Выращивание энергетических растений может обеспечить территориальные общины местным “чистым” энергоресурсом, если законодатели уберут имеющиеся барьеры, а фермеры объединят усилия.
“В 2020 г. за 16 млрд. куб. м импортированного природного газа Украина заплатила около 2 млрд. долларов. Эти средства могли бы остаться в нашем государстве благодаря использованию энергии из биомассы”, – заявил в мае 2021 Константин Гура, и. о. председателя Госэнергоэффективности, на презентации научно-исследовательской плантации по выращиванию энергетической ивы возле Обухова в Киевской области.
Специалисты отрасли считают, что потенциал замещения газа за счет биоэнергетики составляет около 37 млрд. кубометров в год. В Госэнергоэффективности уверены, что местной биомассой можно заменить весь объем импортированного природного раза.
Что такое энергетические культуры и их назначения
Специалисты разделяют энергетические растения на древовидную и травяную биомассу. Наиболее известные украинскому фермеру энергетические культуры из древовидных – энергетические ива, тополь и павловния, а среди травяных – сорго, мискантус и просо прутоподобное (свитчграс).
В мировой практике биомассу активно используют для замещения углеводородных ископаемых видов топлива и сокращения выбросов парниковых газов. Специалисты считают, что вклад биомассы в энергетический баланс ЕС имеет решающее значение для достижения низкоуглеродной экономики.
По данным Bioenergy Europe, биоэнергетика составляет около 60% возобновляемой энергии, потребляемой в странах Евросоюза, за ее счет отапливается 66 млн. европейских домохозяйств.
Лидерами среди стран ЕС по суммарным площадям под энергетическими культурами являются Польша, Германия, Швеция и Греция, информирует Европейская биоэнергетическая ассоциация. Во всех этих странах в разные периоды применялись меры государственной поддержки выращивания энергетических растений.
Почти все страны-члены ЕС рассматривают энергетические растения в качестве перспективного направления биоэнергетики и уже имеют суммарно около 118 тыс. га плантаций на своих территориях. В Украине пока отчитываются о 6,4 тыс. га.
При выращивания энергетических растений на 2 млн. га сельскохозяйственных земель, не используются, можно потенциально заменить 8900000000 кубометров природного газа ежегодно, что составляет 35% его потребления.
Такую информацию приводят разработчики проекту Концепции государственной целевой экономической программы по энергоэффективности и развития ВИЭ на 2022-2026 гг. (далее по тексту – Концепция).
Они отмечают, что направление энергетического фермерства, который является климатически нейтральным, пока развивается медленно и требует дополнительного стимулирования от государства. Основные культуры, которые промышленно выращивают в Украине – энергетическая верба, она занимает около 70% общих плантаций, и мискантус, что растет на 30% площадей.
По подсчетам Госэнергоэффективности, в Украине около 4 млн. га малопродуктивных и деградированных земель, которые считаются пригодными для выращивания энергетических растений. Сейчас в Концепции предусмотрено заложить 10 тыс. Га новых плантаций по выращиванию энергетических растений.
Однако термин “энергетические растения” в Украине пока законодательно не прописан. В законе “Об альтернативных видах топлива” определено лишь общее понятие “биомассы”, как органического сырья для получения тепловой или электрической энергии.
Какие культуры перспективны для Украины
Исследователи агросектора рассказывают, что фермеры, энергетики и крупные игроки агрорынка уже интересуются темой выращивания биомассы для получения тепла.
В мире известно около 20 видов быстрорастущих растений, которые можно выращивать для получения растительной биомассы.
“С повышением спроса на биотопливо из органического сырья, понадобится расширение площадей под биоэнергетическими культурами и внедрение более эффективных технологии переработки”, – прогнозирует Михаил Гументик, зав. лаборатории технологии выращивания биоэнергетических культур Института биоэнергетических культур и сахарной свеклы УААН.
Ученый уточняет, что выращивание энергетических растений имеет экономический и экологический эффекты.
