Бензин на казахстанских АЗС начал постепенно дорожать с марта 2021. Например, в Алматы в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150-153 тенге до 165-170 тенге за литр. И этому есть несколько причин.
Как считает доктор экономических наук, директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов, всему виной продолжающийся мировой экономический кризис и обострение конкурентной борьбы на глобальных рынках, которые вкупе разрушают сложившуюся систему международных экономических отношений. Крупные международные экономические организации уже не в полной мере справляются со своими функциями, и сегодня страны и даже крупные глобальные корпорации начинают самостоятельно выстраивать новые рыночные отношения. Во-вторых, мир меняется под влиянием научно-технического прогресса. Сегодня самыми дорогостоящими компаниями являются такие технологические гиганты, как Tesla, Amazon, Apple, Google и так далее, а еще 15-20 лет назад лидерство за редким исключением принадлежало нефтегазовым консорциумам. Будущее теперь принадлежит компаниям, которые производят технику, программное обеспечение и продукты, позволяющие строить производство, основанное на искусственном разуме, а не корпорациям, добывающим ресурсы из недр.
– Наконец, третьим фактором является коронавирус. На мой взгляд, COVID-19 является одним из главных инструментов борьбы за конкурирующие рынки. Он оказал колоссальное влияние на всю мировую экономику, и мы видим, что ряд стран от этого очень сильно пострадал, – объяснил Акимжан Арупов.
Бензин на казахстанских АЗС начал постепенно дорожать с марта 2021. Например, в Алматы в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150-153 тенге до 165-170 тенге за литр. И этому есть несколько причин.
Как считает доктор экономических наук, директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов, всему виной продолжающийся мировой экономический кризис и обострение конкурентной борьбы на глобальных рынках, которые вкупе разрушают сложившуюся систему международных экономических отношений. Крупные международные экономические организации уже не в полной мере справляются со своими функциями, и сегодня страны и даже крупные глобальные корпорации начинают самостоятельно выстраивать новые рыночные отношения. Во-вторых, мир меняется под влиянием научно-технического прогресса. Сегодня самыми дорогостоящими компаниями являются такие технологические гиганты, как Tesla, Amazon, Apple, Google и так далее, а еще 15-20 лет назад лидерство за редким исключением принадлежало нефтегазовым консорциумам. Будущее теперь принадлежит компаниям, которые производят технику, программное обеспечение и продукты, позволяющие строить производство, основанное на искусственном разуме, а не корпорациям, добывающим ресурсы из недр.
– Наконец, третьим фактором является коронавирус. На мой взгляд, COVID-19 является одним из главных инструментов борьбы за конкурирующие рынки. Он оказал колоссальное влияние на всю мировую экономику, и мы видим, что ряд стран от этого очень сильно пострадал, – объяснил Акимжан Арупов.
Эти факторы сформировали на рынке нефти в прошлом году небывалую прежде ситуацию: в апреле 2020 цена на черное золото достигла отрицательных значений – фьючерсы на нефть из-за грандиозного снижения спроса были попросту в минусе.
– Такое положение дел в экономике не изучалось даже в теории. И на практике на глобальном уровне мы с таким столкнулись впервые, – добавил собеседник.
Частично восстановить ситуацию на энергетическом рынке удалось только благодаря договоренностям между странами ОПЕК+ о достаточно серьезных ограничениях на добычу нефти, но, несмотря на это, рынок все же претерпевает значительные изменения.
– Сейчас идет постепенное увеличение цен на нефть, но должен заметить, что цена на топливо и энергоресурсы в целом выросла меньше, чем на ряд продуктов: яйца, подсолнечное масло, мясо и т.д. Цена на нефть определяет уровень цен абсолютно на все, потому что нефть – это кровеносная система экономики, это стратегический продукт, который пока в массовых объемах заменить нечем, – подчеркнул Акимжан Арупов.
Коронавирусный кризис спровоцировал и отложенный эффект по повышению цен на ряд товаров, в том числе топливо. В прошлом году большинство секторов экономики претерпели значительный спад: часть предприятий простаивала, при этом большинство из них все равно платили за аренду зданий и помещений, выплачивали (хоть и частично) зарплату, а государственная поддержка все же не позволила безболезненно пережить это время.
– По сути, предприятиям были предоставлены лишь налоговые отсрочки, но от уплаты налогов их так и не освободили. В итоге, чтобы восполнить прошлогодние и текущие потери, предприниматели начали понемногу поднимать цены своих товаров и услуг. Это в целом естественная, прогнозируемая ситуация. Неприятная, но объяснимая объективными причинами. Рост цен на топливо – из этой же истории: нефтедобытчики и нефтепереработчики также понесли серьезные потери, – объяснил экономист.
К тому же, по его словам, не стоит забывать, что цена на бензин в Казахстане – одна из самых низких в мире.
– По этому показателю мы находимся в десятке наряду с Венесуэлой, Ираном и так далее. Учитывая, что мы находимся в окружении стран, где цена на топливо является более высокой, мы рано или поздно все равно бы пошли на повышение цен, – уточнил доктор экономических наук.
