 раз (на 97% от объемов 2012 г.) до 2029 г.

– Сокращение выбросов оксидов азота в четыре раза (на 72% от объемов 2012 г.) к 2034 г.

– Реализация требований НПСВ стоить около 4100000000 евро. Количество энергоблоков, на которых следует установить пыле-, серо- и азотоочистки – 90.

Куда движемся

Третий год подряд одобрен НПСВ выполняется без больших капиталовложений. Модернизация оборудования поставлена на паузу, потому что источники финансирования НПСВ не определены. Стоит отметить, что Украина все-таки выполнила или выполняет некоторые меры, не требующие значительных затрат.

Во-первых, перевела энергоблока с антрацита на газовое угля – 3-4% рост КПД, это реальный достигнут экологический профит.

Во-вторых, реконструировала газоочистное оборудование на Приднепровской ТЭС.

В-третьих, строит сероочистки на Трипольской ТЭС (верю, что проект завершится после семи лет строительства).

Пожалуй, это и все.

Зато через агрессию РФ, которая привела к аннексии Крыма и потери контроля над отдельными территориями Донецкой и Луганской областей, Украины потеряла свои ТЭС и ТЭЦ. Как результат, снижение объема потребления электроэнергии по сравнению с 2012 годом привело к частичному выполнению показателей НПСВ без нашего участия. Украина “заплатила” за это несопоставимые ни с чем цену в мире.

Реальное положение ситуации с сокращением выбросов

Украина не имеет малейшего шанса выполнить НПСВ в установленные сроки. К 2025 году невозможно соответствии с технологическим процессом выполнить на 90 энергоблоках такие работы, даже если ТЭС и ТЭЦ залить всеми деньгами мира.

Если оборудование не модернизировать, Украина войдет в затяжной период дефицита электроэнергии. В страну начнут применять мощные финансовые наказания за невыполнение НПСВ, и тепловая генерация на угле будет остановлена.

Невыполнение НПСВ может стать последним невыполненным обязательствам, которое навсегда закроет для нас европейский курс.

Как все начиналось и почему не смогли

Мини ответ на эти вопросы: невозможным реализацию НПСВ действия и бездействие государственных институтов. А все начиналось так хорошо! В 2013 г. для тепловой генерации был установлен и опробован механизм финансирования программ реконструкции, в том числе, экологических проектов.

Принятый в 2013 году закон “Об основах функционирования рынка электрической энергии” предусматривал дальнейшую возможность применения этого механизма через рынок вспомогательных услуг. В ценах на электроэнергию для потребителей на эти цели предполагалось ежегодно до 200 млн. долл.

Казалось, ничто не может помешать выполнению программы сокращения выбросов, и ее разработка продолжилась. Однако впоследствии началось самое интересное.

В 2014 году в НКРЭКУ пришла “молодая” команда и остановила возможность применения установленного правительством механизма привлечения банковских кредитов для целей модернизации тепловой генерации. Почему? Ответ команды не вошла ни в один протокол: “Вы себе еще заработаете на новом рынке электроэнергии”.

В 2015 году “молодая” команда пришла в Минэнерго и заблокировала имплементацию новой модели рынка электроэнергии с аргументом “он плохой”. “Плохой” закон не выполнили, положили в ящик, а “хороший” закон писался и принимался под фанфары четвертого пакета до 2017 года.

С 2015 года до 1 июля 2019 года, когда вступил в силу закон о рынке электроэнергии, регулятор включал в расчет оптовой цены электроэнергии расходы тепловой генерации на уровне себестоимости. В период действия формулы “Роттердам +” оптовая цена электроэнергии тоже формировалась по себестоимости.

С 2019 года очередная “молодая” команда перевела большую тепловую генерацию в убыточный режим. На этом все: большая реконструкция тепловой генерации остановилась, а шансы выполнить НПСВ превратились в абсолютный “ноль”.

Накануне принятия очередного государственного эпохального решения относительно дальнейшей судьбы НПСВ стоит знать о том, что происходило в период с 2013 года, когда начал разрабатываться НПСВ, до сих пор, когда к нам пришло осознанное понимание, что срыв выполнения НПСВ неотвратим.

Что имеем и сценарии развития событий

Согласованный с Европейским сообществом и одобренный правительством НПСВ в 2017 году приобрел признаки закона, а его невыполнение приведет к негативным последствиям. Украина через три-четыре года будет вынуждена остановить всю тепловую генерацию и перейти на дрова и импорт электричества из РФ и Беларуси.

Импорт из ЕС не поможет. Скорее всего, нас отключат от европейской энергосистемы (ENTSO-E) по условиям безопасности. Если, конечно, в 2023 году мы сможем присоединиться. Как это может выглядеть, мы могли убедиться в январе-феврале 2021, когда импортировали электроэнергию из РФ и Беларуси.

Неутешительное состояние объединенной энергосистемы Украины (ОЭС) при отсутствии угля и его замещение импортом с востока стал реальным кейсом-прогнозом, который повторится через три-четыре года из-за невыполнения “Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигания установок” в действующей редакции.

Даже если склады ТЭС будут завалены углем, а оборудование будет отремонтировано, их не получится запустить. Кто подставит “братское” плечо по поставкам электроэнергии в Украине на особых условиях, можно не объяснять.

Что делать дальше

Есть ли выход из этого тупика? Да есть.

Шаг №1. Болезненный, но обязательный.

Нужно признать, что страна не сможет вовремя выполнить НПСВ. Об этом следует официально сообщить нашим европейским партнерам. Это отправная точка.

Шаг №2. Единственно возможный вариант.

Необходимо срочно обратиться в Европейское сообщество с официальным обоснованным ходатайством о пересмотре НПСВ и отсрочка начала реализации к 2025 г. с окончанием в 2038 г. (текущая редакция – 2021-2033 гг.) и сопроводить этот процесс мощной энергетической дипломатией.

Европейские партнеры и так все знают и не в восторге от нашего поведения. Надеюсь, эта публикация поможет заинтересованным сторонам договориться и согласовать свои действия. Судьба этого национального плана во многом решает судьбу энергонезависимости Украины, ее безопасности и европейского выбора. (Иван Плачков, председатель Всеукраинской энергетической ассамблеи, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version