Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: предчувствие газовой войны

США и Германия позволили России достроить “Северный поток-2”. Что это значит для Украины и как подготовиться к возможному кризису.

В течение последних недель мы регулярно читаем и слышим различные сюжеты в новостях, где эти слова звучат неутешительным рефреном.

Первое, что приходит в голову большинству украинцев: ГТС как источник доходов бюджета обмелеет, потому западные партнеры не услышали аргументы украинской власти.

Да, мы за пол шага к потере гарантированных 40 млрд. куб. м транзитных потоков российского газа в год. (Мощность СП2 – 55 млрд. куб. м в год, что существенно больше, чем забронированные “Газпромом” транзитные мощности нашей ГТС.)

Действительно, после прекращения российского транзита украинский бюджет ежегодно будет терять десятки миллиардов гривен потенциальных прибылей.

Действительно, существует существенный риск вывода (вероятно, безвозвратного) части ГТС из эксплуатации вследствие возможной остановки гарантированного транзита российского газа.

Речь фактически идет об обесценивании ГТС как государственного актива.

Об этих рисках давно говорят эксперты. Их озвучивают украинские переговорщики во время переговоров с западными партнерами. Последние обещают начать переговоры о продлении украинского транзита параллельно с достройкой СП2.

Кроме того, Германия декларирует готовность ввести договоренности по повышению “защиты Украины от новых угроз сокращения газоснабжения Украины”. Звучит неплохо, однако абстрактно. Мне бы хотелось привлечь внимание к вещам конкретных. Посмотрим на проблему достройки СП2 под прикладным углом зрения.

Несколько возможных выводов для Украины

Предположим, что СП2 достроят и введут в эксплуатацию этой зимой. Допустим, “Газпром” не будет формально отказываться от выполнения обязанностей по гарантированной уплаты минимального ежегодного транзита через нашу ГТС в объеме 40 млрд. куб м и даже исправно эту плату вносить.

Предположим, что “Газпром” продолжит политику удержания искусственного дефицита газа на европейском рынке, и в 2021-2022 гг. цена составит около 500 долл.

  1. При такой рыночной конъюнктуры, вероятно, сохранятся минимальные объемы импорта газа в Украину, в том числе с целью закачки в хранилища.

Например до 30 июля с начала сезона закачки в украинские ПХГ закачано только 2100000000 куб м газа. Сейчас в хранилищах – около 17100000000 куб м. При условии сохранения тенденции вряд ли до конца октября там будет больше 20 млрд. куб. м.

  1. При отбора газа из хранилищ за следующий отопительный сезон в объемах, аналогичных объемам отбора в сезоне 2020 -2021 (13200000000 куб м), в весну 2022 войдем с 6-7 млрд. куб. м газа в хранилищах. Соответственно, при неизменной конъюнктуры в отопительный сезон 2022-2023 гг. войдем с 11-12 млрд. куб. м.
  2. 11-12 млрд. куб. м в начало отопительного сезона – это очень мало. Так мало газа в начале сезона отбора в украинских хранилищах не было, кажется, никогда. Но и цена на газ в Европе не превышала 500 долл. течение нескольких кварталов подряд тоже никогда. Никогда этого не было на фоне длительного пике с добычей товарного газа предприятиями НАК “Нафтогаз Украины”.
  3. Никогда до ввода в эксплуатацию СП2 “Газпром” не мог себе позволить и длительную остановку транзита газа в ЕС через точки входа в ГТС Украины со стороны РФ.

Это и понятно: перекрыв газ на российско-украинской границе, “Газпром” тем самым лишил бы газа своих европейских клиентов, нарываясь получить репутацию ненадежного поставщика и штрафные санкции от европейских потребителей за недопоставленные объемы. Поэтому все случаи газового шантажа со стороны РФ, на нашей памяти, были непродолжительными – менее двух недель.

Новая реальность диктует новые риски

Что, если в январе-феврале 2023, когда в украинских хранилищах с проектно мощностью 31 млрд. куб. м останутся 5-6 млрд. куб. м газа, в Украине ударят затяжные морозы, а у “Газпрома” вдруг начнутся какие-то “внеплановые ремонты” или произойдут другие условно объективные причины отключить все точки входа в нашу ГТС?

Кто-то скажет: это ничего, нас спасут отечественную добычу, реверсном использовании ГТС для перекачки газа из хранилищ в Западной Украине и импортируемого газа с ЕС на Восток и Юг. Так, да не совсем, ведь украинская добыча уменьшается. В свою очередь, внутреннее давление пластов опустевших газохранилищ не позволит поднимать из них достаточные объемы газа.

