Проекты по производству возобновляемой электроэнергии готовятся к рыночным условиям.
Может развиваться возобновляемая энергетика после окончания срока действия “зеленого” тарифа, и какие механизмы следует использовать для перехода на рыночные условия? Об этом “Украинской энергетике” рассказали инвесторы и разработчики пилотных проектов
Специалисты энергетической отрасли констатируют ухудшение условий для привлечения инвестиций в возобновляемую энергетику Украины. Этому предшествовали несколько факторов – принятие закона, который утвердил ретроспективные инициативы по снижению зеленого тарифа, невыполнение условий меморандума о возврате долгов перед “зеленой” генерацией и предотвращения накопления новых. Кроме того, “вишенка на торте” – поправка в законопроекты о введении акцизного налога на энергию из ВИЭ. Поэтому инвесторы меняют вектор внимания: в частности, начинают искать новых партнеров. Подобное поведение характерно и для Европы – инвесторы покидают “перегретые” рынки и рассматривают другие регионы.
Участники панели возобновляемой энергетики Международного энергетического форума Адама Смита, который проходил в Киеве в середине июля, обратили внимание: с 2022 г. в Украине заканчивается срок получения “зеленого” тарифа для новых объектов, а действие льготного тарифа для работающих станций государство прекращает с 1 января 2030. Но сектор ВИЭ должен и впредь развиваться. Поэтому производители уже разрабатывают новые стратегии и направления ведения бизнеса. Речь идет о развитии ВИЭ-генерации без льготного тарифа, то есть на основе сугубо рыночных условий. Такие примеры в Украине уже начинают появляться.
Солнечная энергия без “зеленого” тарифа для собственных нужд предприятия
В июле 2021 горнорудная компания Ferrexpo ввела в эксплуатацию пилотную СЭС мощностью 5 МВт без использования льготного тарифа. Солнечная станция расположена на промышленной площадке Полтавского горно-обогатительного комбината (ПГОК). В компании отмечают, что введение станции на возобновляемой энергии – результат политики компании по снижению выбросов углерода при производстве своего продукта.
“Этот пилотный проект расположен на участке отвалов. Он состоит из 10000 панелей от Jinko Solar. В случае успеха проект открывает путь для более масштабной генерации солнечной электроэнергии на собственных мощностях, в дальнейшем помогая нам обеспечивать низкоуглеродное производство железорудных окатышей”, – сообщают в Ferrexpо.
Солнечная станция на промплощадке Полтавского ГОКа будет производить до 7 млн. кВт-ч электроэнергии в год. В планах компании – строительство следующей электростанции мощностью от 250 до 1000 МВт.
По словам специалистов, станция поставляет “чистую” электроэнергию для собственных нужд производства без использования каких-либо дотаций со стороны государства. В компании отмечают, что переход на “чистую” энергию – продолжение программы декарбонизации производства.
Ранее в Ferrexpо заявляли, что компания пользуется возможностью выборочно покупать электроэнергию, которая была произведена с низким или нулевым уровнем выбросов углерода, например, электроэнергию от гидроэлектростанции, расположенной неподалеку предприятия.
“В этом году доля” чистой “электроэнергии составляет 36% наших закупок по сравнению с 22% в 2020 г. Это непосредственно снижает наши объемы выбросов по группе 2 и помогает нам направлять усилия на производство окатышей с низким уровнем углерода”, – отмечают в Ferrexpo.
Таким образом, компания, которая экспортирует продукцию в страны Европы и Азии, с помощью покупки “зеленой” электроэнергии и строительства собственных ВИЭ-мощностей заранее готовится к введению механизма углеродного налога на границе ЕС с 2023 г.
Этот подход отмечает Юрий Шафаренко, заместитель председателя Госэнергоэффективности, комментируя открытие пилотной СЭС на Полтавском ГОКе.
“Солнечная электростанция, будет генерировать электроэнергию для собственных нужд предприятия – это первый шаг к декарбонизации и повышения своей конкурентоспособности. Хороший пример для других компаний, которые хотят быть энергонезависимыми и успешными на внешних рынках без рисков механизма CBAM”, – замечает Юрий Шафаренко.
“ВИНД ФАРМ” планирует использовать для новой ВЭС украинское оборудование
Новый подход вхождения украинской ветрогенерации в энергетический рынок представляют специалисты компании “Винд ФАРМ”, созданной в 2019 г. О цели компании – построить самый большой наземный ветропарк в Европе мощностью 800 МВт – читателям “Украинской энергетики” рассказал руководитель проекту “ВИНД ФАРМ” Юрий Жабский.
Разработчики предлагают проект комплексного развития ветрового энергетического кластера в промышленном регионе Донецкой области. Новое строительство запланировано на территориях Мангушской и Никольской поселковых общин в Мариупольском районе.
Регион с крупными промышленными потребителями позволяет использовать произведенную электроэнергию с минимальными техническими потерями на передачу, считают специалисты. Кроме того имеется развитая логистика для транспортировки ветровых турбин. Около расположены два морских порта в Мариуполе – торговый и порт комбината “Азовсталь”, рядом находится порт Бердянска.
Экономическую целесообразность и инвестиционную привлекательность, по мнению разработчиков, обеспечивает выгодное географическое положение и погодные условия – среднегодовая скорость ветра на высоте 120 м составляет около 7,6 м/с.
Специалисты рассчитывают на годовое производство электроэнергии на уровне 3297-3470 ГВт-ч, с коэффициентом использования установленной мощности 47-49% в зависимости от выбранной ветровой турбины. Специалисты проекту рассматривают турбины производства Vestas, Nordex, GoldWind и General Electric.
Важным фактором для инвестиционной привлекательности разработчики считают высокий экспертный уровень команды с опытом девелопмента в ветровой энергетике около 1300 МВт и строительства ветропарков установленной мощностью более 400 МВт.
Руководитель проекту Юрий Жабский имеет опыт внедрения ветровых парков с первых дней развития ветроэнергетики в Украине. Специалист работает в отрасли более 20 лет: по строительству Новоазовского ВЭС в современных Ботиевскои ВЭС и Приморских ВЭС-1 и ВЭС-2.
Привлечения значительных инвестиций в развитие Донецкой области, по мнению разработчиков, позволит повысить надежность энергоснабжения Мариуполя – одного из крупнейших промышленных городов Украины.
Разработчики проекту отмечают, что боевые действия на востоке страны и потеря доли генерации на временно неподконтрольной территории существенно ухудшают качество электроснабжения региона. Как следствие, иногда Мариуполь с населением около полумиллиона жителей, школами, больницами, портом и заводами часами остается без электроэнергии.
Выбранная вместе с ЗАО “НЭК” Укрэнерго “схема присоединения ВЭС к электрическим сетям заключается в строительстве двух воздушных линий электропередач 330 кВ для формирования электрического кольца возле Мариуполя.
“С начала боевых действий на Донбассе область не получала значительных инвестиции, и ее развитие остановилось. Именно сейчас инвестиции в регион дадут максимальный социальный эффект”, – отмечает руководитель “ВИНД ФАРМ”.
Важный этап строительства – организация производства компонентов ветровых турбин на отечественных предприятиях. Таким образом в компании собираются улучшить развитие машиностроительного комплекса Украины.
“Наше основное достижение то, что мы нашли идеальную площадку для строительства большого объекта на 800 МВт, который без привлечения государственного финансирования способен обеспечить развитие целого сектора производства компонентов ветроагрегатов. Мы досконально просчитали все капиталовложения. И есть четкое понимание, каким должен быть минимальный тариф для потребителей, в то же время будет приемлемым для инвесторов”, – уверен Юрий Жабский.
Как стартовый отсчет для стоимости электроэнергии своей генерации в “ВИНД ФАРМ” выбрали первую дату работы энергорынка 1 июля 2019. На тот момент тариф был 5,3 евроцента, что, по оценке специалистов компании, обеспечивает доходность на уровне 12%. Впрочем, они считают, что это недостаточно для территории, нестабильной в плане безопасности.
Поэтому в компании надеются на определение механизма получения надбавки за использование компонентов украинского производства. С учетом надбавки за локализацию производства на уровне 70%, тариф будет у 7,3 евроцента. Специалисты проекту отмечают, что такой уровень тарифа, даже с надбавкой, существенно ниже действующие “зеленые” тарифы.
В украинском ветроэнергетической ассоциации (УВЭА) говорят, что концепция комплексного отраслевого развития от компании “Винд ФАРМ” вызывает дискуссии в секторе ВИЭ. Впрочем руководитель проекту уверен, что в предложенном подходе нет никаких революционных мыслей, а речь идет о правильном рациональный путь развития ветроэнергетики, как отрасли в Украине.
