Беларусь получает дешевый газ по фиксированной цене из России, а для украинских предприятий он дорожает. Это значит, что беларуские производители с энергоемкими производствами будут давить украинских.
Газ для Беларуси и газ для Украины
На встрече в Санкт-Петербурге 13 июля, президент РФ Владимир Путин и считающий себя президентом Беларуси Александр Лукашенко договорились о цене на природный газ для Беларуси на нынешний год. Тут все просто: было решено, что цена на газ для наших северных соседей в 2022 г. не будет индексироваться и сохранится на уровне 2021-го. (“Газпром” – единственный поставщик голубого топлива в Беларусь.) Это означает, что цена российского природного газа для Беларуси в 2021 г. составит $128,5 за 1000 куб. м. Что интересно, Лукашенко и такой ценник (самый низкий для потребителей за пределами РФ) считает несправедливой и уже много лет настаивает на поставках газа по цене для Смоленской области – что-то около $47. Но, конечно, не получает – и не получит, пока Беларусь не станет частью России: таково давнее условие Москвы.
Беларуские госпредприятия (это 85% всей промышленности страны) получают от государства природный газ с наценкой 10-15% (в зависимости от отрасли и ведомственного подчинения), но и она с лихвой нивелируется другими государственными поблажками – такими, как директивное кредитование госбанками под очень низкий процент.
А вот в Украине для предприятий, по данным Украинской энергетической биржи, средневзвешенная цена газа составляет 15 662 грн./тыс. куб. м в августе и будет составлять 18 058 грн./тыс. куб. м в сентябре. То есть, соответственно, $582 в августе и $671 будет в сентябре.
Получается, в текущем месяце украинские производители будут платить за газ в 4,5 раза больше, а в сентябре – в 5,2 раза больше, чем их беларуские коллеги.
Для сравнения еще можно привести европейские котировки: стоимость природного газа на границе Украины сейчас составляет уже 18 691,5 грн./тыс. куб. м – $694.
Фактор конкуренции
Беларуские предприятия существуют не в конкурентной среде: цены на их продукцию (в том числе идущую на экспорт) устанавливает государство. Украинские предприятия – в полностью рыночной среде. При этом получается, стоимость такого энергоносителя, как газ, для беларуских производителей в разы ниже – и они получают неоправданное конкурентное преимущество перед предприятиями Украины, которые выпускают аналогичную продукцию.
Это значит, что беларуские производители с энергоемкими производствами (например, азотных удобрений, машиностроение, цемент, шифер и т. д.) будут “давить” украинских, у которых вместе с ценой на газ резко растет себестоимость.
По данным Гостаможслужбы, Украина в прошлом году закупила у Беларуси удобрений на $155 млн., наземного транспорта – на $109 млн., пластмасс и полимеров – на $74 млн., химикатов – на $50 соответственно. Это мы перечислили как раз энергоемкие продукты, либо продукты, в составе которых – большая доля природного газа как сырья. И пусть они (в отличие от бензина, дизтоплива и битума) не составляют основы украинского импорта из Беларуси, но нашим производителям аналогичных товаров от этого не легче. Они могут модернизировать оборудование, оптимизировать производственные и управленческие процессы, вкладываться в маркетинг.
Доля газа в себестоимости удобрений составляет около 70%. Так что условный комбинат “Ривнеазот” на открытом рынке в любом случае проиграет конкуренцию “Гродно Азоту”, получающему газ в 4-5 раза дешевле.
У украинских аграриев наиболее востребованными являются как раз азотные удобрения и карбамид, аммиачная селитра, сульфат аммония, карбамидо-аммиачная смесь (КАС). Производят их из аммиака, который синтезируется из природного газа. Поэтому для рентабельного производства азотных удобрений необходим дешевый природный газ. То, что есть белорусов, но нет у украинцев.
Еще один сектор, зависимый от импорта из Беларуси, где украинским производителям сложно конкурировать – машиностроение. Украина имеет развитую горнодобывающую промышленность, но не имеет достаточного производства тяжелой грузовой автотехники, без которой эта промышленность не работает. Да и по другим направлениям украинский рынок прочно освоен беларускими производителями железнодорожной, тракторной, специальной и коммунальной техники. Это и крупные предприятия, как МАЗ или МТЗ, и многие компании поменьше.