Ну, а стоимость европейского импорта ($500 или уже больше к тому времени плюс транспорт до украинской границы, растаможку, внутренний транспорт, распределение, надбавка поставщика) доходит до 20 тыс. грн. за тыс. куб. м и не позволит рассчитывать на существенные поступления импортного газа.

Поэтому в случае похолодания в течение двух-трех недель потребители, находящиеся ближе к точкам выхода ГТС Украины, наиболее удаленных от ПХГ на Западе, не уйдут сначала падение давления газа, а далее – технологических отключений городских котельных и индивидуального отопления, а также промышленного оборудования.

Если Россия сможет “раскачать” обстановку на Юге и Востоке Украины, замораживая десятки городов, почему вдруг она от этого откажется? Если будет возможность превратить Одессу, Николаев, Херсон, Мариуполь на новые Алчевски и обвинить в этом “неумелую украинскую власть”, то почему бы этого не сделать?

Если стратегические объекты Вооруженных сил и вновь построенные при поддержке западных партнеров командные центры Военно-морского флота не смогут функционировать, разве это не победа РФ? Разве на фоне таких возможностей не загорятся глаза в помешанных головах руководителей северных соседей попробовать “повторить” агрессию?

Сценарий вполне реалистичен.

Чем будет отвечать Украины

Может, у нас есть проект по формированию стратегического запаса газа в хранилищах, который был нетронутым, поддерживал давление в ПХГ и мог использоваться только по кризисной ситуации? Такой запас мог бы дать ответы на все вопросы, но при нынешних ценах его формирования будет стоить Украине 3-5 млрд. долл. Причем источником возврата этих средств продажи этого запаса быть не сможет.

Интересно, ставил кто-то из наших переговорщиков вопрос о помощи в формировании такого запаса перед партнерами? Может, мы принимаем существенных мер, чтобы нарастить собственную газодобычу на шельфе Черного моря?

Да, есть прошлогоднее решение Кабмина о передаче “Нафтогазу” двух крупнейших участков шельфа – Скифский месторождения и месторождения “Дельфин”, но морем ходит только одно исследовательское судно.

Рассчитывать на победные сообщения о регулярных открытия залежей газа, вроде сообщений с турецкого шельфа, на этом фоне не стоит. С такими темпами мы будем ждать газ с шельфа годами или десятилетиями.

Возможно, мы рассчитываем на реверсные поставки газа на Юг из Румынии? Теоретическая возможность поставок газа оттуда через территорию Молдовы существует. Более того, только румынский реверс способен обеспечить Юг газом. Однако румынская сторона почему-то блокирует экспорт своего продукта в Украину.

Правительству Молдовы “не удается” сформировать тарифы не транзит по своей территории в соответствии с европейскими практиками, в результате чего тариф обходится для Украины чуть ли не на порядок дороже, чем соответствующий транзит Украины для Молдовы.

Насколько мы продвинулись на пути решения этих проблем и будут ли они решены за будущее, надеяться, относительно спокойный год – неизвестно.

Есть еще одна составляющая в уравнении о румынский реверс: “кусок” транзитной трубы из Румынии проходит по территории самопровозглашенного Приднестровья.

Это значит, что контролируемая РФ “власть” Приднестровье может заблокировать этот реверс в любой момент. Есть и хорошие новости: Украина может обойти приднестровский участок, нужно лишь построить обходную “трубу”. Но есть кому принять соответствующее решение или хотя бы начать изучать его целесообразность?

Кто будет давать ответы

Хотелось бы иметь ответы от власти на эти и другие вопросы, касающиеся энергетической безопасности Украины, особенно Юга, перед возможной новой газовой войны. Видимо, эти ответы важны не только для украинского.

Говорят, что наименее вероятна и война, к которой ты готов. Стоит показать, что мы готовы к новой войне, так как сейчас несобранность со стороны Украины провоцирует агрессию со стороны врагов и не добавляет нашим друзьям понимание, как именно они могут помочь.

Украина и Украинский время становиться ответственными. Ответственными перед лицом новой газовой войны должны стать президент и чиновники, а не только истощен диспетчер “Оператора газотранспортной системы Украины”, которого в очередной раз могут бросить на амбразуру для спасения страны. (Виктория Войцицкая, народный депутат восьмого созыва, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version