Эксклюзивное интервью вице-премьер министра Украины по европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной агентству “Интерфакс-Украина”.
– Официальный диалог относительно участия Украины в Green Deal, по вашим словам, начнется в конце апреля. С чего же?
– Мы в Украине выходим из нескольких вещей. Во-первых, у нас уже есть обязательства, предусмотренные Соглашением об ассоциации с ЕС, Парижской соглашением и Целями устойчивого развития ООН в 2030. Во-вторых, “зеленая” трансформация – это теперь новая нормальность на континенте. И Украина стремится быть частью этой трансформации. Поэтому наш политический диалог начался с позиционного документа, который я инициировала в июле 2020 г.
Наша проактивная позиция позволила нам структурировать диалог таким образом, что у меня – как у координатора вопрос Green Deal внутри правительства – появилась визави в Европейской комиссии. Это – Катарина Матернова, глава Группы Европейской комиссии по поддержке Украины, которая на постоянной основе будет координировать работу Комиссии относительно возможностей и вызовов трансформации Украины на пути “Зеленого курса” и взаимодействовать со мной по всем вопросам относительно “зеленого перехода. Необходимость структурного диалога заключается в большом количестве сфер взаимодействия: это и экологическая политика, экономическая политика, энергетическая, правовая, торговая, а также аграрная. Мы определили несколько приоритетных направлений взаимодействия с Европейским союзом, в частности, в вопросах энергоэффективности, трансформации угольных регионов и водородной экономики.
Все эти вопросы всплывают раз за разом, потому предметное обсуждение Green Deal с ЕС начнется уже весной этого года, как и разработка новых флагманских инициатив в других секторах.
В любом случае мы понимаем, что “зеленая” трансформация – это, по сути, новая экономика, и Украина готова двигаться в этом направлении вместе с Европой. “Зеленая” трансформация нужна в первую очередь нам самим, потому что от этого зависит конкурентоспособность украинской экономики и здоровья украинский.
– То есть будет комплексная дискуссия по ряду направлений?
– Именно так, поскольку “зеленая” трансформация касается всех сфер экономики. В частности, она связана и с торговлей. В Украине торговля с ЕС – стратегический вопрос, и для нас важно, чтобы любые меры, предпринимаемые ЕС даже из самых амбициозных экологических целей, никоим образом не ставили под угрозу наш экономический рост и торговлю, и позволяли ее развивать в дальнейшем.
– Кстати, Кабмин недавно утвердил рабочую группу по европейскому механизму углеродного корректировки импорта (CBAM). Вы ее координируете и предполагаете, что этот механизм может быть применен в нашу страну в особом порядке. Каким образом?
– Узнав, что Европейская комиссия после второго квартала 2021 должен представить Европарламента решения по CBAM, я инициировала создание такой рабочей группы. Уже удалось провести первый раунд консультаций с комиссаром ЕС Джентилони, который отвечает за разработку этого решения. Мы формализовали рабочую группу, которая на разных уровнях – от политического до экспертного – будет отрабатывать украинский интерес в этом вопросе.
Прежде всего, я настойчиво отстаиваю позицию, что нам нужно иметь доступ к информации. Мы не хотим постфактум узнавать о решениях, которые влияют на интересы Украины. Мы хотим дать возможность украинскому бизнесу подготовиться к любым изменениям.
Кроме того, мы достаточно ясно доносим позицию Украины, что любое решение ЕС не нарушать условия зоны свободной торговли с Украиной или ухудшать условия торговли, закрепленные в Соглашении об ассоциации.
Я также горжусь тем, что консолидация наших усилий с другими странами подтолкнула ЕС выйти с официальным заявлением, что механизм углеродного корректировки на границе будет торгово-нейтральным. Иными словами, будет влиять на торговлю как прямое торговое ограничения.
– Есть высокая вероятность того, что CBAM введут в форме системы торговли квотами на выбросы СО2. Чем такой сценарий может обернуться для Украины?
– Сценарий введение условной системы торговли выбросами, то есть сбора, который будет отражать цену разрешения на выбросы в ЕС, на самом деле выглядит наиболее реалистичным. В Украине также будет вводиться система торговли выбросами – это наше обязательство по Соглашению об ассоциации. Большой бизнес уже знает об этих обязательствах, а министерства нарабатывают соответствующие решения.
Мы понимаем озвученный сценарий развития событий по СВАМ, однако есть несколько принципиальных позиций.
Украина разделяет климатические амбиции ЕС и новые экологические ценности, но и ЕС должен осознавать различные стартовые условия и то, что сегодня Украина, строя рыночную экономику, за относительно короткий период одновременно осуществляет много экологических мероприятий, которые в ЕС внедряли последние 30 лет.
Поэтому мы вправе ожидать определенных шагов навстречу. В частности, относительно СВАМ, внедрение которого по Украине должно быть соразмерным с экономическими и финансовыми возможностями украинского бизнеса, с амбициозным климатическим повесткой дня страны и Соглашением об ассоциации. К тому же мы хотели бы, чтобы в регламенте CBAM был определен поэтапный алгоритм того, как в рамках наших обязательств мы будем выполнять этот регламент.
– С какой целью Украина присоединилась к работе сырьевого, водородного и аккумуляторного альянсов ЕС?
– Система альянсов ЕС – абсолютно новая политика взаимодействия на международном уровне не только по “Зеленого курса”. В альянсы входят бизнес, ассоциации, государственные институты, политики, эксперты и гражданское общество. Это создает секторный пространство для свободной конкуренции. Кто обеспечит себе ведущее место в таких альянсах, то и будет возможность быть отраженным в решениях ЕС, потому что может участвовать в формировании точки зрения участников и направлений диалога. В зависимости от активности украинского бизнеса мы можем усиливать коммуникацию с международными партнерами, прежде всего в ЕС. Поэтому альянсы – сырьевой, водородный и аккумуляторный – это именно те платформы, где правительство и бизнес Украины и других стран стали союзниками в адвокации украинских национальных интересов.
– Недавно украинская делегация приняла участие в Немецко-украинском экономическом форуме. Наиболее перспективные направления сотрудничества с немецкой стороной?
– Форум имел смешанный формат переговоров правительства и бизнеса и было много практических договоренностей. Во-первых, немецкая сторона предложила сотрудничество в вопросе справедливой трансформации угольных регионов. В частности, правительство Германии уже приобщается к формированию стратегии справедливого перехода от “углеориентированной” экономики в Украине. В настоящее время ведется работа над программными документами, аналитикой и оценкой, далее речь будет идти об инструментах финансирования.
Во-вторых, водородная стратегия также предметом их интереса.
В-третьих, мы обсуждаем формирования международного фонда “зеленой” трансформации Украины совместно с международными партнерами и финансовыми организациями. Я сейчас веду такие переговоры.
– А как украинское государство планирует поддерживать бизнес? В ЕС уже готовы выделить более триллиона евро в виде инвестиций на экомодернизацию экономики и большинство этих денег – прямая государственная поддержка…
– Наши переговоры с ЕС состоит в том, что соблюдение Украиной высокого уровня амбиций и динамики внедрения инновационных решений в рамках “Зеленой курса” зависит от финансовой поддержки ЕС. Непропорциональность доступа к финансовым ресурсам искажает конкуренцию на европейском рынке, и это является предметом нашего диалога с Евросоюзом. Поэтому я также считаю, что должен быть создан международный фонд “зеленой” трансформации для Украины, ускорять экологические процессы в нашей стране через стимулирование бизнеса и предоставления ему доступа к соответствующим финансовым ресурсам.
Вместе с тем, государство уже сейчас финансирует ряд важных экологических инициатив, в частности из-за работы Фонда энергоэффективности и теплые кредиты, стимулирования “зеленых” закупок, приоритезацию национальных производств, льготы на электрокары, зеленый тариф и “зеленую” металлургию … Мы понимаем, что некоторые проекты требующих финансирования и из государственного бюджета. В частности, когда речь идет о справедливой трансформацию угольных регионов или экологическую модернизацию украинских государственных компаний.
– Рассматривает ли Кабмин налог на выбросы СО2 в Украине как мотивацию и материальную базу для экомодернизации производства?
– На мой взгляд, повышение пошлин не покроет финансовые потребности “зеленой” трансформации – мы должны говорить об этом в более широком контексте. В частности, мы взаимодействуем с различными министерствами, чтобы выстроить правильные временные рамки, финансовые ожидания и сопоставить экономические возможности с экологическими амбициями.
Наличие такого налога в Украине – наш весомый аргумент в переговорах с Европейской комиссией. У нас уже есть цена углерода. Вместе с национальными экологическими и климатическими стратегиями, системой торговли квотами на выбросы, стимулирующими инструментами и фондами мы планируем построение так называемой архитектуры климатического управления. Это наша флагманская инициатива, которая зафиксирована в заявлении Совета ассоциации, состоявшейся в этом году в феврале. Мы структурируем все эти стратегии и инструменты “зеленой” трансформации для понимания того, как они должны функционировать вместе, чтобы Украина смогла перейти на новый этап развития экономики.
– Вы заявили, что в этом году откроется возможность пересмотреть условия торговли с ЕС в направлении их либерализации, то есть увеличение квот на экспорт украинской продукции. Речь идет о так называемом промышленный безвизовых?
– Не только. Мы в чрезвычайно короткий срок – менее чем за год – согласовали все формальности для начала этих переговоров от политической дискуссии к юридическому закреплению этой возможности. В ближайшее время мы создадим рабочую группу в правительстве из представителей министерств, будут формировать позицию на переговоры по обновлению Соглашения об ассоциации с ЕС и торговых параметров.
Вопрос промышленного безвизовых не вопрос квот и представляет собой отдельный переговорный процесс получения “безвизовых” для промышленной продукции. Однако, действительно, по другим традиционным категориям экспорта мы будем обращаться в ЕС с целью либерализации движения украинской продукции. На первом этапе обновления будет в большей степени техническое – по позициям, где мы быстро исчерпываем квоты … Но для нас важно выработать механизм регулярного взаимодействия с ЕС, потому что процесс обновления Соглашения будет постоянным.
Полный промышленный безвизовых будет реальностью после подписания соглашения АСАА, которая должна стать приложением к Соглашению об ассоциации. Мы вместе с ЕС уже осуществили оценку внутреннего рынка и законодательства. Теперь мы ждем рекомендации европейских коллег, но в целом это гораздо более длительный процесс, чем увеличение квот для других видов продукции. (Сергей Шестак, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)