Так, например, несколько крупных контрактов на поставку в украинские города автобусов позволили войти в топ-10 крупнейших беларуских компаний в Украине “дочке” холдинга “БелАвтоМАЗ” – Торговому дому “МАЗ-Украина”. Объем его выручки по итогам прошлого года составил 1,61 млрд. грн. В частности, на рынке грузовой техники доля МАЗ составила 21,7%, что стало лучшим показателем с 2015 г. А в сегменте автобусов доля МАЗа составила 24,08%, это наибольший показатель за весь период работы “МАЗа” на рынке Украины.
Как Украине защититься от демпинга?
В конце июня ЕС ввел экономические санкции против Беларуси. Под них попал экспорт из этой страны всех видов калийных удобрений и нефтепродуктов, а также товары двойного назначения (включая колесный транспорт). Также ЕС закрыл Беларуси доступ на свои финансовые рынки, запретил страховать и перестраховывать беларуские государственные фирмы и учреждения и остановил выплаты Европейского инвестиционного банка.
Но Украина не стала вводить подобные экономические санкции. Это привело бы к кризису на рынке моторного топлива: импорт из Беларуси в 2020 г. составил около 40% всего баланса бензина и около 30% баланса дизельного топлива в Украине. Кроме бензина и дизтоплива, важная строка беларуского импорта – спрос на который в Украине уверенно растет, в частности, благодаря “Большому строительству”. В прошлом году потребление битума составило 1,2 млн. т, из которых за счет внутреннего производства удалось закрыть только 300 тыс. т. Большая часть импорта этой продукции идет как раз из Беларуси – 582 тыс. т.
За январь-июнь нынешнего года Украина импортировала 365,6 тыс. т дорожного битума против 197,7 тыс. т годом ранее. Основным поставщиком битума в Украину остается Беларусь, которая отправила в Украину 228,4 тыс. т (+50%), заняв 48% всего украинского рынка. Для сравнения: поставки из Польши составили всего 31,9 тыс. т, из Литвы – 11,5 тыс. т битума. Еще 93 тыс. т битума были доставлены морским транспортом из Греции, Италии, Азербайджана, других стран.
То есть если бы Украина присоединилась к европейским санкциям, она получила бы кризис на рынке топлива (а значит, в том числе, подорожание продуктов и снижение доходов от экспорта), а также приостановку “Большого строительства” – любимого проекта президента.
Но в других отраслях Украина пытается вводить заградительные пошлины. Так, в апреле нынешнего года постановлением украинской Межведомственной комиссии по международной торговле была введена таможенная пошлина в размере 35% на грузовую и автобусную технику из Беларуси (за исключением шасси). Свое решение комиссия мотивировала установленными фактами дискриминационных и недружественных действий Республики Беларусь в отношении украинских предприятий автомобилестроения. Вступить в силу постановление должно было в начале мая.
Однако, по мнению юристов, решение комиссии было неправомерным. Его приняли с нарушением статей 2 и 19 Договора о зоне свободной торговли. В ответ на этот шаг Беларусь ввела режим индивидуального лицензирования на импорт украинских товаров. Таким образом, обе страны очутились на пороге торговой войны.
Затем торговый дом “МАЗ-Украина” обжаловал это решение в судебном порядке и добился приостановления санкций на время рассмотрения иска. После чего в Украину возобновился импорт беларуской автотехники МАЗ в беспошлинном режиме, а действие постановления Межведомственной комиссии №486/2021/4411-03 приостановлено определением суда.
В свою очередь Союз химиков Украины потребовал ввести ограничения на импорт беларуских азотных удобрений. Соответствующее антидискриминационное заявление было подано в Минэкономики. Украинские производители удобрений хотят таким образом частично вернуть себе отечественный рынок сложных удобрений.
И если в случае с химпромом ситуация, скорее, двоякая, потому что дешевые удобрения (пусть даже из Беларуси) выгодны украинскому агросектору, то демпинг со стороны северных машиностроителей бьет по нашей экономике.
В целом же Украине, чтобы реально защитить своих производителей, стоило бы быстро оценивать рыночную конъюнктуру в тех отраслях, в которых беларуские производители реально выигрывают от большой разницы в ценах на газ. И столь же быстро – вводить антидемпинговые пошлины. Но при этом умудриться не “убить” всю взаимную торговлю, что было бы только на радость Москве. (Денис Стаджи, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)