Среди положительных последствий для состояния окружающей среды эксперт выделяет сокращение выбросов парниковых газов за счет использования углеродно нейтрального топлива и замещения ископаемых видов топлива биомассой, а также очистки загрязненных земель. О возможных минусов специалисты отмечают потенциальный риск бесконтрольного применения удобрений и гербицидов, может оказать негативное влияние на качество грунтовых вод и на биологические виды.
“Энергетической стратегией Украины до 2035 г. запланировано, что потребление энергии из биотоплива на основе биоэнергетических культур должно вырасти до 11 млн. т у. п. А это в 4 раза больше по сравнению с 2018 г. Чтобы достичь цели, предполагается увеличить использование биомассы, выращенной на низкопродуктивных землях, на которых можно получить у 14 млн. т у.т”, – замечает ученый.
По словам Михаила Гументик, сейчас идет работа над 30-ю исследовательскими участками для выращивания наиболее продуктивных сортов энергетических культур. Эксперт добавляет, что необходимы эффективные технологии выращивания многолетних энергетических растений, адаптированных к условиям региона и пригодных для производства биотоплива.
Локальный биоэнергетический проект – которые есть препятствия?
Найти примеры выращивания энергетических культур на уровне локального производителя, который поставляет биомассу непосредственно в местную котельную, оказалось сложной задачей. Опытом ведения такого проекту поделился Александр Фоминых, руководитель ООО “Аграрная содружество”.
Его предприятие почти десять лет назад заинтересовалось выращиванием на Прикарпатье энергетической ивы (Salix Viminalis) и возможным производством топливных гранул из нее. В случае успешной реализации замысла планировалось масштабировать его в рамках совместного проекту по развитию и коммерциализации биоэнергетических технологий в муниципальном секторе в Украине при участии Программы развития ООН. Планы были амбициозные – производство ориентировалось на земельный фонд в 2 тыс. га и расчетную производственную мощность завода около 24 тыс. т в год.
“Начинали с плантаций в 50-100 га в селе Турка Коломыйского района. Земли предложила местная власть, а ПРООН поддержала грантом начало работ. Мы обустроили плантации, закупили саженцы, организовали посадку и уход уже за свой счет, – комментирует развитие проекту Александр Фоминых. – Кроме того, грантодатель планировал профинансировать на 200 тыс. евро строительство котельной на щепе энергетической ивы. Планировалось заменить газ на местный энергоресурс”.
Однако к строительству котельной, которая бы производила энергию из биомассы, дело не дошло. Поэтому учреждения, как и раньше, получают тепловую энергию из ископаемого топлива.
“В качестве топлива мы ничего не продали. Были планы делать пеллеты и поставлять их в Польшу. Однако с введением “зеленого” сертификата это вызвало дополнительные трудности и для небольших объемов оказалось экономически невыгодным. Чтобы вернуть часть вложенных денег, мы один раз срезали лозу и продали саженцы. С тех пор все так и осталось, плантациям уже 7 лет, иву на месте пятерых используют. Но полностью скосить ее уже дороже, чем оставить. Думаю, проще сделать наполнитель туалетов для животных”, – комментирует Александр Фоминых нынешнее состояние проекту.
Сейчас предприниматель уверен, что в таких локальных проектах стоит рассчитывать только на комплексный подход. По его мнению, успешность зависит от многих факторов.
“Есть большие неиспользованные территории с малопроизводительными для сельского хозяйства землями. Таких земель несколько миллионов гектар по всей Украине. Но почему-то невозможно получить, – констатирует Александр. – Важно упорядочить порядок выделения земель и сроки ее аренды. Чтобы получить биомассу из древесины, необходимо как минимум три года. Чтобы создать непрерывный цикл производства, одновременно выращивается 3-4 участка. Поэтому нужно, чтобы аренда земли была длительной, желательно на 50 лет”.
Стремительное развитие сектора возможен, считает инвестор, но это произойдет при определенных условиях. Игроки рынка ожидают, когда заработает прозрачный механизм выделения земель под энергетические культуры и будут доступны типичные проекты на оборудование станций с четкими прописанными требованиями, чтобы можно было прийти с ними на согласование в местной администрации по упрощенной процедуре.
“Тогда заработает кредитная система. Я, например, знаю, что в Норвегии берешь кредит без процентов и используешь только по назначению. Есть утвержденный список компаний, которые составляют смету. Через год сверяют результаты и, если на 20% меньше ресурсов идет для обогрева, то эти 20% снимается по кредиту. А если за 3 года добился 50%, то этот кредит банк просто закрывает. Так что нужен и механизм стимулирования “, – уверен Александр Фоминых.
Отсутствие действенной помощи от государства констатирует Александра Трибой, консультант Научно-технического центра “Биомасса”.
“Небольшие локальные фермеры, которые высаживают в себя энергетические культуры, сегодня поддержки от государства не получают, хотя фактически, выращивая плантацию, они предусматривают использование биомассы для производства энергии, замещая дорогие ископаемые топлива”, – делится наблюдениями эксперт.
Она считает, что энергетическими культурами сейчас занимаются энтузиасты, которые или имеют связь с соответствующими научными учреждениями, имеющими относительно недорогой посадочный материал, или обращаются к компаниям, которые предоставляют услуги по посадке энергетических растений и сопровождения.
“Эти фермеры точно знают, зачем они высаживают плантации, поскольку имеют соответствующие объекты для отопления или надежные направления сбыта полученной биомассы. Но они не афишируют свои плантации, и поэтому реально оценить, сколько у нас таких малых фермеров, довольно трудно, – уточняет Александра Трибой. – Многие фермеры не видят сейчас смысла этим заниматься, потому что некуда использовать полученную биомассу. Они отдают предпочтение проверенному аграрному бизнесу”.
Специалист согласна с мнением фермеров, поддержка направлений выращивания энергетических растений со стороны государства и создания биржи биотоплива могли бы существенно ускорить процесс привлечения малых фермеров в сектор энергетических растений.
Европейский подход – учесть интересы малых игроков рынка
Ситуацию с экспортными преградами для украинских продуктов из биомассы в страны ЕС эксперты объясняют различиями в статусе производителей европейского и отечественного рынка энергетических культур.
Авторы исследования “Использование биомассы энергетических культур в северных областях Украины” отмечают, что при экспорте важна классификация энергетических культур в КВЭД. Согласно украинскому законодательству, треска бывает только древесного происхождения. Поэтому, когда предприниматель хочет экспортировать треска энергетических культур, на таможне у него требуют так называемый “зеленый” сертификат, он в принципе не может предоставить, поскольку его продукт происходит из сырья аграрного, а не лесного происхождения.
Также в исследовании говорится, что в странах ЕС разделение на больших и малых производителей – игроков рынка. Это выравнивает условия ведения бизнеса, так менее мощные установки теплогенерации на биомассе имеют более высокие удельные капитальные затраты, поэтому нуждаются высшего тарифа. Эта норма способствует созданию локальной генерации и привлекает в энергетику малый и средний бизнес. Тариф зависит от мощности объектов с ростом в сторону малых мощностей.
Авторы исследования прогнозируют, что в будущем основными покупателями трески энергетических растений станут крупные объекты теплогенерации, требующих значительных объемов сырья. Сейчас основные потребители трески энергетических культур – это частные компании, которые сжигают щепу для нужд собственного бизнеса.
Отдельным игроком в отрасли могут стать объединены территориальные общины, которые будут выращивать энергетические культуры для собственных нужд, говорится в выводах исследования, подготовленного Агентством экономического развития PPV Knowledge Networks.
Академия “Верба” – пилотный кооперационный проект для фермеров
Директор НПЦ “Энергетическая верба” Леонид Мележик работает в биоэнергетике десятый год. За это время получил и зарегистрировал 4 украинские сорта энергетической ивы, которые адаптированы к выращиванию на бедных (маргинальных) землях.
Сейчас энтузиаст пишет научную работу, связанную с эффективными подходами создания и эксплуатации энергетических ивовых плантаций. Его способ использования придорожных защитных полос с плантаций энергетических культур для защиты автомобильных и железных дорог получил патенты на полезную модель в Украине и США.
