Введение акциза на “зеленую энергетику” будет иметь негативные последствия страны. Инвесторы готовы вкладывать средства в восстановительные источники энергии, однако им нужна предсказуемость действий власти.

Недавно Антимонопольный комитет выдал французскому энергетическому гиганту Total разрешение на приобретение шести украинских солнечных электростанций. Выход Total на отечественный рынок возобновляемой энергии вместе с контрактом между UDP Renewables и катарской государственной корпорацией Nebras Power, которую стороны подписали во время визита Владимира Зеленского в Катар – это два главных “хедлайнеры” иностранных инвестиций в зеленую энергию 2021 г.

Сейчас компании все еще готовы вкладывать деньги в отечественные объекты альтернативной энергетики: по ряду проблем в области увеличивается инвестиционный риск, что и в свою очередь уменьшает цену на объекты украинского сектора возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Правда, совсем не стоит говорить о предпосылках нового “зеленого бума” из-за желания дешево скупить активы проблемной области. Иностранные инвесторы надеются, что в среднесрочной перспективе украинская власть сможет стабилизировать ситуацию в отрасли без решительных шагов для обеспечения устойчивого развития ВИЭ Украина никогда не сможет действительно сделать сектор инвестиционно привлекательным.

Как для украинских, так и для иностранных инвесторов детерминантами остаются инвест-няни, а предсказуемость действий со стороны правительства и способность выполнять взятые на себя обязательства.

В области возобновляемой энергетики действительно определяет проблем: срочные отключения АЭС вместе с миллиардными долгами ГП “Гарантированный покупатель” перед производителями зеленой энергии продемонстрировали, что когда все эти проблемы накапливаются, они представляют реальную угрозу для украинской энергетической безопасности.

Тем не менее, последнее, что может помочь стабилизировать ситуацию – это необоснованные шаги, которые идут в фарватере политики простых решений и риторики “дорогой зеленый тариф в бедной стране Европы”. Одним из ложных решений может стать принятие акциза на зеленую энергию в размере 3,2%.

Кроме того, что введение акциза нарушает условия Меморандума о взаимопонимании между Правительством и инвесторами в ВИЭ, уменьшая уровень инвестиционной привлекательности отечественной зеленой энергетики. Такая законодательная новелла приведет к новым исков в международные суды и арбитражи.

Поскольку Украина нарушает взятые на себя обязательства, украинские и иностранные компании будут иметь все шансы получить для себя финансовую компенсацию, расходы на которую будут покрываться из государственного бюджета.

Более того, такие шаги как “зеленый акциз” негативно влияют и на украинскую “энергетическую дипломатию”.

Учитывая ослабление санкций Байдена против “Северного потока-2” для Украины все большее значение приобретает идея транзита водорода в страны ЕС через отечественную газотранспортную систему. Киев был назван государством-партнером в водородной стратегии Европейского союза.

По состоянию на сейчас “водородная энергетика” только начинает набирать популярность на Западе, поэтому в условиях отсутствия всемирного “водородного бума” для Киева важно убедить иностранные компании инвестировать в отечественные водородные объекты. Дальнейшие пертурбации в секторе ВИЭ отнюдь не будут способствовать увеличению уровня привлекательности украинской зеленой энергетики.

Дело в том, что сектор ВИЭ следует рассматривать как неотъемлемую часть всей энергетической системы, в том числе рынка электроэнергии. В области необходимо проводить комплексные изменения.

Среди многих необходимых шагов можно выделить следующие:

– Сейчас всю энергию от производителей ВИЭ обязан выкупать ГП “Гарантированный Покупатель”. Нужно позволить производителям ВИЭ выходить из балансирующей группы ГП и самостоятельно продавать электроэнергию на рынке. “Гарантированный покупатель” будет оплачивать только разницу между суммой контракта и суммой “зеленого тарифа”.

– Стоит пошагово ликвидировать механизм “перекрестного субсидирования” и предоставить возможность НАЭК “Энергоатом” реализовывать всю произведенную электроэнергию по рыночным ценам, что позволит избежать убытков в государственной компании.

– Следует реформировать сегменты РДН (рынок на сутки вперед) и ВГС (внутрисуточный рынок) рынка электроэнергии: следует ликвидировать ценовые ограничения и усилить борьбу с демпингом и спекуляциями – введение “черного списка” Минэнерго есть только темпоральных мероприятием.

– Внедрить систему “зеленых аукционов” для новых объектов. Хотя уже был принят профильный закон, срок реализации “пилотного аукциона” просроченный уже более чем на год. Данная модель будет способствовать развитию рыночной конкуренции и позволит снизить финансовую нагрузку на рынок.

– Развитие систем накопления энергии (energy storage). Из-за отсутствия достаточных маневрирующих и аккумулирующих мощностей зеленой энергетики появился термин “зелено-угольный парадокс”: данный дефицит предопределял увеличение производства угольных теплостанций. Для решения этой проблемы и дальнейшего развития объектов ВИЭ необходимо принять специализированный закон. Внимания также заслуживает предложение сделать построение системы накопления энергии обязательной при вводе в эксплуатацию объектов ВИЭ.

Как украинские, так и иностранные инвесторы заинтересованы в прогнозируемых действиях государства и постоянному диалогу с органами государственной власти.

Бесспорно, из-за пестрый состав компании в секторе ВИЭ невозможно подстроиться под интересы каждого – нужно же обеспечить равные “правила игры” и проводить системную долгосрочную политику. (Виктор Карвацкий, СЕО консалтинговой фирмы Adastra Agency, соучредитель аналитического центра Adastra, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий