Польский оператор Gaz-System в рамках десятилетнего плана развития ГТС страны хочет полностью забрать себе участок газопровода “Ямал – Европа” в Польше, по которому российский газ идет в Германию.
Большие планы на газопровод “Ямал – Европа”
8 апреля польский оператор Gaz-System представил правительству проект плана развития газотранспортной системы (ГТС) страны на 2022-2031 гг. Он официально не обнародован, но попал в распоряжение ряда СМИ и аналитических компаний. “Документ определяет будущие потребности польской экономики в газообразном топливе и устанавливает план действий, чтобы обеспечить эти потребности”, – говорится в сообщении Gaz-System.
По прогнозам компании, через 10 лет потребление природного газа в Польше может увеличиться на 50% (почти до 30 млрд. куб. м), а в сезонные пики – вдвое по сравнению с показателями 2019-2021 гг. Это связано не только с ростом польской экономики, но и с постепенным отказом от использования угля, который пока является основой местной энергетики.
В рамках представленного плана оператор планирует осуществить 30 ключевых инвестиционных проектов, которые позволят увеличить протяженность ГТС страны с 11 тыс. км до 13,1 тыс. км, а совокупную мощность компрессорных станций – нарастить вдвое.
Основные инвестиционные проекты, реализуемые поляками уже сейчас – строительство газопроводов Baltic Pipe и “Польша – Литва” (GIPL), интерконнектора со Словакией и расширение терминала СПГ в Свиноуйсьце. Еще один перспективный проект – создание плавучего терминала СПГ в Гданьске.
Напомним, что 17 мая 2020 г. истек срок действия постоянного контракта на транзит российского газа через территорию Польши. Поляки заранее предупредили, что продлять его не будут, так что с этого дня все та же компания Gaz-System бронирует мощности своей части газопровода “Ямал – Европа”, по которому идут поставки российского газа в Польшу и далее в Германию, посредством аукционов. При этом 10% мощности газопровода до 2023 г. находится под контролем собственника “трубы” – компании EuRoPol GAZ.
“Газпром” это устраивает: его официальный представитель Сергей Куприянов еще год назад заявил, что транзит российского газа через территорию Польши продолжится, несмотря на истечение в мае срока соответствующего соглашения.
Однако все может измениться.
“Проект плана также предполагает использование польского участка газопровода “Ямал – Европа” для нужд ГТС страны с 2026 г. Активное использование мощностей этого газопровода, когда в Польше создадут диверсифицированный и конкурентный рынок газа, даст возможность эффективно распределять газ, в том числе из так называемых “Северных ворот” (Baltic Pipe и терминалы СПГ)”, – говорится в сообщении Gaz-System.
Для справки: газопровод “Ямал-Европа” проходит по территории четырех стран – России, Беларуси, Польши и Германии. Его проектная мощность – 32,9 млрд. куб. м в год. Магистраль берет начало от торжокского газотранспортного узла в Тверской области. Протяженность российского участка составляет 402 км, по Беларуси проходит 575 км газопровода, польский участок насчитывает 683 км линейной части. Крайняя западная точка газопровода – компрессорная станция Mallnow в районе Франкфурта-на-Одере вблизи немецко-польской границы. Там газопровод соединяется с газотранспортной системой YAGAL-Nord, которая, в свою очередь, связывает его с газотранспортной системой STEGAL – MIDAL – ПХГ “Реден”.
Полный контроль
Таким образом, польский оператор претендует на то, чтобы взять под полный контроль участок газопровода, который в свое время строился полностью на российские деньги. Сегодня собственник польского участка газопровода “Ямал-Европа” – компания EuRoPol GAZ, в которой по 48% принадлежат “Газпрому” и польской государственной нефтегазовой компании PGNiG. Еще 4% находятся в собственности Gas-Trading S.A., которую также контролирует польская госкомпания PGNiG. Оператором же газопровода выступает компания Gaz-System.
И вот теперь Gaz-System планирует с 2023 г. взять под полный контроль функционирование польской части “Ямал – Европа”, интегрировать ее в ГТС Польши, а также самостоятельно устанавливать тарифы на транспортировку газа. Речь идет о том, что все мощности газопровода будут распределяться только через аукционы, а инвестиции Gaz-System пойдут на техническую модернизацию “трубы”, которая позволит использовать газопровод “Ямал – Европа”, чтобы подавать голубое топливо в обратном направлении внутри страны.
