Депутаты ВРУ предварительно одобрили законопроект №5600 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансиро-ванности бюджетных поступлений”.
Документ содержит ряд изменений в части ставок налогообложения, эконалога и рентной платы и, в частности, предусматривает исключение электроэнергии из ВИЭ из группы товаров, на которые не распространяется акциз, что приведет к введению налога на уровне 3,2%. Это, по словам специали-стов, по сути, снижает льготный “зеленый” тариф для производителей возобновляемой электроэнер-гии.
Пользу или проблемы принесет экономике Украины акцизный налог на электроэнергию из ВИЭ – об этом спросила “Украинская энергетика” у представителей власти, экспертов и инвесторов.
С принятием Закона Украины №810-IX “О внесении изменений в некоторые законы Украины относи-тельно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтерна-тивных источников энергии” состоялось ретроспективное снижение “зеленого” тарифа.
Закон приняли в июле 2020 после долгих обсуждений условий между правительством и представите-лями двух ассоциаций возобновляемой энергетики. Результатом консенсуса стал Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики в Украине (Меморандум), положения которого впоследствии закрепили в законе 810-их и постановле-ниях НКРЭКУ.
Год назад в комментарии “Украинской энергетике” Александра Гуменюк, директор ЕУВА, которая уча-ствовала в разработке Меморандума, рассказала, что документ был продуктом долгих переговоров и поисков компромисса.
Для производителей “зеленой” энергии были назначены понижающие коэффициенты на “зеленый” тариф в зависимости от вида генерации, срока введения и мощностей установок без продления дого-вора купли-продажи электроэнергии и определен размер ответственности за небалансы.
Правительство, со своей стороны, взял обязательство принять соответствующие законодательные изменения до 1 августа 2020 г., включить положения о стабилизации в Договор купли-продажи элек-трической энергии, ежеквартально погашать задолженность перед ВИЭ-генерацией по “зеленому” та-рифу до 31 декабря 2021 и ввести проведение аукционов для проектов возобновляемой энергетики до конца 2020 г.
Но год спустя заговорили о новых изменениях для “зеленых”. В новом пакетном законопроекте №5600, наряду с другими налоговыми новациями, Минфин предложил ввести акциз на энергию из ВИЭ. И за принятие законопроекта в первом чтении 1 июля 2021 уже проголосовали 264 депутата Верховной Рады.
Впрочем, в заключении Главного научно-экспертного управления ВРУ к законопроекту сказано, что сопроводительные к законопроекту документы не содержат никакого обоснования того, почему элек-трическую энергию из ВИЭ стоит сделать подакцизным товаром.
Специалисты управления также обращают, что Директива Совета ЕС 2003/96 / ЕС о реструктуриза-ции системы Сообщества по налогообложению допускает полное или частичное освобождение или сокращение уровня налогообложения энергопродуктов и электроэнергии. Для Украины имплемента-ция Директивы требуется Соглашением об ассоциации с ЕС.
Но правительство и украинские депутаты решили воспользоваться введением дополнительного нало-га на “зеленую” энергию.
Теперь участники Меморандума разочарованы медленными темпами возврата задолженности, а тут еще добавилась перспектива получить акцизный налог.
5 июля 2021 три ассоциации сектора возобновляемой энергетики Украины обнародовали совместное заявление против введения акциза на электроэнергию из ВИЭ, что предусмотрено законопроектом №5600. В документе говорится, что государство игнорирует действующее законодательство и обяза-тельства перед инвесторами, принятые правительством и ВРУ год назад, чем повышают недоверие и вредят инвестиционному климату в Украине.
Возможные последствия введения акцизного налога “Украинская энергетика” попросила прокоммен-тировать представителей энергетической отрасли, власти и производителей “зеленой” энергии.
Ольга Буславец: считаю, что государство проигрывает от введения акциза на электроэнергию из ВИЭ
В комментарии для “Украинской энергетики” экс-глава Минэнерго Ольга Буславец сказала, что не поддерживает введение акцизного налога на “зеленую” энергию. К слову, именно во время руково-дства Буславец Минэкоэнерго было заключено упомянутый Меморандум.
“Государство должно быть последовательно в своей политике и выполнять обязательства, которые взяло на себя в Меморандуме взаимопонимания между правительством и инвесторами в ВИЭ и За-коне №810-IX, потому что только при таких условиях можно вернуть доверие инвесторов к Украине”, – убеждена Ольга Буславец.
“Энергетика требует масштабного привлечения инвестиций в модернизацию существующих и строи-тельство новых, необходимых энергосистеме генерирующих мощностей, в электросетевой инфра-структуре и т. д. для обеспечения энергетической независимости и безопасности нашей страны”, – замечает Ольга Буславец. – Без возврата доверия инвесторов, без понятных и последовательных за-конодательных условий их работы, мы не сможем получить необходимые инвестиции для Украины”.
По мнению Буславец, с введением акциза на энергию из ВИЭ бюджет может дополнительно получить близко 1500000000 грн. в год. В то же время есть несопоставимые риски от обращения инвесторов к арбитражам.
“Когда я возглавляла Минэнерго, имела ряд встреч с послами разных стран, которые выражали обес-покоенность ситуацией с невыполнением обязательств Украины перед международными инвестора-ми”, – замечает Ольга Буславец. Она констатирует, что Меморандум и Закон до сих пор не выполня-ются в полном объеме, а дополнительное налогообложение подтолкнет инвесторов обращаться к ар-битражам, и уже есть прецеденты.
“Убытки государства в случае выигрыша дел заявителей в судах, могут быть колоссальными, в десят-ки раз больше полученные средства от акциза. При этом отдавать их придется из бюджета, то есть из денег налогоплательщиков. Я считаю, что это большие риски. Поэтому надо тщательно взвесить, стоит ли это делать”, – уверена Ольга Буславец.
Людмила Буймистер: акциз – поздно или рано?
Народный депутат Людмила Буймистер рассказала для “Украинской энергетики”, что идея акциза на “зеленую” генерацию не нова. Она уточнила, что все виды генерации платят 5% акциз и тема введе-ния этого налога для ВИЭ обсуждалась осенью 2019 г., когда в “зеленой” генерации еще была надеж-да выйти из кризиса безболезненно.
“Тогда у инвесторов оставались перспективы на то, чтобы достроить проекты. На то, чтобы не поте-рять деньги, которые уже были получены от финансовых учреждений. Тогда инвесторы даже были готовы рассматривать введение такого акциза, как пакетное условие. Но жизнь сложилась так, как сложилась. Правительство согласовало Меморандум, в котором вообще ни слова об акцизе не было, и сегодня, когда эта договоренность не выполняется, начинать разговор об акцизе – это, как минимум, уже поздно, или рано”.
Депутат уверена, что надо сначала выполнить Меморандум, а затем снова заводить разговор об ак-цизе.
Она отмечает, что, во-первых, по букве налогового законодательства, акциз обратной силы не имеет, поэтому он может быть введен только с начала следующего налогового года, но эффективность этого акциза сомнительна.
“Задача наполнения бюджета этот акциз не решает. Без возврата старых долгов это все равно, что пенсионерам сказать: “У нас нет денег платить вам пенсию. Заплатите налоги, а мы вам – пенсию. Это совершенно непонятная логика”, – отмечает Людмила Буймистер.
Кроме того, депутат уверена, что процессы в секторе возобновляемых источников энергии формирует не столько экономика, сколько политика.
“Чем хуже и медленнее развивается у нас отрасль ВИЭ, тем больше мы будем оставаться зависимы-ми от Российской Федерации, в первую очередь – в поставке ядерного топлива на наши атомные электростанции. Не стоит забывать, что наши угольные электростанции скоро могут перестать рабо-тать сами по себе, чтобы их спасать – надо потратить много денег. Они являются основой наших ба-лансирующих мощностей”.
Людмила Буймистер прогнозирует, что через несколько лет, когда Украина потребуются уже не угольные балансирующие мощности, теоретически заменить их сможет возобновляемая энергетика. Но работать в этом направлении нужно уже сегодня, считает она.
“С акцизом, я думаю, что в парламенте будет сложно. Тем более, что дискуссия по этому законопро-екту происходит на фоне других налоговых дискуссий, где предлагается увеличить ренту на добычу полезных ископаемых, – прогнозирует депутат. – Когда он обсуждается все параллельно, становится понятно, что государство сегодня думает только об одном: как залатать дыры в бюджете, при этом, не соглашаясь на условия МВФ”.
Максим Сысоев: электричество из ВИЭ среди “вредных” товаров
Партнер международной юридической фирмы Dentons Максим Сысоев уточняет, что полтора года назад уже предлагалось вместо снижения “зеленого” тарифа ввести акцизный налог. Производители возобновляемой энергии не согласились на такой пересмотр условий для своей генерации, тем вре-менем задолженность ГП “Гарантированный покупатель” перед производителями “зеленой” электро-энергии продолжала расти.
В июле 2020 между правительством и двумя профильными ассоциациями, которые объединяют зна-чительное количество участников рынка ВИЭ, был подписан Меморандум. Согласно его положениям, производители энергии из ВИЭ добровольно согласились на снижение тарифов по определенным ус-ловиям. В принятом после Меморандума законе №810 было зафиксировано, что “зеленый” тариф уменьшается, при этом правительство заверило кампании финансового ухудшения не будет. О вве-дении акциза в документах не упоминалось.
Сейчас в принятии акцизного налога юрист видит несколько аспектов, которые ухудшают финансовые условия для производителей возобновляемой энергии, нарушая обещанные стабилизационные га-рантии.
“Даже 3,2% акцизного налога с учетом уже пониженного тарифа без механизмов компенсации явля-ется, по сути, новым урезанием” зеленого “тарифа для производителей энергии из ВИЭ”, – отмечает Максим Сысоев.
Кроме того, юрист напоминает, что акцизный налог применяют к товарам, которые являются общест-венно-вредными или имеют сверхвысокую рентабельность. Таким образом, акциз формирует доход-ную часть бюджета и является инструментом ограничения потребления таких продуктов или умень-шения их негативного влияния. Например, алкогольных напитков, табачных изделий или традицион-ной генерации из ископаемых источников энергии, загрязняет окружающую среду. В случае “зеленой” энергетики его применения является нелогичным.
Значительным недостатком юрист считает отсутствие механизма компенсации акцизного налога, так производители энергии из ВИЭ находятся в неравных условиях.
“Традиционная генерация закладывает акциз в тариф, увеличивая цену на свою продукцию и предла-гает ее на энергорынке. А в “зеленой” генерации является фиксированный тариф и единственный по-купатель – ООО “Гарантированный Покупатель”, – отмечает Максим Сысоев.
К тому же, по словам юриста, есть серьезные неурегулированные риски – “зеленые” тарифы снижены, остается задолженность за прошлый период и уже накапливаются новые долги, так как уровень опла-ты в 2021 г. за переданную в сеть электроэнергию составляет в среднем до 90%.
“Законопроект №5600 депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении. Впрочем, я не вижу при-чин, почему правку об акцизе на энергию из ВИЭ нельзя отменить. Между первым и вторым чтениями поправки еще будут рассматриваться в комитетах”, – анонсирует Максим Сысоев активность парла-ментских групп, бизнес-сообществ и игроков рынка возобновляемой энергетики.
Андрей Конеченков: изменения условий негативно влияют на инвестиции в ВИЭ-проекты
Председатель Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков считает, что инве-стирование в ВИЭ значительно затормозило несколько факторов: снижение “зеленого” тарифа, долги перед производителями и возможное введение акцизного налога.
