Мининфраструктуры предлагает с 2030 г. вообще запретить ввоз в Украину автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Хватит ли всем желающим электромобилей?
Ввоз автомобилей в Украину: внутреннее сгорание неактуально
Порой украинские ведомства начинают следовать европейским трендам энергичнее, чем сами европейцы. Министерство инфраструктуры обнародовало предложенный им проект закона “О внесении изменений в Закон Украины “О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведения первой государственной регистрации транспортных средств”. Он предусматривает введение поэтапного запрета на ввоз и первую госрегистрацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), в том числе производимых в Украине.
Этапы таковы:
– с 1 января 2027 г. – бывших в употреблении автомобилей с дизельными ДВС;
– с 1 января 2030 г. – новых автомобилей с дизельными ДВС, а также бывших в употреблении и новых автомобилей с бензиновыми ДВС.
Запрет не будет распространяться на автомобили с ДВС:
– для нужд Вооруженных Сил и других военных формирований, а также их дальнейшую ведомственную регистрацию и учет;
– для нужд фермерских хозяйств, при условии госрегистрации для использования за пределами автодорог общего пользования при ведении фермерского хозяйства;
– полученные по наследству;
– изготовленные до 1 января 1981 г. (здесь, понятно, речь идет о раритетных авто).
В пояснительной записке указывается, что законопроект разработан для исполнения отдельных положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Директивы 2009/33/ЕС Европейского парламента и Евросовета от 23 апреля 2009 г. “Относительно продвижения чистых и энергоэффективных транспортных средств автомобильного транспорта”. Также задачей закона в случае его принятия будет стимулировать использование электротранспорта во исполнение Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 г., одобренной распоряжением Кабмина №430 от 30 мая 2018 г.
Напомним, что транспортная политика ЕС предусматривает сокращение наполовину использования автомобилей на традиционных видах топлива в городах до 2030 г., а также полный отказ от них к 2050 г.
Также разработчики законопроекта заявляют, что 90-95% выбросов загрязняющих веществ в воздух приходится на автомобильный транспорт с ДВС. Исключение – индустриальные мегаполисы, в которых к загрязняющим выбросам от автотранспорта добавляются вредные выбросы промышленных производств.
При этом, по их мнению, в случае полной замены автомобилей с ДВС на электромобили ряд вредных веществ больше не будет выбрасываться в воздух, а также прекратится потребление автомобильного топлива, что уменьшит спрос на нефть и газ и окажет положительное влияние на уменьшение зависимости Украины от Российской Федерации.
С другой стороны, в законопроекте ни слова не сказано про популярные сейчас в мире и в Украине гибридные машины. То есть те, которые движутся на электротяге, но имеют на борту также ДВС. К какой категории их отнести? Сегодня они подпадают под льготы по беспошлинному ввозу электротранспорта. А в Европе их вообще больше склонны относить к электромобилям. Например, французский концерн Peugeot несколько дней назад объявил, что с 2025 г. перестанет выпускать автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями. Он полностью перейдет на выпуск машин с гибридными и электрическими силовыми установками.
Таким образом, переход с ДВС на электротягу, конечно, набирающий популярность тренд. Однако так ли быстро и радикально к нему стоит подключаться Украине? Можно ли будет через десять лет удовлетворить спрос украинцев на автомобили, да еще так, чтобы не сильно ударить по кошельку? Попробуем разобраться, что нас ждет.
Пересядем на “электрику”?
Сразу скажем: есть вполне обоснованные надежды на то, что к 2030 г. (а скорее – и вовсе лет через пять) электрокары сравняются по цене с машинами аналогичных классов, а очень вероятно, что станут и дешевле.
Для сборки электромобиля не нужна автомобильная компетенция, машина на электротяге устроена примитивнее, в ней на порядок меньше движущихся деталей, ее собирают роботы без участия человека. По сути, это гаджет с колесами, – именно потому IТ-компании и бросились выпускать е-мобили.
Конечно, самый дорогой компонент электромобиля, определяющий его цену, – это аккумулятор. Современные аккумуляторы больших емкостей до сих пор стоили очень дорого, что вкупе с малыми “тиражами” самих электромобилей давало очень высокую их цену. Но в новом отчете некоммерческой организации Transport & Environment указано, что по состоянию на май 2021-го в Европе и Великобритании было построено или запланировано 38 заводов по производству аккумуляторных батарей для электромобилей. Это сейчас одна из самых быстрорастущих отраслей промышленности. Когда все эти гигазаводы запустят производство, общая емкость производимых ими батарей составит 462 ГВт-ч к 2025 г. и 1144 ГВт-ч к 2030 г., что достаточно для обеспечения более 90% ожидаемых продаж новых электромобилей к тому году. Согласно анализу Transport & Environment, к 2025 г. Европа будет занимать 20% рынка в мировом производстве аккумуляторов, что сделает этот регион вторым после Китая.