Однако он подчеркнул, что хоть власти не регулируют цены на ГСМ, они все же не позволят им взлететь до слишком высоких значений.
– Пусть официально бензин и не входит в категорию социально значимой продукции, но он все же является товаром первой необходимости, стратегическим продуктом. Вслед за ценами на топливо подрастет и стоимость остальной продукции. И чем выше будет цена на бензин, тем больше подорожает и все остальное, увеличится социальная напряженность. Вот этого власти уже не могут допустить, поэтому я думаю, что они придут к общему консенсусу, – заключил Акимжан Арупов.
Ведущий авторской программы “Байдильдинов. Нефть” Олжас Байдильдинов отмечает, что текущие цены на бензин в Казахстане находятся ниже фактической себестоимости.
– Не может товар продаваться дешевле, чем он стоит. И когда говорят, что раз мы нефтедобывающая страна, то и бензин у нас должен быть дешевым, это от незнания темы. У нас любят ссылаться на страны Персидского залива, где якобы бензин очень дешев, но это не так. В тех же ОАЭ цена на бензин АИ-95 равна примерно 255 тенге – дороже, чем у нас, на 80 тенге. В РФ бензин такой же марки находится в аналогичных пределах – 250-270 тенге. Казахстанская нефть ввиду своего качества в среднем торгуется около $60 за баррель. В одном барреле 159-160 литров нефти, то есть стоимость 1 литра сырой нефти равна 170 тенге – та цена, за которую мы сегодня можем купить литр бензина АИ-92 на казахстанских заправках. А ведь нужно понимать, что эту нефть еще надо доставить на завод, переработать, отправить, порой за 2-3 тыс. км, на АЗС, заплатить рабочим, выплатить налоги, акцизы и т.д. Никто не удивляется на рынке, что сметана или масло стоят дороже молока, зато все возмущаются, когда производители топлива поднимают цены на бензин. Но ведь они не могут постоянно работать себе в минус, – привел аргументы эксперт.
Как отмечает Олжас Байдильдинов, производители топлива на протяжении как минимум года поставляли продукцию значительно ниже рыночной, а убытки старались компенсировать экспортными доходами, но бесконечно это продолжаться не могло.
– Сегодня экспортные доходы снижены из-за снижения мировой цены на нефть и сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. По-хорошему, цена на бензин должна была подняться еще в прошлом году, но участники рынка не стали этого делать, учитывая непростую экономическую ситуацию. Не стоит забывать, что в январе 2020 был увеличен акциз на переработку нефти на 5-7 тенге с каждого литра, а в этом году КТЖ поднял тарифы на ж/д-перевозку на 13%, – добавил спикер.
Он привел в пример еще несколько цифр. Например, себестоимость добычи барреля нефти обходится в среднем (в зависимости от месторождения) в РК в районе $40. На НПЗ нефть поставляется по $20-30, то есть в 2-2,5 раза ниже, чем мировая рыночная цена.
– Большую долю в стоимости бензина составляют также налоги и акцизные сборы. По моим подсчетам, в РФ они равны около 65%. У нас в стране этот показатель равен примерно 55%. Благодаря этой разнице у нас вряд ли цена поднимется до российской, по крайней мере в ближайшие годы. Однако в любом случае, в условиях открытых границ в рамках ЕАЭС, отечественные производители и поставщики топлива будут вынуждены поднимать стоимость продукции. У нас уже происходит значительная утечка топлива в соседние страны нелегальными или не совсем легальными способами. Очень часто приходят сообщения о том, что ликвидирован незаконный трубопровод или арестованы цистерны с топливом, которые хотели вывести в Россию. Более того, например, в некоторых наших северных городах объем потребления бензина превышает показатели Шымкента на душу населения в 3-4 раза. Уже ни для кого не секрет, что российские автомобилисты, проживающие в приграничных с Казахстаном регионах, заправляются у нас. Более того, и наши, и российские предприимчивые граждане часто провозят через границу значительные объемы топлива, – напомнил Олжас Байдильдинов.
Говоря о том, до какого уровня вырастет цена на бензин в ближайшее время, эксперт отметил, что давать прогнозы – дело неблагодарное, но все же согласился поделиться своими мыслями по этому поводу.
– Я не думаю, что в текущем году цена за литр бензина АИ-92 поднимется выше 190 тенге. Остановится около 180 тенге за литр. Что касается дальнейшей ситуации, то здесь сложно что-то прогнозировать более точно. Вообще не стоит забывать, что к 2025 г. в рамках соглашений ЕАЭС наши страны должны перейти к равнодоходным ценам на нефть, газ и прочие нефтепродукты. Это означает, что цена на продукцию будет формироваться за счет экспортной цены на мировом рынке за вычетом затрат на транспортировку, таможенные пошлины и т.д. То есть мы должны будем стремиться к мировым ценам за вычетом этих расходов. К слову, если кто-то думает, что нам тогда лучше выйти из ЕАЭС, то у нас есть схожие обязательства и перед ВТО. Рынок сам должен формировать цены. Стоимость топлива растет во всем мире, и не только в странах, которые являются импортерами, но и в странах – экспортерах нефти, – напомнил эксперт. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)