“Портфолио производства ветровых турбин мощностью 800 МВт очень значительное и привлекательное для любого производителя ветровых турбин. Ради его реализации производитель может согласиться на передачу своего Know How и организацию производства компонентов ветровых турбин в Украине”, – надеется на развитие украинского производства Юрий Жабский.
По мнению авторов проекту, привлечение производителей ветроэнергетического оборудования в организации локального производства позволит оставлять большую часть инвестиций в стране, сделать дополнительные рабочие места и будет способствовать развитию машиностроительной отрасли Украины.
Морская ветростанция с “зеленым” водородом – начинать надо уже сегодня
По оценкам Всемирного банка, на украинском побережье приходится более половины технического потенциала ветровой энергии Черного моря – около 250 ГВт. Мелководный шельф, доступность портовой инфраструктуры для обеспечения строительства и обслуживания специалисты считают красивыми стартовыми позициями для производства “зеленого” водорода с оффшорного ветра.
Эти возможности заинтересовали НАК “Нафтогаз Украины”, которая изучает перспективы строительства ВЭС в акватории Черного моря. Инвестиционный проект генерации электрической энергии из ВИЭ рассматривается компанией на заседаниях научно-технического совета с 2019 года. Техническим анализом и обзором перспектив проектов низкоуглеродистой направления группы “Нафтогаз” занимается дочерняя компания ДП “Вуглесинтезгаз Украины”.
Максим Ганжа, руководитель проекта морского ветропарка компании “Вуглесинтезгаз Украины” в комментарии для “Украинской энергетики” рассказал, что сейчас команда находится на этапе передпроектного отработки технических и экономических показателей.
Разработчик считает, что Украина имеет технические и инфраструктурные мощности для строительства и подключения оффшорных ветровых электростанций, кроме того, есть возможность развития национального производства, комплектует оффшорные ВЭС, например, изготовление морских фундаментов.
Для будущего промышленного парка в компании рассматривали две акватории – на восток и запад от Одессы. Это поблизости от портовых городов Очаков в Николаевской области и Черноморск в Одесской области. По словам исследователей, глубины и скорость ветра на участках шельфа одинаковы.
Для ветропарка общей мощностью 60 МВт специалисты предложили варианты использования ветротурбин единичной мощностью на 6 и 10 МВт. Экономические показатели этих предложений по предварительным расчетам подобные, но при условии масштабирования проекту и увеличение общей мощности ветропарка, использование турбин большей единичной мощности обеспечивает значительно лучшие финансовые показатели проекту.
“Выбор именно этих акваторий для предварительных расчетов был сделан потому, что именно они имеют наиболее привлекательные для строительства параметры, а именно: мелководье с глубинами до 20 м, высокая средняя скорость ветра – около 8 м/с на высоте 150 метров. Небольшие затраты на реконструкцию портов, их близость к площадкам ВЭС и наличие потенциальных точек присоединения обеспечивают приемлемую экономику по окупаемости проекту”, – комментирует Максим Ганжа выбор акваторий для будущей ветростанции.
Также специалист отмечает, что, в отличие от Одессы, преимущества этих площадок в отсутствии большого количества судоходных путей и пригодна береговая инфраструктура.
Важную роль в проектах играет местная составляющая. По словам специалиста, в 2012-2013 гг. группа “Нафтогаз” разрабатывала Одесское газовое месторождение, тогда все металлоконструкции морских стационарных платформ изготовлялись в Крыму на базе ГАО “Черноморнефтегаз”, поэтому опыт, специалисты и инженерный потенциал у компании есть. Кроме того, в Украине есть производители современных антикоррозионных систем, полностью соответствуют мировым стандартам.
Учитывая эти факторы, Максим Ганжа уверяет, что в Украине можно локализовать выработки фундаментов для установки оффшорных ветротурбин. Сейчас такие конструкции могут изготавливать николаевские специалисты судостроительной отрасли.
Значительная статья расходов при оффшорном строительстве – привлечение специализированных крановых судов. Краткосрочный фрахт таких судов это определенная проблема, которая обусловлена проходами такой габаритной техники под мостами через Босфорский пролив. Поэтому украинские специалисты для удешевления предлагают планировать их долгосрочное использование совместно с Турцией, Румынией и Болгарией.
По экономической части, на этапе моделирования предполагалось реализовать полученную электроэнергию по цене около 8 евроцентов за киловатт. Сейчас, по словам Максима Ганжи, рассматриваются различные варианты, в том числе заключение договоров корпоративных РРА по поставкам “зеленой” энергии непосредственно заказчикам.