Соответственно, цены на электромобили к 2025 г. упадут, по большинству оценок – они будут на 10-20% ниже, чем на аналогичные машины с ДВС.
Перейдем к нашей статистике. В Украину за 2020 г. было импортировано 78 тыс. новых легковых авто и 312 тыс. подержанных легковых авто. В том числе – 7300 электромобилей. Причем объемы импорта заметно упали в сравнении с 2019-м, что может говорить о стабилизации рынка. Но даже если учесть кризисный характер прошлого года, вряд ли можно утверждать, что общий спрос на машины принципиально поменяется через 9 лет. Хотя структура спроса – вполне возможно, учитывая удешевление электрокаров.
Но здесь также надо акцентировать, что украинцы в основном покупают подержанные авто, чтобы было дешевле, а это “отстающий” по технологиям рынок – то есть здесь еще будут преобладать бензиновые и дизельные модели. Поэтому не факт, что к указанным срокам можно с помощью импортных электромобилей можно будет удовлетворить спрос.
Проблема грузовиков
С легковыми автомобилями более-менее понятно: электрокары уже сейчас выпускаются массово, и к обозначенному сроку значительно подешевеют. А вот как быть с автобусами (основа коммунального транспорта) и с грузовиками (жизненно важными для народного хозяйства)? В проекте сделаны исключения только для транспортных средств для армии и фермерских хозяйств (и то без права выезжать на дороги общего пользования).
Электрические грузовики и автобусы, в отличие от легковушек, до сих пор серийно не выпускаются. Более того, мировой автопром весьма скептически смотрит на их выпуск – никто даже не обещает, что проблема будет решена в ближайшее время.
Возникает вопрос: чем заменить импортные грузовики на бензине и дизеле с 2030-го? Среди возможных вариантов – обязательное оснащение подобного транспорта газобалонным оборудованием (чтобы использовать сжиженный газ) или принуждение к переходу тяжелого транспорта на биодизельное топливо – его как раз можно в неограниченных количествах изготавливать в Украине. Однако это все должно быть прописано в законопроекте.
Негативный сценарий
Негативный сценарий озвучили наши эксперты, которые честно признались, что вообще не понимают, с какой целью продвигается данный законопроект. По их мнению, если закон будет принят в нынешнем виде и действительно исполнен, последствия окажутся просто катастрофическими.
“У нас будет, как в ЕС. И на нашем рынке это отразится, как на европейском, – сказал dsnews.ua генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. – Так же и по грузовикам. Никто же не запрещает эксплуатацию. Эксплуатироваться будут. Вопрос, насколько их хватит”.
То есть Украину ждет сначала интенсивный импорт всего доступного автотранспорта, а с 2030 г. – долгое его устаревание на фоне медленного перехода на электромобили. Нечто подобное было на Кубе, где лишенное возможности покупать новые машины население до сих пор поддерживает на ходу автомобили 1950-х годов выпуска.
В случае с электрокарами – критически важна и развитая инфраструктура. “На мой взгляд, это полная утопия и какая-то ахинея. Я не знаю, что происходит и кто такие вещи выдвигает. Большинство цивилизованных стран сейчас говорят о запрете ввоза или запрете производства дизельных автомобилей, но не бензиновых, – сказал “ДС” автоэксперт Виталий Новак. – Сейчас основное мировое развитие идет в сторону гибридных версий, потому что сразу переходить на чистую электротягу – это нонсенс. У нас в Украине на сегодняшний момент где-то порядка 11 тыс. зарядок. То есть инфраструктура совершенно не готова к массовому переходу на электромобили”.
Позитивный сценарий
“Великая электромобильная революция” ставит целью вообще уничтожить машины с двигателем внутреннего сгорания, но сейчас вряд ли можно утверждать, что бензиновому автомобилю быстро придет конец. Во-первых, понятно, что автогигантам, чтобы они ни заявляли, придется сильно менять технологии производства, во-вторых, электромобили, в которых меньше подвижных частей, не требуют настолько регулярного обслуживания, как авто на ДВС – а значит, производители и дилерские центры недополучают прибыль.
Возможно, автопроизводители захотят перенести на более либеральные рыкни производство классических автомобилей. Если в Евросоюзе новые фабрики уже не построишь, почему бы не инвестировать в украинские предприятия, которые готовы делать все: от легковушек до грузовиков и автобусов. Как на уровне отверточной сборки, так и с разного уровня локализацией. То есть Украина может приютить у себя предприятия по выпуску машин с ДВС популярных европейских марок, заодно получив немалые инвестиции. Собранные у нас автомобили будут идти на экспорт в страны, которые к тому времени еще не примут подобных импортных ограничений. (Денис Стаджи, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)