Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: что будет с ценами на электроэнергию для населения – три сценария

Кабинет министров может отложить повышение цен на электроэнергию для населения. Но это – последняя хорошая новость. Дальше – подорожание

К 1 мая Кабинет министров должен ответить на один чувствительный политический вопрос: что делать с тарифом на электроэнергию для населения – повышать или оставить на прежнем уровне – 1,68 грн. за кВт-ч.

В этот день истекает срок действия постановления №238, которое Кабмин принял 24 марта, отказавшись повышать тариф на электроэнергию во второй раз за квартал на фоне третьей волны COVID-19.

Чтобы упростить правительству эту задачу, Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) разработала три сценария поэтапного повышения тарифов на электроэнергию для домохозяйств до третьего квартала 2023 г. Подробности содержатся во внутренней презентации НКРЭКУ, которая есть в распоряжении LIGA.net.

План предполагает постепенное повышение цен на электроэнергию для населения в течение двух следующих лет, пока в сентябре 2023-го Кабмин не переведет бытовых потребителей на рыночные условия.

Готов ли Кабмин поднять тарифы на электроэнергию уже с 1 мая и почему населению не избежать повышения цен – в разборе LIGA.net.

Политическое решение

2021 год начался для украинцев с подорожания коммуналки. Свой вклад в рост коммунальных платежей внес Кабинет министров постановлением №1325.

Документ фактически перевел население на единый тариф на электроэнергию – 1,68 за кВт-ч и отменил с 1 января 2021 года льготы на первые 100 кВт-ч по 90 копеек.

По словам замминистра энергетики Юрия Бойко, у правительства было две экономических причины для этого шага.

Первая – застраховать поставщиков электроэнергии от убытков. По его данным, с учетом льготного тарифа на первые 100 кВт-ч, средняя по Украине стоимость электроэнергии для населения составляла 1,21 грн. за кВт-ч – на 30 копеек дешевле, чем средняя стоимость транспортировки электроэнергии в стране с 2021 года.

Вторая – льготный тариф не давал госкомпаниям Энергоатом и Укргидроэнерго развиваться, поскольку АЭС и гидроэлектростанции – главные источники дешевой энергии для населения.

“Решение Кабмина позволило снизить финансовую нагрузку на Энергоатом и Укргидроэнерго на 12-14 млрд. грн. в год”, – сказал LIGA.net Бойко.

В Украине работает сложная модель рынка электроэнергии, где практически каждая госкомпания выполняет специальные функции.

Например, Энергоатом и Укргидроэнерго продают часть своей электроэнергии по фиксированной и низкой цене, чтобы обеспечивать население дешевой электроэнергией.

Их главный контрагент – так называемый Гарантированный покупатель – государственный трейдер, который выполняет на рынке две важных функции: компенсирует за свой счет для возобновляемых источников энергии дорогой “зеленый” тариф и служит посредником при поставках электроэнергии населению.

Простыми словами, Гарантированный покупатель перепродает по себестоимости электроэнергию Энергоатома и Укргидроэнерго поставщикам. А те в свою очередь поставляют по фиксированному тарифу ее населению, покрывая за свой счет все сопутствующие расходы: тарифы на передачу и распределение электроэнергии и т.д. В каждой области они разные – где-то больше, где-то – меньше.

Все полученные убытки поставщиков компенсируются за счет Гарантированного покупателя, который в свою очередь покрывает дефицит за счет тарифа госкомпании Укрэнерго на передачу электроэнергии.

Стоимость э/э для бизнеса в Украине не регулируется с июля 2019 года.

Решение было временным. Новый виток подорожания электроэнергии для населения должен был произойти уже 1 апреля – с приходом весны. Но коммунальные протесты в январе и третья волна пандемии COVID-19 в марте внесли коррективы.

Чтобы избежать новых волнений Кабмин продлил 24 марта действие “единого тарифа” на электроэнергию до 1 мая. И теперь должен будет решить, что делать дальше: повышать или оставить прежним.

“Решение будет или на этой, или на следующей неделе. Как правило, Кабмин собирается по средам или в пятницу. Когда именно это произойдет пока не ясно”, – рассказал LIGA.net один членов комитета Верховной рады по вопросам энергетики и ЖКХ.

