Тема газа и его качества – одна из самых обсуждаемых в Украине. Почти каждый третий потребитель убежден, что газ “разбавляют” или намеренно снижают его давление, чтобы счетчик накручивал больше. Ну и куда же без споров о тарифах на распределение газа!

Kosatka.Media собрала наиболее распространенные ошибки потребителей и рассказывает, как все происходит на самом деле. Также мы объясняем, как общественность может влиять на формирование тарифов.

  1. Газ можно разбавить воздухом

Нет, нельзя. Если так сделать, то смесь, образующаяся при соотношении воздуха и природного газа в концентрациях от 5 до 15%, станет взрывоопасной. А при большей доле воздуха она перестает гореть.

Теоретически поставщики природный газ могли бы разбавлять инертными газами – например, азотом или гелием. Но здесь уже работает экономика – стоимость кубометра гелия и азота существенно больше, чем природного газа, поэтому так делать не выгодно.

  1. Если снизить давление, то счетчик больше будет накручивать

Утверждение, что “в трубах слабое давление, значит, чтобы нагреть чайник, нужно сжечь больше газа”, достаточно распространено. Но не верно.

Давление газа в трубе влияет на скорость прохождения его через конфорку, а значит, на силу пламени, которое нагревает воду в чайнике. Чем интенсивнее горение – тем быстрее закипит вода. Чем оно слабее – тем больше нужно времени, а не газа.

Наиболее очевидная аналогия – обычная газовая зажигалка. Если регулятор “открыть на всю” (то есть, максимально увеличить давление), пламя будет сильным, но газ закончится быстрее. Если давление сделать минимальным, то огонек будет слабым, но за счет сгорания меньшего объема газа за единицу времени он будет гореть дольше.

То есть, меняется только время: при большей интенсивности пламени (высокое давление газа) вода нагревается быстрее. При меньшей интенсивности пламени (низкое давление) – дольше. Разница зажигалки и газовой плиты только в том, что перед плитой еще есть счетчик.

Это же было доказано в ходе эксперимента, который поставил доктор технических наук Максим Карпаш. На кухне он установил регулятор давления газа и манометр, которым фиксировал давление, которое изменялось от 2,5 кПа до минимально допустимых 1,7 кПа. После этого он нагревал 1 литр воды от 15 до 90 градусов.

При давлении 2,5 кПа вода нагрелась за 9 мин. 50 с, а при давлении 1,7 кПа – за 11 мин. 13 с.

В обоих случаях сгорел один и тот же объем газа – 24 литра.

Карпаш отметил, что интенсивность пламени в конфорке визуально не отличалась. Но это объясняется тем, что в бытовых условиях разница между максимально и минимально допустимым давлением в общем невелика.

  1. Горит плохо из-за плохого газа, а не из-за неочищенной плиты

Это еще один миф. Он тесно связан с убеждением, что “раньше чайник закипал быстрее”.

Газ, который идет по магистральным и сетевым газопроводам, везде одинакового качества, поскольку по сути является смесью газа, полученного от разных поставщиков. Из одной и той же трубы его получают различные клиенты различных компаний. Поэтому физически невозможно кому поставлять газ хуже, а кому-то лучше.

А вот газовые плиты на кухнях разные. Ко всему мы по-разному за ними ухаживаем. А многие ли из нас могут вспомнить, когда в последний раз вызвал мастера для профилактического ухода за плитой? Тогда как чистота и исправность газовой плиты напрямую влияет на качество ее работы и то, сколько газа она сжигает.

То же касается и посуды, в которой греем воду или готовим пищу. У кого чайник блестит, а кто-то его едва может поднять из-за накипи внутри. Более накипи – хуже теплопроводность и большее время закипания.

Третья, менее очевидная причина длительного нагрева воды – влияние углекислого газа, содержащегося в воздухе. Он накапливается от человеческого дыхания и выделяется при сжигании газа. Если на вашей кухне плотно закрытые двери и окна, горит газ и внутри находятся несколько человек – поздравляем, вам придется подождать.

Эксперимент, устроенный Максимом Карпашем, показал, что при росте уровня СО2 в 4 раза (до 3000 частей на 1 млн. в единице объема) один литр воды в закрытой крышкой кастрюле нагревается на 40 секунд дольше, чем при хорошей вентиляции. А газа было сожжено на 1 литр больше (25 л против 24 л в вентилируемой кухне). Как видим, качество газа здесь ни при чем.

  1. Как могут работать разные поставщики, если одна труба?

А вот это уже – одна из тем споров, связанных с распределением газа.

Ничего невозможного в этом нет. Газ хранится в подземных хранилищах и труба к потребителям действительно идет одна. Однако голубое топливо в хранилищах принадлежит не одному поставщику-монополисту, а многим (потому что в Украине работает рынок газа).

Легче всего это сравнить со складом, на котором в ящиках лежат яблоки, принадлежащих различным продавцам. Вы и ваши соседи можете купить яблоки у любого из них. Но, чтобы довезти товар до вашего дома, потребуется только одна дорога. По этой же аналогии работает и распределение газа: вы выбрали поставщика с лучшей цене за кубометр, а уже другая организация, занимающаяся только распределением газа (оператор ГРС, он же облгаз) по своей трубе поставляет вам газ из хранилища.