Перспективность малого фермерства по выращиванию энергетических культур Леонид Мележик оценивает как дело, которое стоит поднимать вместе.
“Высаживать растения на одном, пяти или десяти гектарах экономически не выгодно. Ручная работа съедает всю прибыль на маленьких объемах. Бизнес начинается тогда, когда поля можно полностью обрабатывать с помощью техники. Требуется специализированное оборудование, которое довольно дорого стоит, поэтому стоит объединяться и вместе обрабатывать площади насаждений”.
Эксперт рассказал, что для развития такого совместного бизнеса его командой была основана “Академия” Верба “. В планах организации – информационная, просветительская деятельность для создания полного цикла производства электроэнергии и тепла из биомассы в общинах. Для этого команда формирует банк данных маргинальных земель и котельных.
“На первом этапе мы собираем фермерские хозяйства и владельцев земель, имеющих бесплодные почвы, пригодные для роста энергетической ивы. Решая проблему восстановления деградированных почв, фермер или владелец земли могут заработать на выращивании биотоплива или снизить расходы на отопление или электричество, – проясняет Леонид Мележик. – С другой стороны, мы собираем владельцев котельных, которые уже работают на биомассе, или собираются переходить на биомассу, и также их объединяем”.
Чтобы такой кооперационный проект был рентабельным, в одном регионе необходимо собрать хотя бы 300 га плантаций. Тогда, по мнению эксперта, можно будет привлечь специализированную технику европейских производителей. Малый фермер не сможет себе такое позволить, а вместе можно рассматривать варианты совместного приобретения, аренды и пользования.
Кроме того, эксперт отмечает – если учтено логистику, процесс становится экономически выгодным, так как чем ближе к котельной, тем меньше расходы. А деньги, которые отдаются сейчас в другую страну за газ, будут идти на помощь в переоборудовании котельных на местное топливо и на доход фермерским хозяйствам.
Пакет законопроектов в поддержку энергетического фермерства
Специалисты Госэнергоэффективности подсчитали, что потенциал энергетических культур для 4 млн. га эквивалентен замещению почти 20 млрд. кубометров природного газа в год. При этом украинские плантации энергокультур, которые способны улучшать качество почв, занимают только 0,5% от общего количества малопродуктивных и деградированных земель.
Сейчас развитие тормозят отсутствие в законодательстве Украины термина “энергетические растения”, усложненная процедура аренды земли государственной и коммунальной собственности, короткие сроки договоров аренды земельных участков, длительный период окупаемости проектов и отсутствие цивилизованного рынка биомассы.
Чтобы ускорить развитие сектора, Госэнергоэффективности с Минэнерго разработали соответствующие законопроекты, зарегистрированных в марте 2021 г.
Так, принятие законопроекта №5227 имеет, по замыслу авторов, убрать барьеры в сфере выращивания энергетических растений, закрепить условия, необходимые для привлечения инвестиций и длительного ведения деятельности по выращиванию энергетических растений, в частности упростить административную нагрузку.
В свою очередь, законопроект №5228 определит размер арендной платы за малопродуктивные и деградированные земельные участки государственной и коммунальной собственности, на которых выращиваются энергетические растения, уточняет инициатор представления, депутат Верховной Рады Иван Шинкаренко.
Таким образом, опрошенные нами эксперты сходятся в выводах, что выращивание энергетических культур на малопродуктивных и деградированных землях положительно повлияет не только на состояние почв, но и на развитие сельских территорий, обеспечивая занятость и возможный доход для фермерских хозяйств.
Впрочем специалисты отмечают, что государство должно убрать законодательные барьеры, позаботиться об определении статуса малого производителя биомассы и стимулирования его деятельности. Это сдвинет процесс развития местной биоэнергетики, обеспечит общины собственными источниками энергии из углеродно-нейтральной сырья, что будет способствовать реализации Украиной собственного “зеленого” курса. (Лариса Белозерова, специально для Украинской энергетики/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)