Обязательство продавать электроэнергию исключительно на аукционах через биржи позволит избежать манипуляций с ценами на рынке.
Рекордный обвал цен на рынке электроэнергии, который состоялся в начале месяца, показал необходимость изменения правил торговли электроэнергией.
И хотя НКРЭКУ уже ввела определенные ограничения, которые дают возможность несколько стабилизировать ситуацию, однако это не фундаментальные изменения, в которых нуждается рынок.
Стратегическая цель Украины – интеграция наших энергорынков в Европу. Технически мы готовы синхронизировать украинскую энергосистему с европейской системой ENTSO-E.
Но текущие перекосы и колебания отнюдь не позволят нам быть полноценным участником европейского рынка.
Принятых решений недостаточно
Рынок – сложный организм. Эффективно функционировать он может только при условии четких и прозрачных правил, которые распространяются на всех участников.
Мы уже не первый раз наблюдаем поведение трейдеров, которые обваливают цену по выбранной ими торговой стратегии.
Как следствие, они потом не выполняют условия долгосрочных договоров купли электрической энергии, и от этого страдает, в первую очередь, государственная генерация – НАЭК “Энергоатом”, ПАО “Центрэнерго”, ЧАО “Укргидроэнерго”, а также ГП “Гарантированный покупатель”.
Сейчас производители и продавцы электроэнергии являются зависимыми от недобросовестных участников, которые не выполняют условия договоров на покупку электроэнергии или разрывают договора с поставщиками без обоснованных причин.
Государственная генерация несет убытки, а это ставит под угрозу безопасность и непрерывность поставки электроэнергии потребителям.
Более того, государственные предприятия теряют возможность не только вкладывать средства в развитие мощностей, но и проводить текущие ремонты, готовиться к стабильной работе в отопительный сезон.
Такие действия трейдеров приводят также к невозможности купить электроэнергию другим участникам рынка, полноценно выполняют свои обязательства и потребляют электрическую энергию.
Поэтому Минэнерго на запрос участников рынка инициировало внедрение временных ограничений деятельности нечестных покупателей – так называемый “черный список”.
Этот механизм позволит без дополнительных затрат установить регуляторные ограничения для тех участников рынка, которые нарушают свои обязательства.
Есть исключительный перечень действий, за которые покупатели не допускать к торгам: отсутствие регистрации купленных объемов электроэнергии в системе управления рынками, отсутствие своевременной оплаты, а также расторжение договора покупателем в одностороннем порядке.
Если продавец электроэнергии зафиксировал эти нарушения, он обращается к организатору аукционов – Украинский электронной бирже, и она блокирует участие нарушителя в следующих торгах на 6 месяцев или до выполнения договорных обязательств.
Системная проблема – системное решение
Однако решение, описанное выше, – “тушение пожара”, которое поможет временно стабилизировать ситуацию.
Сейчас в Украине действует только одна биржа электроэнергии – Украинский электроэнергетические биржа, созданная в соответствии с законодательством. Только через нее происходит продажа электроэнергии на аукционах по двусторонним договорам.
При этом, производители государственной формы собственности обязаны законом осуществлять продажу электроэнергии через УЭБ. Это ставит их в неравные условия с другими производителями электрической энергии, которые могут продавать свой товар, как им заблагорассудится.
Вторая проблема заключается в том, что по закону индикативная цена электроэнергии – это цена, которая устанавливается на рынке “на сутки вперед” (РДН). В то же время, из-за этого рынок проходит только 20% всей электроэнергии.
Около 70% – это рынок двусторонних договоров. Однако цена электроэнергии, указанная в этих договорах, является коммерческой тайной.
Ведь двусторонние договоры, долго ли краткосрочные, могут заключаться непосредственно между продавцом и покупателем, без аукциона и на условиях, которые не подлежат обнародованию.
В Европе индикативом является цена на электроэнергию, устанавливается именно на рынке двусторонних договоров. И это справедливо, поскольку рынок “на сутки вперед” очень волатильный, и цены на электроэнергию могут колебаться настолько, что иногда даже устанавливается отрицательная цена – цена со знаком “минус”.
К примеру, в Украине цена на РДН может колебаться от 430 грн. за МВт-ч до 2500 грн. за МВт-ч в пределах суток.
Минэнерго видит решение такой ситуации во внедрении ряда законодательных изменений, которые прекратят рыночные искажения.
Во-первых, необходимо ввести требование для всех производителей независимо от формы собственности продавать электроэнергию исключительно на аукционах через биржи.
После внедрения этого обязательства, не будет ситуации, когда вертикально интегрированные компании через свои договоры могут создавать благоприятные условия для своих же потребителей, поставщиков или трейдеров.
Во-вторых, важно установить четкие правила для создания бирж, чтобы у участников рынка не было соблазна создать “карманные” бирже. Биржа должна обеспечивать надежность, иначе ее ждет “наказание кошельком” и лишения лицензии.
Это будет достаточный стимул для того, или они вели прозрачную деятельность, не предавались манипуляций и не подлежали влияния крупных производителей.
В-третьих, нужно законодательно ввести новый индикатив цены электрической энергии – цену на рынке двусторонних договоров.
Поэтому, дополнительно к двум предварительным условиям необходимо разработать порядок, по которому оператор рынка будет систематизировать информацию по ценам по двусторонним договорам.
И, в-четвертых, необходимо отменить требование для генерации, на которую возложены специальные обязанности на рынке электрической энергии продавать 10% от общего отпуска на РДН.
Сегодня “Энергоатом”, производит более 50% от всей электроэнергии в стране, вынужден выходить на рынок “на сутки вперед”, что лишает государственную компанию возможности выстраивать вариативную торговую стратегию.
Кроме того, это уменьшает цену на РДН и создает искажения на рынке. Хотя для атомной генерации двусторонние договоры, на которых продается базовый продукт – это лучший вариант.
Долгосрочный договор дает производителю стабильность и возможность адекватно прогнозировать свою хозяйственную деятельность, доходы и расходы.
Что мы получим в результате?
Примерно месяц понадобится рынке, чтобы начать полноценно работать по новым правилам.
Создание бирж, восприятия и усвоения участниками рынка новых правил, осознание того, что цивилизованная торговля и долгосрочные гарантии – это реальная возможность строить перспективный и успешный бизнес, цивилизационный отход от практики поиска ситуативной временной выгоды, которая нужна лишь наскоро созданным трейдерам однодневкам.
Такие изменения действительно приблизят Украину к цивилизованным европейским рынкам, а также создадут потенциал для перспективного развития генерации, независимо от формы собственности компаний. (Юрий Власенко, первый заместитель министра энергетики Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)