Что будет с ценами на электроэнергию: сценарии регулятора

В распоряжении LIGA.net есть презентация трех сценариев повышения цен на электроэнергию для домохозяйств с 2021 по 2023 годы, разработанных НКРЭКУ для Кабинета министров.

Что предлагает регулятор? Если коротко: повышать тарифы для населения поэтапно – каждый год на 30%.

1 сценарий – в пользу потребителей. Он предполагает, что с 1 мая Кабмин не пойдет на повышение тарифов и “заморозит” цены на электроэнергию для населения до конца 2021 года.

2 сценарий – умеренный. Он предполагает, что в течение 2021 года Кабмин может дважды повысить тарифы на электричество на 15% – 1 мая и 1 сентября. Таким образом, к осени 2021 года 1 кВт-ч электроэнергии поднимется в цене до 2,22 грн.

3 сценарий – более радикальный, но дает время на подготовку. Он предполагает, что тариф на электроэнергию 1,68 грн. просуществует до июля 2021 года, а затем произойдет 30% подорожание. Именно этот вариант собеседник LIGA.net в НКРЭКУ считает самым вероятным.

По принципу двух последних сценариев регулятор предлагает повышать тарифы на электроэнергию домохозяйствам вплоть до мая 2023 года, исключив из цепочки поставок Гарантированного покупателя. В таком случае, по подсчетам НКРЭКУ, стоимость одного киловатт-часа может подорожать до 3,48 грн.

Затем, с сентября 2023 г., Нацкомиссия может предложить Кабмину отменить госрегулирование и перевести население на рыночные условия покупки электроэнергии.

Неизбежное повышение

Решится ли Кабмин повысить цены на электроэнергию уже с 1 мая?

По словам замминистра энергетики Юрия Бойко, у Кабинета министров комплексного решения на этот счет пока нет, поэтому правительство с вероятностью 99% продлит действие тарифа 1,68 грн. за кВт-ч еще на какой-то период.

“Сроки будут зависеть от многих факторов, в том числе координации ряда министерств: Минэнерго, Минсоцполитики, Минцифры и так далее. Более двух месяцев мы готовим комплексное решение, которое даст нам, с одной стороны, возможность снизить нагрузку на энергетические компании государства, а с другой – защитить уязвимых потребителей”, – рассказал Бойко.

О чем идет речь? По данным замминистра, параллельно с повышением цены на электроэнергию Кабмин хочет внедрить в сервис “Дия” возможность подать заявку на получение от государства одноразовой финансовой помощи. Однако когда эта возможность станет доступной, прогнозировать он не стал.

“Задача нетривиальная и крайне непростая. Полуфабрикат никто запускать не будет”, – добавил он.

Какими будут тарифы для населения? Бойко подтвердил существование трех описанных сценариев действий регулятора. Но он не единственный. Со слов замминистра, в Кабмине уже около восьми подобных проектов, и при принятии решения правительство будет использовать самый прагматичный.

“Сценарии НКРЭКУ – скорее рекомендации. Окончательное решение будут принимать в Офисе президента и премьер (Денис Шмыгаль. – Ред.)”, – добавил один из собеседников в комитете ВР по вопросам энергетики и коммунальных услуг.

Но при любом сценарии потребителям в будущем не избежать пересмотра цен на электроэнергию, считают четыре собеседника LIGA.net на энергорынке.

По данным Минэнерго, цены для бизнеса и населения сейчас отличаются в два раза. Как результат – Энергоатом и Укргидроэнерго недополучают из-за социальной функции около 45 и 8 млрд. грн. в год дохода соответственно. И нагрузка на АЭС больше всего.

“С учетом всех расходов на транспортировку Энергоатом получает за свою электроэнергию от населения всего 7-8 копеек за киловатт-час. Это в разы ниже себестоимости (около 60 копеек за кВт-ч. – Ред.), поэтому повышение цен – это вопрос времени”, – добавляет замминистра энергетики Юрий Бойко. (Богдан Заика, Лига Бизнес/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version