Ветроэнергетические проекты, которые год-два назад получили разрешение на строительство и под-писали договор на продажу электроэнергии с “Гарантированным покупателем”, уже потратили как ми-нимум 10% стоимости проекту, уточняет Андрей Конеченков.
Учитывая остановку кредитования со стороны украинских и международных банков вследствие си-туации на энергорынке, эксперт опасается, что они уже могут не успеть реализоваться по “зеленому” тарифу.
“У нас сейчас около 5000 МВт проектов, которые сегодня стоят на очереди строительства, среди них мы видим, что около 600 МВт будет введен до 2022 г. А остальное останется без “зеленого” тарифа, или пойдут из страны. Сейчас “зеленый” тариф для ветра наименьший среди всех из ВИЭ, – напоми-нает руководитель УВЭА, – Поэтому любые задержки с финансированием или введением новых нало-гов, большое влияние на экономическую модель. Нужны дополнительные согласования с банками, а это очень сложный процесс, поэтому ветер страдает больше”.
Но, с другой стороны, Андрей Конеченков прогнозирует, что современные технологии позволят уде-шевить проекты за счет увеличения единичной мощности генераторов. А это меньше земли, меньше затраты на один проект и снижение цены.
“Эффективность таких проектов выше, мы переходим на ветроустановки мощностью от 4,5 до 6 мега-ватт. Сейчас рассматриваем концепцию перехода после 2022 от “зеленого” тарифа на контракты “на сутки вперед” по рыночным ценам. Также планируем использовать надбавку за местную составляю-щую на комплектующие украинского производства. Эта схема сейчас работает во многих странах ЕС, в США, Китае и т. д.”, – делится Андрей Конеченков.
Эксперт считает, что, во-первых, это уменьшает зависимость бизнеса от государства, во-вторых, го-сударству самому выгодно, когда генерация использует украинские комплектующие, из которых про-изводитель платит налоги. За счет собственного производства финансы компенсирует или государст-во, или само производство за свои заказы добавляет производителю долю финансирования.
“Это разные механизмы поддержки, мы сейчас изучаем европейский опыт и хотим адаптировать его для Украины. Если это получится, ветроэнергетика продолжит развитие”, – надеется Андрей Конечен-ков.
Относительно перспектив по солнцу, Андрей Конеченков считает, что с пониженным тарифом в Ук-раине будут заходить только те компании, которые готовы инвестировать в проекты с большим сро-ком окупаемости, чем при “зеленом” тарифе.
Его мнение разделяют специалисты норвежской группы Scatec , которые с 2017 г. до 2021 г. построи-ли в Украине пять солнечных парков общей мощностью около 340 МВт. Введение этих объектов “зе-леной” генерации суммарно позволяет уменьшить годовые выбросы СО2 на 150 тыс. т.
Свой шестой проект в Украине компания Scatec решила отложить на неопределенный срок. Строи-тельство фотоэлектрической станции в Херсонской области норвежские инвесторы остановили, по-тому что новые экономические условия сделали его невыгодным.
Причиной этого инвесторы называют ретроспективное снижение “зеленого” тарифа, отсутствие аук-ционов и нестабильные условия для продолжения разработки и строительства нового проекту.
Алина Свидерская: введение акциза для производителей “зеленой” энергии никак не улучшит инве-стиционный климат в Украине
Генеральная директор Scatec Ukraine Алина Свидерская отметила, что составляющие устойчивого развития интегрированы во все рабочие процессы компании – от сохранения биоразнообразия и улучшения социальной сферы к уменьшению выбросов CO2 на всех этапах деятельности Scatec.
“Несмотря на преграды, в рамках проекта” Чигирин “в течение двух лет Scatec, кроме самой СЭС, ре-конструировала существующую подстанцию” Орбита “стоимостью 111 млн. грн. Мы также построили новую подстанцию Гринтек СЭС и две воздушные линии 150 кВ от Гринтек СЭС к “Орбиты” протя-женностью 8 км, – рассказала Алина Свидерская. – Все это требовало должной подготовки и качест-венного выполнения, поэтому в процессе строительства были привлечены 330 работников “.