Точно так же, как для водителя грузовика нет разницы, у кого вы берете яблоки, так и для облгазов все равно, у кого вы купите газ – главное, чтобы заплатили за его услуги.

  1. Платы за доставку газа раньше не было! Ее придумали олигархи, чтобы брать с народа больше денег

Миф о том, что платы за распределение раньше не было, родился еще в начале 2020 года, но жив и бодр до сих пор.

На самом деле за распределение газа потребители платили всегда – даже до того, как с 1 января 2020 эту услугу выделили в отдельную платежку. Например, это хорошо видно в сообщении “Нафтогаза” за май 2019 года – тогда также упоминалась плата за распределение (доставку) газа – задолго до выделения ее в отдельную платежку.

В платежках за газ, которые получали потребители, эта плата указывалась отдельным пунктом.

  1. Можно убрать плату за распределение и ничего плохого не случится. А людям будет легче

Нет, легче не будет. Газ просто перестанет поступать в наши дома. По своей сути плата за распределение аналогичная плате за доставку яблок со склада до вашего порога. Только в случае с фруктами вы отдадите деньги водителю грузовика, который их везет, а в случае с газом – оператору ГРС (облгазу). Соответственно, нет доставки товара – нет и товара.

Природный газ сам по себе из хранилища в ваш дом не “дотечет”. Облгазу нужно содержать газоперекачивающие установки, контролировать давление в сетях и следить за автоматикой, которая защищает всю систему. Также нужны бригады ремонтников, которые ремонтируют и обслуживают сети.

Обслуживание газовых сетей – это еще и поддержания их в безопасном состоянии. А безопасность, как известно, – это процесс. Нельзя сделать что-то раз и рассчитывать, что оно будет работать без присмотра. Например, так называемые газорегуляторные пункты, в которых снижается давление газа, идущего в наши дома (внешне выглядят как “желтые шкафы”) нужно обслуживать раз в месяц. А таких ГРП у облгазов десятки тысяч.

Еще одной составляющей тарифа за распределение являются так называемые производственно-технические расходы газа (ПТО). Простыми словами, ВТВ – это газ, который не идет непосредственно к плитам и котлам, а расходуется для содержания газовой сети в надлежащем состоянии, или просто “вылетает в воздух” из неплотных соединений.

Кроме того следует следить за безопасностью газовых труб, находящихся под землей, чтобы в них не было повреждений.

Например, на металлические газовые трубы может “пробивать” электрический ток от кабелей, лежащих неподалеку под землей. В результате происходит так называемый “вынос” металла (электрохимическая коррозия), образуется отверстие, через которое выходит газ. Чтобы такого не произошло, газовые сети защищают станциями катодной защиты. А если проблема уже есть, то нужен выезд бригады ремонтников. Это требует средств.

То есть, услуга по распределению газа так или иначе не может быть бесплатной. И обойтись без нее нельзя. За нее нужно платить независимо от того, начисляется она вместе платой за газ, или как отдельная платежка.

  1. Структура тарифа за распределение какая-то “мутная” и непонятна

Информация о том, из чего состоит тариф за распределение и на что именно облгазы планируют тратить деньги – полностью открыта. Данные об этом у каждого из облгазов можно найти на сайте НКРЭКУ.

Самый простой способ – на странице Тарифы на услуги распределения природного газа скопировать номер и дату принятия постановления о нужном вам облгазе и найти его через поисковик.

Открыв постановление (для примера возьмем АО “Винницагаз”), снизу документа следует открыть Приложение – документ в формате PDF, в котором содержатся все цифры по тарифу.

В приложении будет информация о материальных затратах облгаза, сколько денег он направит на зарплаты работников, а сколько на ремонт и поверку счетчиков, инвестиции и уплату налогов.

А подробная информация, которая поможет понять, как рассчитываются каждый из пунктов тарифа, содержится в Методике определения и расчета тарифа на услуги распределения природного газа.

То есть утверждение о том, что цифры в тарифе “берутся с потолка” и рассчитываются неизвестно как – тоже один из мифов: все документы по этому в открытом доступе.

Как общественность может влиять на формирование тарифов

Отметим, что теоретически представители общественности могут влиять на формирование таких тарифов. Дело в том, что прежде чем подать проект тарифов на утверждение в НКРЭКУ облгазы проводят по ним общественные слушания.

Согласно действующему Порядку, опубликованного на сайте НКРЭКУ, лицензиат (в данном случае – облгаз) прежде чем вынести вопрос по тарифу на обсуждение в НКРЭКУ, должен провести открытое обсуждение на местах вопроса о необходимости установления цен (тарифов) или изменений к ним.

“На открытом обсуждении могут присутствовать представители местных органов исполнительной власти и/или органов местного самоуправления (если проект решения касается развития отдельного региона и/или территориальной общины) и другие заинтересованные лица”, – сказано в документе.

Если облгаз планирует изменить тариф, он должен обнародовать на своем сайте сообщение и обоснование необходимости таких изменений, а также срок, в течение которого принимаются замечания и предложения и адрес, по которому необходимо их направлять.

Этот срок устанавливается облгазом, но он не может быть менее 10 календарных дней со дня опубликования сообщения на сайте.

Результат открытого обсуждения оформляется протоколом, который должен быть обнародован на сайте облгазов и направлен в НКРЭКУ. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий