Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: законодательное регулирование выращивания энергетических растений позволит повысить энергетическую безопасность

Законодательное регулирование выращивания энергетических растений в Украине позволит повысить энергетическую безопасность, улучшить качество почв и привлечь инвестиции.

Украинцы издавна гордятся плодородием украинских земель, однако сегодня из-за недостаточного внесения органических и минеральных удобрений, водную и ветровую эрозии, переуплотнения тяжелой техникой, плодородие почв значительно снизилась.

Одним из возможных путей восстановления их плодородия является выращивание энергетических растений.

Что такое энергетические растения?

Это специальные продуктивные сорта растений, которые выращиваются для производства биомассы, а в дальнейшем энергии из нее (тепловой или электрической).

Согласно Государственный реестр сортов растений, пригодных для распространения в Украине, биоэнергетический направление использования имеют такие сорта растений как ива, павловния, мискантус, просо прутоподобное и другие. Их урожайность может составлять 15-25 т / га в год.

В ЕС энергетические культуры выращиваются на 117,4 тыс. га. В частности, в Польше этот показатель составляет 17,8 тыс. га, в Германии – 15,8 тыс. га.

В Украине под энергетические растения отведено лишь 5,4 тыс. га земель. При этом, в стране есть от 1 до 4 млн. га деградированных и малопродуктивных сельскохозяйственных земель, на которых выращивания традиционных сельскохозяйственных культур является экономически неэффективным.

Как правило, такие земли “стоят” пустотой и зарастают кустарниками. Зато они могут использоваться для выращивания энергетических растений, которые являются неприхотливыми к качеству почв, и более того, способны восстанавливать их плодородие.

За счет листьев, ежегодно опадает из энергетических растений, и их подземной части, остаются в почве, растет его плодородие.

Поле, которое относилось к малопродуктивным и деградированным землям, после выращивания на нем в течение 20-25 лет энергетических растений, может перейти в категорию продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Почему Украина отстает?

Отставание Украины от европейских стран по выращиванию энергетических растений вызвано несколькими факторами.

Во-первых, отсутствием законодательного регулирования этого вопроса. Сегодня законодательство не создает никаких благоприятных условий для выращивания энергетических растений.

С целью преодоления этого пробела 12 марта 2021 в Верховной Раде Украины зарегистрированы два законопроекты по содействию развитию сферы выращивания энергетических растений (первый автор – народный депутат Шинкаренко И. А.).

Законопроект №5227 предусматривает определение термина “энергетические растения”. С определением связан также и ряд других положений.

В частности, увеличение срока договора аренды земли для выращивания энергетических растений до 20 лет. Обычно цикл существования плантаций энергетических растений составляет 20 и более лет, поэтому увеличение срока аренды будет способствовать обеспечению окупаемости таких проектов.

Кроме того, предлагается упростить аренду малопродуктивных земель для выращивания энергетических растений – без проведения земельных торгов. Поскольку такие земли не пригодны для выращивания традиционных культур, обычно конкуренция за них отсутствует, поэтому проводить торги неэффективно.

Другой законопроект №5228 предусматривает изменения в Налоговый кодекс Украины относительно арендной платы. Предлагается ограничить максимальный размер арендной платы за малопродуктивные и деградированные земли, на которых выращиваются энергетические растения, до 5% нормативной денежной оценки.

Такое ограничение сделает невозможным непредсказуемую смену арендной платы в течение срока аренды и положительно повлияет на экономические показатели проектов по выращиванию энергетических растений.

Что нужно сделать?

Необходимость привлечения значительных инвестиций на этапе закладки плантаций и длительный период окупаемости проектов по выращиванию энергетических растений, является следующим фактором, вызывает отставание Украины в вопросе выращивания энергетических растений.

По разным оценкам период окупаемости проектов по выращиванию энергетических растений составляет 6-8 лет, а внутренняя норма рентабельности проектов – 10-12%. Аграрии, которые могли бы заняться выращиванием энергетических растений, на сегодня не очень заинтересованы вкладывать деньги в это направление.

Выращивание традиционных сельскохозяйственных культур (пшеницы, кукурузы, подсолнечника) обеспечивает им значительно большую рентабельность (20-25%).

С целью уменьшения периода окупаемости таких проектов и повышение их рентабельности, по нашему мнению, должен применяться государственная поддержка.

Во многих странах-членах ЕС предусмотрена прямая поддержка путем предоставления компенсации стоимости закладки плантаций энергетических растений. Считаем, что аналогичную систему поддержки целесообразно ввести в Украине.

По расчетам биоэнергетической ассоциации Украины, объем разовой компенсации для таких энергетических растений, как тополь стоит установить в размере 20 тыс. грн./га, для ивы – 21 тыс. грн./га, для мискантуса – 24 тыс. грн./га.

Средства для такой поддержки могут быть предусмотрены в рамках Государственной целевой экономической программы по энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии на 2022-2026 гг., который сейчас находится в процессе разработки и согласования.

Бюджетные средства могут предоставляться по следующим направлениям: 1) проведение работ по закладке насаждений энергетических растений и 2) проведение работ по уходу за насаждениями энергетических растений.

– Предлагается платить эту компенсацию двумя частями – в первую и третью год существования плантации.

– Условия компенсации: площадь не менее 100 га, восхождение – не менее 85% и высота энергетических растений не менее 1 м в первый год, не менее – 80% и высота энергетических растений не менее 2 м в третий год существования плантации.

– Контроль – формальная проверка поданных документов и выездные проверки.

Поэтапный механизм предоставления компенсации является наиболее прозрачным, и является наименее рискованным с точки зрения возможного недобросовестного использования бюджетных средств.

Для принятия такого механизма стимулирования выращивания энергетических растений уже заложены законодательные основы в упомянутом выше законопроекте №5227, в котором предусмотрено, что стимулирование производства и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников, может осуществляться путем государственной поддержки выращивания энергетических растений в порядке, определенном Кабинетом министров Украины.

Биоэнергетическая ассоциация Украины полностью поддерживает эти законопроекты. Их принятие приведет к началу широкого выращивания энергетических растений, которые имеют ряд существенных преимуществ для государства, общин и бизнеса:

– Создание гарантированного источника биотоплива,

– Замещение импортных энергоносителей,

– Улучшение торгового баланса государства,

– Создание новых рабочих мест,

– Снижение выбросов парниковых газов,

– Развитие местной экономики,

– Воспроизводство плодородия почв.

Принятие этих законопроектов заложит основы для развития в Украине мощного сектора выращивания энергетических растений с потенциалом для замещения природного газа в 8900000000 куб. м/год (при выращивании их на 2 млн. га), потенциалом сокращения выбросов парниковых газов к 18 млн. т СО2 экв./год, значительным положительным влиянием на макроэкономические показатели экономики Украины. (Георгий Гелетуха, председатель правления биоэнергетической ассоциации Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version