Украина будет менять модель своей энергосистемы, вместе с миром. Но что именно и как будет меняться и что будет через 30 лет – ведутся разговоры во всем мире. Украинские эксперты по энергетике во время онлайн-дискуссии Dream the Future. Energy попытались спрогнозировать, за какой генерацией будущее, и как может измениться лицо энергетики в Украине.
Какие наиболее реалистичные способы решения энергетической проблемы в перспективе 30 лет?
Андрей Фаворов, экс-директор НАК “Нафтогаз Украины”:
Идея о децентрализации производства и потребления электроэнергии становится все более возможной. Энергонезависимые дома, возобновляемая энергетика, системы батарей становятся все более реальными. Первое, о чем я бы подумал – уход от централизованного производства и потребления энергии. Это поможет решить актуальную проблему для Украины – ужасное состояние сетей, которые нам достались с 60-70-х годов.
Второй вопрос – последствия СО2 и выбросы парниковых газов. Системно он не решается без атомной энергетики. Это технологическое решение, которое вместо выбросов СО2 и потребления угля, газа и нефти потребляет энергию человеческого воображения, человеческого гения. Да, у нас большие вопросы с безопасностью, но именно на решение этих проблем должна быть направлена человеческая энергия. Потому что это самая зеленая из базовых производств в энергетике. И с нынешними прорывами в технологиях по маневренности атомной электроэнергии, с опытом Украины по ее производству в предыдущем поколении – нужно продолжать этот опыт и занять то место в атомной энергетике в Европе, которое позволит развивать не только производство электроэнергии, но и экономику в целом.
Юрий Шафаренко, заместитель главы Госэнергоэффективности:
Я обозначил бы три главных направления для Украины: солнечные станции, ветровая энергетика, биоэнергетика. Последняя как раз будет балансировать энергию, которую будут производить солнце и ветер, ведь она может произвести столько энергии, сколько необходимо энергосистеме.
Согласен, что необходимы небольшие разветвленные станции, ближе к потребителю, чтобы точка производства была в точке потребления.
Но не согласен, что нам нужно развивать атомную энергетику. Это противоречит предыдущему тезису. Поскольку атомная электроэнергия более мощная, требует транспортировки к потребителю, для нее нужны сети. И на самом деле мы знаем, насколько она дорога – эту цену выплачиваем с 1986 года. Если потенциально энергия несет угрозу человечеству – считаю, что от нее нужно отказываться. По той причине, что даже сейчас в условиях развитых технологий никто не дает гарантии, что аварии не случится, что кто-то не сможет неправильно использовать атомные станции. Будущее – за возобновляемыми источниками энергетики.
Эмануеле Вольпе, директор по инновациям ДТЭК:
Один час энергии, который можно получить от солнца, если бы мы могли всю ее “поймать”, равняется одному году потребления электроэнергии на всей Земле. То есть, это фактически безлимитный источник энергии.
Есть CAPEX (капитальные затраты – ред.) – это когда купили автомобиль, а есть OPEX (операционные расходы) – когда его нужно заправлять. В случае с возобновляемыми источниками энергии есть большое преимущество: их строительство – это CAPEX, но дальше OPEX – практически бесплатный и безлимитный. Хоть и не постоянный. Но уже появились новые технологии, как системы накопления энергии, которые помогают нивелировать эти риски.
В долгосрочном периоде можем уже говорить о водороде. Это один из тех источников энергии, которые при сжигании не дают СО2.
Это уже перспективная технология. И в Украине уже есть все, чтобы начинать серьезно его производить. У нас есть много земли, есть и ветер, и солнце. С помощью водородных технологий, электролизера, мы начинаем производить водород, который не производит СО2.
Будем ли ближайшие годы улучшать существующие технологии или же возможен новый большой научный прорыв?
Юрий Шафаренко:
Каждая технология имеет свой возраст, атомная или ТЭЦ на угле. Именно эти технологии уже свою роль сыграли и уходят в прошлое, а на арену выходят новые технологии. У них также будет свой возраст. Они также будут требовать утилизации – этот вопрос на сегодня не решен.
Я также поддерживаю водородные технологии – это новая на сегодняшний день альтернатива балансировки. Она сейчас активно развивается. В частности, Германия работает в этом направлении и выбрала Украину как одного из стратегических партнеров с точки зрения производства именно водорода.
Андрей Фаворов:
Чтобы получить какой-либо большой технологический прорыв – требуются большие капитальные инвестиции.
Фокус нужно делать на то, какая из технологий по производству электроэнергии позволит максимизировать добавленную стоимость от человеческого разума, научных исследований.
Не буду настаивать, но атомные разработки следующего поколения – это то, что мы можем внедрять сейчас, с маневренными атомными электростанциями, маленькими АЭС, маленькими передвижными атомными реакторами.
Нужно четко определить, какую именно проблему мы решаем. Если проблему СО2 – на сегодняшний день лучшее решение атомная электроэнергия. Если решаем экономическую, стоимости этой электроэнергии – нужно решать проблемы дистрибуции, какой процент теряется в процессе передачи.
Против какого принципа я выступаю – “за все хорошее против всего плохого”. Потому что мы никогда не договоримся, что хорошее, а что нет. Потому что нельзя принести экономику страны в жертву зеленой энергетике, например. Нельзя закрыть все металлургические предприятия, ту же Бурштынскую ТЭС, которая загрязнитель №1 в Европе. Нужны альтернативы. Но чтобы найти альтернативы – давайте сначала определимся с проблемами.
Эмануеле Вольпе:
Мир энергетики сто лет назад был “скучным”. Было производство и передача клиенту – и все.
В последнее время появились просьюмеры. Они не только сами генерируют энергию, но и могут делать что-то, чтобы улучшить мир. То есть, теперь можно решать – купить электроэнергию у чистого производителя, или у того, кто загрязняет атмосферу. И этого подхода еще 10 лет назад не было. Появилась новая сила внутри энергетического ринга, которая определяет, куда идет поток инвестиций.
Сразу это были “фанаты”. 10 лет назад требовалась большая поддержка государства, чтобы развивать ВИЭ. Но чем больше будет раскручиваться этот “маховик”, тем больше технология будет становиться массовой. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)