Советник министра энергетики Сергей Чех.
В первой декаде мая, колебания цен на рынке, в общем случае являющиеся признаком здорового рынка, достигли значений свидетельствующих об искажении конкуренции и наличии системных проблем в работе рынка.
По факту 1-11 мая цены на рынке, “на сутки вперед” (РСВ) снизились до неадекватного уровня – 833 грн. /МВт-ч, что ниже себестоимости производства электроэнергии в любой государственной генерации. Значительный провал относительно этого уровня до 755 грн./МВт-ч наблюдался 4 мая, а 9 мая цена и вовсе упала до 443 грн./МВт-ч.
По данным ГП “Оператор рынка”, цены на РСВ 11 мая составляли 23 EUR/МВт-ч в базе, что в три раза ниже цен в восточно-европейских странах. Правомерно возникает вопрос: почему “штормит” рынок и только ли рыночная стихия тому виной?
Первая декада мая во все годы характеризовалась сложным режимом поддержания баланса в ОЭС Украины. Увеличение выработки на ВИЭ, а главное, резкое и существенное снижение потребления естественно и закономерно влияют на уровень цен на рынке электроэнергии. Продолжающийся импорт электроэнергии из РФ и Беларуси в условиях профицита ОЭС также оказывают давление на рынок. Но объясняют ли упомянутые факторы такое значительное снижение цен и как объяснить продолжение тренда в рабочий день 11 мая?
Ничем иным, кроме недобросовестного, манипуляторного поведения части участников рынка такие провалы цен объяснить невозможно. Манипуляции на рынке электроэнергии проявились с момента запуска новой модели рынка, с июля 2019 года. И, несмотря на громкие дискуссии и расследования ряда независимых СМИ, торговля “воздухом” до сегодняшнего дня никак не ограничивается и не наказывается. Манипуляции на рынке позволили обогатиться одним компаниям и загнали в долговую яму других.
Как это работает?
Трейдер продает электроэнергию на РСВ (не имея в наличии законтрактованных объемов электроэнергии, поставки которой он реально может обеспечить) и затем выкупает эти объемы на внутрисуточном рынке (ВСР) с дисконтом. На разнице трейдер и зарабатывает.
Такая деятельность на рынке не оказывает значительного влияния на ценообразование, если количество трейдеров и объем их операций невелики. Но стоит количеству и объему таких операций достичь критической массы, как создается угроза стабильной работе рынка, а также возможности обвала цен, что неизбежно приводит к убыткам генерирующих компаний, первую очередь государственных.
Если трейдер или иной субъект рынка воспользовавшись обвалом цен на РСВ (или даже спровоцировав обвал низкими ценовыми заявками) выкупит значительные объемы электроэнергии на ВСР или балансирующем рынке, то продавая коммерческому потребителю по договору с привязкой к цене РСВ он заработает на разнице между исторически сложившимися ценами на РСВ и “обвальными” ценами на ВСР или ценами балансирующего рынка.
Для того чтобы обвалить цену на рынке, необходимо, что бы объем предложений по демпинговой цене достиг определенной критической точки. Недавно так и случилось. По данным “Оператора рынка” в апреле 2021 года объем заявок на продажу электроэнергии на РСВ по цене ниже 850 грн./МВт-ч достиг 55% от общего объема предложений. А в первые 6 дней мая количество таких заявок на торгах РСВ в ОЭС Украины уже 61% от предложения.
Цена 850 грн./МВт-ч не покрывает себестоимость любой государственной генерации. Логично предположить, что эти заявки были поданы либо трейдерами, торгующими “воздухом”, либо генерацией которая преднамеренно предлагает продажу своей электроэнергии себе же в убыток. В результате произошел обвал цен на РСВ и вследствие этого электроэнергия госкомпаний выпала на ВСР и/или балансирующий рынок с последующими потерями для этих операторов до 80% стоимости.
Ситуация сложившаяся на рынке в первой декаде мая стала предметом обсуждения участников заседания Энергоклуба, которое прошло 13 мая под председательством Андрея Куликова. Тяжелые последствия для производителей электроэнергии от таких манипуляций на рынке очевидны для участников дискуссии.
В ходе обсуждений отмечалась опасность накопления долгов, риски для полноценной подготовки к работе в осенне-зимний период 2021/2022 годов, особенно учитывая намеченную на 2022 год работу по синхронизации ОЭС Украины и ENTSO-E и переключение на постоянную параллельную работу.
По мнению участников дискуссии, недопустимо медленно проходит работа над проектом Закона Украины об имплементации положений европейского законодательства о прозрачности, добросовестности и профилактике нарушений условий честной конкуренции на оптовых рынках, под рабочим названием REMIT.
Повторяющаяся время от времени ситуация на рынке свидетельствует о том, что крупные, недобросовестные игроки преуспели в адаптации рынка под себя. Чем ответит Министерство энергетики и Регулятор? Время покажет. (Источник: https://www.facebook.com, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)