По сути, работа газопровода будет подстроена под поставки с терминалов СПГ и через Baltic Pipe. В таком случае примерно с 2026 г. российский газ для Польши будет поступать через новые соединения только на востоке страны, центр и запад Польши будут снабжать топливом, поставляемым из Норвегии и с терминалов СПГ. При таких условиях дополнительные договоренности с “Газпромом” уже не понадобятся.
Купить или забрать за долги?
Понятно, что планы Gaz-System потребуют либо согласования с “Газпромом” как крупным акционером, либо выкупа его доли в компании EuRoPol GAZ. И тут могут возникнуть сложности, так как сейчас “Газпром” обеспечивает более половины потребностей Польши в газе: 2020 г. PGNiG импортировала 9,66 млрд. куб. м при общем потреблении страной 15 млрд. куб. м в год. И еще пару следующих лет снизить российскую долю газа будет очень сложно.
Польша может попытаться уменьшить долю “Газпрома” в EuRoPol GAZ собственными инвестициями в польский участок трубы “Ямал – Европа”. Но более реальным выглядит другой вариант: Россия сама отдаст долю в EuRoPol GAZ в счет своего долга перед Польшей.
Напомним, что год назад Польша угрожала “Газпрому” арестом его активов в Европе после того, как польский энергетический концерн PGNiG получил решение Стокгольмского арбитражного суда, рассматривавшего его спор с “Газпромом” о цене на газ. Тогда арбитражный суд изменил формулу цены на покупку газа, поставлявшегося “Газпромом” по Ямальскому контракту, в том числе через его значительную и прямую связь с рыночными котировками природного газа на европейском энергетическом рынке. Применение измененной формулы ценообразования значительно улучшило условия работы PGNiG.
Но главное – из-за снижения стоимости газа задним числом “Газпром” должен вернуть разницу в цене в размере около $1,5 млрд. за период с 1 ноября 2014 г. по 29 февраля 2020 г. Конечно, россияне пытаются оспорить это решение, но их шансы, по мнению международных юристов, невелики.
Кроме того, вполне возможно заключение “большой сделки”: Россия отдает Польше свою часть “Ямал – Европа”, взамен на что Польша перестает выступать против достройки “Северного потока-2”. Для этого есть еще один резон: в ходе реформы Польша прекратит транзит российского газа в Германию, так что у немцев будет больше аргументов в пользу необходимости начала работы СП-2.
Что дальше?
Итак, контракт на поставку российского газа в Польшу истекает в 2022 г., и Варшава уже заявила, что не намерена его продлевать. Польша будет обеспечивать свои потребности в газе за счет поставок СПГ, а также мощностей создаваемого (в том числе на средства Евросоюза) газопровода Baltic Pipe, который должен соединить республику с норвежским шельфом через Данию.
Еще в январе 2018 г. PGNiG подписала с газотранспортным оператором Дании Energinet соглашение о транспортировке газа по газопроводу Baltic Pipe. Контракт заключен на период с 1 октября 2022 г. до 30 сентября 2037-го. Ранее PGNiG подписала соглашение о транспортировке газа по Baltic Pipe с польским газотранспортным оператором Gaz-System. Польша планирует импортировать по газопроводу Baltic Pipe до 10 млрд. куб. м газа в год.
“Перепрофилирование” польского участка трубы “Ямал – Европа” даст возможность Украине закупать при необходимости дополнительные объемы газа в Польше, вне зависимости от того, чей будет этот газ по происхождению – норвежский, катарский, американский или российский. Конечно, при технической возможности прокачивать нужные объемы.
Важно: Не Босфором единым. Получит ли Украина газ из Катара
А такая потребность вполне может возникнуть: достаточно вспомнить, что 6 июля 2020-го по результатам аукциона компании Gaz-System на 2021/2022 газовый год (период с 1 октября по 30 сентября) все свободные мощности для транспортировки газа из Польши в Украину были зарезервированы, тогда как на 2020/2021 газовый год спрос достиг 85% от выставленного предложения.
По данным НКРЭКУ, в Украине в 2020-м увеличилось количество компаний-импортеров газа: за I квартал их число возросло до 51. В этот же период 41 компания заказывала услуги транспортировки газа из ЕС в Украину, и 23 компании использовали украинские ПХГ для хранения газа в таможенном режиме.
Впрочем, если говорить об интересах Украины, то если Польша пойдет на “большую сделку” с “Газпромом” относительно СП-2, для нас этот факт перекроет позитивы от дополнительных возможностей в диверсификации поставок газа. (Денис Стаджи, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)