Также прорабатываются варианты использования оффшорного ветропарка как основного поставщика электроэнергии для производства “зеленого” водорода. Специалисты рассматривают разные версии: от подключения к наземной сети к автономной работы ветропарков совместно с платформами, где электролизеры с возобновляемой электроэнергии производить “зеленый” водород.
Среди преимуществ оффшорного проекта по сравнению с наземными станциями эксперт отмечает большую эффективность работы, развитие нового технологического направления, доступные инженерные решения. Кроме того важно отсутствие потребности в земельных ресурсах и удаленность от места жительства населения и основных рекреационных зон.
Среди вызовов специалист называет высокую стоимость капитальных инвестиций на строительство морских ВЭС, необходимость формирования производственной базы, подготовку специалистов для строительства и обслуживания объекта и отсутствие категории морской ветрогенерации в национальном законодательстве.
И основной угрозой для строительства на северо-западной части шельфа Черного моря Максим Ганжа называет современную геополитику. Поэтому главная возможность развития украинских морских ВЭС – их размещения в территориальных водах Украины и сотрудничество с международными водородными проектами.
“Основная задача сейчас – привлечь внимание будущих инвесторов к морским ветровых проектов в Черном море, вывести эту тему на широкое обсуждение, и срочно начать работу над законодательством в сфере оффшорной энергетики и производства” зеленого “водорода. Например, соседняя Турция уже приступила к реализации пилотных ветровых проектов в своем секторе черноморской акватории”, – отмечает Максим Ганжа.
Эксперт поделился, что команда ГП “Вуглесинтезгаз Украины” смоделировала работу ветро-водородного проекта на базе своих наработок по оффшорным добывающих платформах. Специалисты пришли к выводу, что типичные платформы, которые разрабатывались для добычи природного газа можно использовать для размещения на них электролизеров. По расчетам, производительность одной платформы с электролизером составляет до 32 тонн Н2 в сутки.
“Украине нужно спешить, в мире растет конкуренция, а кроме того в 2030 г. истекает срок действия зеленых тарифов для ВИЭ. Разработанный командой тайм-лайн, показал, что внедрение любого оффшорного проекту ВИЭ занимает около 8 лет. А учитывая, что к 2030 стоимость производства “зеленого” водорода станет конкурентоспособной по сравнению с традиционным производством Н2, начинать нужно прямо сейчас”, – уверен Максим Ганжа.
Что надо доработать для развития проектов в новых рыночных условиях?
Опрошенные специалисты уверены, что новые проекты должны опираться на другие финансовые механизмы. Мировое развитие сферы ВИЭ накопил массу рыночных подходов, которые показали свою эффективность. Кроме того, основным требованием для расширения сектора ВИЭ остаются прогнозируемая государственная политика и стабильное законодательство, приведенное к новым задачам низкоуглеродной экономики.
“Искусственно созданные вызовы на рынке электроэнергии негативно влияют на инвестиционный климат Украины, но в то же время, мы демонстрируем миру свой” зеленый “переход в рамках углеродно-нейтрального развития государства, – комментирует ситуацию в отрасли Андрей Конеченков, глава УВЭА. – Желание государства сотрудничать с игроками рынка “зеленой” энергетики могло бы эффективно разрешить кризисную ситуацию на рынке и предоставить хороший толчок для достижения энергонезависимости страны”.
Рассмотренные в материале пилотные проекты отличаются по назначению, механизмам финансирования, мощностям и степенью готовности, при этом имеют общую цель – переход возобновляемой энергетики на понятные бизнес-модели.
Эти кейсы охватывают значительный диапазон решений от уже внедренной локальной солнечной станции и большого комплексного ветропарка с машиностроительной составляющей в учебных стадии строительства до передпроектных намерений по водо-водородной концепции оффшорной ВЭС. Они иллюстрируют возможности и разнообразие подходов к вхождению украинской ВИЭ-генерации в рыночные условия сегодня и в ближайшем будущем.
Эксперты уверены, что дальнейшее развитие возобновляемой энергетики в Украине зависит от механизмов поддержки, которые выберет государство и надеются, что законодатели учтут современный мировой опыт, в том числе роль возобновляемой энергетики для производства “зеленого” водорода. (Лариса Белозерова, специально для Украинской энергетики/Энергетика Украины и мира)