“Украинская энергетика” попросила Scatec оценить инвестиционную привлекательность Украины.
Алина Свидерская отмечает, что Украина имеет большой потенциал в солнечной, ветровой, био- и гидроэнергетике, поэтому компания планирует работать в Украине не менее 25-30 лет.
Но при реализации проектов в Украине возникают бюрократические преграды, констатирует директор Scatec Ukraine. Громоздкий процесс принятия решений и нечеткое разграничение компетенции между правительственными ведомствами, существующая система подготовки и принятия документов тор-мозят улучшение инвестиционного климата в стране.
“Введение акциза для производителей” зеленой “энергии является еще одним нарушением догово-ренностей с иностранными инвесторами и точно никак не улучшит инвестиционный климат в Украине. Если ситуация не изменится, то нестабильная политика правительства и ухудшение условий бизнеса отвлекут очередных инвесторов от украинского рынка”, – подчеркивает Алина Свидерская.
Специалисты Scatec считают, что на формирование неблагоприятного инвестиционного климата влияет коррупция. И наоборот, надежная и стабильная правовая система дает критическую для сфе-ры ВИЭ предсказуемость, создает необходимый для инвесторов комфорт по политическим и эконо-мическим рискам страны.
Алена Корогод: акциз для ВИЭ противопоставляет Украину Европейскому зеленому курсу
“Несмотря на громкие заявления властей о важности энергетического перехода, декарбонизации и необходимость приобщиться к Европейскому зеленого курса, на деле наблюдается упадок отрасли и кризис доверия инвесторов ВИЭ в правительство”, – считает Алена Корогод, эксперт проекта DiXi Group “Содействие участию Украины в Европейском зеленом курсе в сферах энергетики и окружаю-щей среды”. Проект реализуется при поддержке Европейского Союза и Международного фонда “Воз-рождение”.
Эксперт называет основные риски применения акцизного налога, которые могут вызвать репутацион-ные и финансовые потери для Украины.
Во-первых, условия с введения акцизного налога не соответствуют нормам Закона №810-IX , в кото-ром государством предоставлены гарантии относительно стабильности норм законодательства – в частности налогового режима, кроме просмотра в сторону снижения или других послаблений регули-рования. Нарушение гарантий не только являются репутационные потери для государства, это может привести к расходам по решениям судов.
Во-вторых, подход по отмене акцизной льготы для “зеленой” энергии противопоставляет Украину стремлению приобщиться к Европейскому зеленому курсу и достичь цели 25% энергии из ВИЭ до 2035 г.
В-третьих, такое решение спровоцирует новую волну исков в суды и международных арбитражей, а поскольку, по международной практикой и учитывая противоречие ранее принятому закону, междуна-родные инвесторы будут иметь большие шансы на победу – государство будет дополнительное фи-нансовое бремя на выплаты по этим делам.
“В противоположность регресса поддержки сектора в Украине, в мире, несмотря на экономический кризис после COVID-19, происходит активное стимулирование развития сектора ВИЭ и поиск конку-рентных форм поддержки”, – отмечает Алена Корогод.
Подытоживая мнению специалистов, можно обобщить выводы о введении акциза. Эксперты уверены, что попытка пополнить бюджет за счет акциза на электроэнергию из ВИЭ приведет к арбитражей и сделает невозможным привлечение средств в новые энергетические и экологические проекты. При этом убытки государства, в случае выигрыша дел заявителей в судах, могут быть в десятки раз больше полученные средства от акциза.
В профильных ВИЭ-ассоциациях констатируют, что ретроспективные изменения в законодательстве уже привели к остановке ряда “зеленых” проектов и оттока инвестиций. Впрочем, инвесторы и произ-водители надеются, что правительство выполнит обязательства перед производителями возобнов-ляемой электроэнергии, а власть примет взвешенное решение относительно акцизного налога. (Ла-риса Белозерова, специально для “Украинской энергетики”/Энергетика Украины и мира)