Амбициозная климатическая программа ЕС имеет большое значение и для Украины
14 июля Европейская комиссия представила пакет законодательных инициатив Fit for 55. Цель такой программы довольно амбициозная – ускорить достижение целей ЕС по сокращению выбросов СО2 на 55% к 2030 г. (от уровня 1990 г.). Но, несмотря на четкие стратегические цели и широкий секторальный охват, ее достижение является реалистичным.
В сфере энергетики и защиты климата программой Fit for 55 предусматривается внесение изменений в Cистему торговли выбросами ЕС, пересмотр Директивы о налогообложении энергии, увеличение доли производства электроэнергии из ВИЭ до 40% и доли ВИЭ в конечном энергопотреблении до уровня 36-39%, ужесточение требований к энергоэффективности.
В секторе транспорта заложен активный переход на транспортные средства с низким уровнем выбросов, в частности – к 2030 г. автопроизводители должны сократить выбросы углерода на 55% по сравнению с 2021 г., а с 2035 в ЕС вовсе прекратится продажа автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем, планом также предусматривается увеличение количества зарядных станций с целью продвижения перехода на электротранспорт.
Еще одним важным элементом программы является внедрение механизма пограничной углеродной корректировки (CBAM), которая будет заключаться в дополнительном налогообложении при импорте товаров в ЕС в связи с менее жесткими политиками по выбросам в странах-производителях. С 2023 в рамках переходного трехлетнего этапа, CBAM будет применяться на импорт стали, алюминия, цемента и электроэнергии, а уже с 2026 ожидается его полноценное внедрение на всю применимую номенклатуру товаров.
Представители правительства активно вели переговоры, чтобы механизмом СВАМ предусматривался особый правовой режим для Украины. Впрочем, о результатах говорить рано. Действительно, в проект регламента по CBAM , а именно в пп. 47-50 преамбулы, указано об особом правовом режиме для стран, являющихся сторонами соглашений об ассоциации с ЕС, включая глубокую и всеобъемлющую зоне свободной торговли, приверженную процессам декарбонизации. Впрочем, стоит обратить внимание, что там же отмечаются технические решения для применения CBAM при рыночной интеграции (market coupling) с ЕС только в сфере электроэнергетики.
Если технических решений не удается найти, третьи страны имеют право на временное освобождение от CBAM – позже 2030 г., исключительно по экспорту электроэнергии, и при соблюдении определенных условий. В частности, они должны разработать “дорожную карту” и взять на себя обязательства ввести механизм ценообразования на углерод – со стоимостью, эквивалентной Системе торговли выбросами ЕС, а также должны взять на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2050 г. для гармонизации с законодательством ЕС по окружающей среде, климата, конкуренции и энергетики.
Более того, такие послабления могут быть отменены в любое время, если есть основания полагать, что страна не выполняет своих обязательств либо не внедрила до 2030 г. схему торговли выбросами, эквивалентную СТВ ЕС.
Таким образом, введение законодательных требований ЕС, предусмотренных пакетом Fit for 55 – в случае их одобрения – точно коснется и Украины. Влияние части из них можно будет почувствовать сразу (через механизм CBAM или увеличение внимания к развитию ВИЭ), а часть – позже.
Впрочем, для Украины и в дальнейшем важным остается дальнейшее внедрение законодательства ЕС, что требуется по Соглашению об ассоциации. Следовательно, в секторах энергетики, климата, промышленности, транспорта вопрос разработки “дорожных карт” декарбонизации выходит на первый план. (Алена Корогод, младший аналитик DiXi Group, эксперт проекта “Содействие участию Украины в Европейском зеленом курсе в сферах энергетики и окружающей среды”, который выполняется при поддержке Европейского союза и Международного Фонда “Возрождение”, Ua-energy.org/Энергетика Украины и мира)