Через два года с момента пуска новой модели энергорынка он далек от таких ценностей, как равные условия для всех участников, здоровая конкуренция и отсутствие преференций и ограничений, свободное ценообразование.
Об этом рассказал руководитель проекта “Электроэнергия” компании “Йе Энергия” Василий Гончарук.
“Рынок электроэнергии, хотя формально и считается открытым и реформированным, в реальности сегментирован. Каждый поставщик ограничен своим сегментом, а значительная часть фактически ресурса электроэнергии (прежде всего, самой дешевой – атомной) недоступна независимым трейдерам и поставщикам. Причиной этого является искусственное регулирование цен для некоторых категорий потребителей – населения и юрлиц с разрешенной к использованию мощности на уровне 50 кВт”, – отметил эксперт.
– Какие проблемы удалось решить в течение второго года работы рынка электроэнергии?
– Сейчас правительство и отраслевой регулятор НКРЭКУ внедряют ряд изменений, направленных на исправления ситуации с искривлением ценообразования. Не все изменения уже реализованы (часть только задекларированные). В частности, Минэнерго планирует сделать аукционы по продаже электроэнергии обязательными – заключать двусторонние договоры можно будет только через биржу. Сейчас часть договоров заключается между участниками направления.
Кроме того, ценовую ситуацию всего объема заключенных двусторонних договоров участники рынка не знают, полной картиной обладает только биржа. Очевидно, что рынок требует такого шага, как изменение индикатора цен. Сейчас до сих пор индикатором цен для заключения соглашений является рынок на сутки вперед и внутрисуточный рынок, на котором торгуется не более 20% от всей электроэнергии, а волатильность – около 300%.
Поставщики неоднократно заявляли – более логичным было бы сделать индикатором рынок двусторонних договоров, волатильность которого обычно не выше 13%. Здесь мнению поставщиков уже услышали – Украинская энергетическая биржа, на которой заключаются двусторонние договоры, планирует сделать индикатор на основе средневзвешенной информации именно по этим сделкам.
Вторая проблема, на которую обратил внимание правительство и регулятор – манипуляции во всех сегментах рынка (двусторонних договоров, рынка “на сутки вперед” и внутрисуточного).
Представители НКРЭКУ предупредили о введении с 1 июля 2021 административной и уголовной ответственности за манипуляции.
Также надеемся, что в ближайшее время НКРЭКУ начнет работу над решением проблемы прогнозирования уровня небалансов в системе. Это создает неуправляемое дополнительное финансовое бремя для поставщиков. И, как следствие, оно ложится в стоимость ресурса и конечную цену для потребителя. Комиссия готовится к обсуждению с участниками рынка проекта постановления о введении почасовых профилей (типовых графиков) потребления. Если инициатива будет внедрена, это упорядочит планирование и участниками рынка, и конечными потребителями объемов своего потребления, а небалансы будут уменьшены.
– Какие новые проблемы возникли на рынке электроэнергии на втором году работы?
– В результате действия механизма ПСО накопились долги перед НАЭК “Энергоатом” и НЭК “Укргидроэнерго”. В частности, 2020 года “Энергоатом” получил чистый убыток в несколько миллиардов. Одна из главных причин – потери Компании из-за несоответствия себестоимости производимой АЭС электроэнергии и цены, по которой Энергоатом в рамках режима ПСО поставляет ее для населения. Для возвращения долгов “Гарантированного покупателя” компания вынуждена прибегать к судебным процессам.
Накопление долгов государственных компаний уже имеет последствия. Директор Энергосообщества Янез Копач на днях заявил, что сообщество не может сертифицировать оператора системы передачи НЭК “Укрэнерго”, пока не будет решен проблему с финансовым состоянием компании. А сертификация “Укрэнерго” является условием для интеграции украинской энергосистемы в ENTSO-E. То есть, сегодняшние перекосы на рынке становятся преградой к интеграции в европейскую энергосистему.
– Какие есть варианты решения этих новых проблем?
– Очевидно, что чем дольше действует ПСО, тем масштабнее будут последствия и тяжелее их преодоления. Соответственно, без поэтапного отхода от ПСО проблемы энергорынка не будут решены.
– От чего зависит, заработает ли рынок электроэнергии эффективно для всех его участников на третьем году существования?
– Это зависит от того, как быстро и какие шаги будут предприняты правительством для устранения главного перекоса рынка – искусственного регулирования цен на электроэнергию для категорий населения и юрлиц с разрешенной к использованию мощности на уровне 50 кВт. Путь к этому один – постепенное сворачивание режима ПСО (возложение специальных обязанностей), а параллельно – приведение цены для населения до рыночного уровня.
Непопулярный шаг, который оттягивает правительство. Первый этап повышения правительство в этом году откладывал дважды, не решившись поднять цены 1 апреля и 1 мая в пик очередного всплеска ковида. Пока нет окончательного решения – по состоянию на 11.06 конкретики ни о сроках повышения, ни о его уровне, представители правительства и министерства не озвучивают. Поскольку правительство рассматривает несколько подготовленных НКРЭКУ сценариев, можно предположить, что в этом году состоятся или два повышения цен на 15% каждое, или одно больше резкое.
Но прежде чем отменить ПСО, правительство ищет способ смягчения последствий для наиболее уязвимых категорий потребителей. Понятным и эффективным способом, применяют страны с высоким уровнем экономического развития, является адресные субсидии.
Следовательно, не стоит изобретать велосипед – на смену искусственному регулированию цен на электроэнергию должен прийти этот механизм.
Ранее Нацкомиссия увеличила максимальное ограничение цен электроэнергии. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)