Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: какую опасность представляет новое ядерное хранилище на Чернобыльской АЭС

Специалисты имеют претензии к качеству выполненных работ на объекте.

Накануне празднования 30-й годовщины украинской Независимости на прилегающей территории Чернобыльской атомной станции (ЧАЭС) торжественно откроют Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива. Такая помпезность связана, в частности, с вопросами энергетической независимости Украины, ведь сейчас отработанное топливо вывозится в Россию. Впрочем, есть все основания предположить, что хранилище пока не готово к эксплуатации. “Апостроф” разбирался, что уже успели построить, и какие существуют риски, если хранилище все же запустят, не проведя необходимую подготовительную работу.

НАЭК “Энергоатом” и Министерство энергетики сообщили, что первая очередь Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), которое возводится в Украине, получила сертификат Государственной архитектурно-строительной инспекции и готова к эксплуатации. В доказательство этого состоится презентация, во время которой будет продемонстрирован процесс загрузки контейнера с отработанным топливом в хранилище.

Премьер-министр Денис Шмыгаль назвал завершение строительства первой очереди ЦХОЯТ важным символическим шагом накануне 30-й годовщины независимости Украины. “Полноценная реализация программы – это очередной шаг к энергонезависимости, ведь Украина больше не будет вывозить в Россию отработанное топливо с отечественных АЭС”, – сказал он.

Однако, по мнению специалистов по ядерной безопасности, праздновать полную энергонезависимость нашей стране еще рано, а торжественные мероприятия по случаю открытия хранилища являются не более чем показухой.

Подарок потомкам

Немного истории. Создание ядерных реакторов ознаменовало новый этап в развитии мировой энергетики. Человечество получило практически неограниченный источник недорогой энергии, который позволил стремительно развивать индустриальную экономику. И, конечно же, страны, которые обладали ядерными технологиями, с энтузиазмом ухватились за такую возможность. Во второй половине ХХ века АЭС росли в разных частях мира, как грибы после дождя.

Радостное возбуждение от обуздания “мирного атома” несколько заслонило собой одну проблему: никто не знал, что делать с отработанными тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ). Эти элементы уже не могли использоваться для получения энергии, но сохраняли высокий уровень радиоактивности и составляли значительную опасность для людей и окружающей среды.

Единственным относительно полезным применением отработанного топлива является добыча из него плутония, который применяется при производстве ядерного оружия. Однако такой вид переработки все равно не является решением проблемы (а, скорее, источником новых проблем). С остальными радиоактивными материалами все равно надо что-то делать.

Поразмыслив над этим вопросом, ученые, инженеры и политики решили не переживать и оставить проблему ядерных отходов потомкам. А отработанное топливо надежно упаковывать и хранить в специальных хранилищах. Как правило, такие хранилища рассчитаны на 100 и более лет. Считается, что до истечения этого срока, во-первых, значительно снизится уровень радиоактивного излучения отходов, а, во-вторых, ученые предложат, наконец, какой-то разумный способ обращения с ними.

Топливо вернется из России

Украина как государство, имеющее развитую ядерную энергетику, также не стоит в стороне от этой проблемы. Во времена существования СССР все топливо из Украины вывозилось на территорию РСФСР, где существовали предприятия, занимавшиеся переработкой и хранением отходов.

Однако после обретения независимости способ обращения с отработанным топливом нужно было менять, поскольку, согласно международным правилам, все ядерные отходы должны храниться на территории тех стран, где они появились. Поэтому, если Украина использует ядерные реакторы, то должна оставлять отходы топлива у себя.

Впрочем, поскольку необходимых для такого хранения объектов в стране не существовало, было найдено временное решение, которое заключалось в том, что все отработанные ТВЭЛы вывозились в Россию на хранение. А после того, как Украина создаст собственное хранилище отработанного топлива, они должны вернуться к нам.

“Уже с 2023 года отработанное топливо должно возвращаться на территорию Украины. И его дальнейшее захоронение станет проблемой нашей страны”, – рассказал “Апострофу” глава Общественного совета при Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования) Сергей Денисенко.

Именно поэтому в последние годы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС продолжается строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива, которое должно принять не только накопленные в России отходы, но и те, что в данный момент образуются на украинских АЭС – за исключением Запорожской станции, которая имеет собственное хранилище. Всего, напомним, в Украине, без учета остановленной ЧАЭС, работают четыре станции – уже упомянутая Запорожская, а также Южно-Украинская, Ровенская и Хмельницкая.

ЦХОЯТ, согласно проекту, будет использовать технологию сухого хранения ядерного топлива. Она заключается в том, что топливо содержится в специальных герметичных контейнерах на открытых площадках. Такая технология считается более безопасной, чем технология мокрого хранения (в бассейнах с водой) и сегодня реализована во многих странах, в частности, в США, Канаде, Германии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Швеции, Великобритании, Японии.

По словам Сергея Денисенко, на сегодняшний день создана лишь первая очередь хранилища, и в будущем оно будет по мере необходимости достраиваться. Планируется, что его окончательный размер будет достаточным для того, чтобы вместить все топливо, которое используют украинские атомные станции в течение ближайших 20-30 лет. Считается, что до истечения этого срока украинские энергоблоки полностью выработают свой ресурс, и их эксплуатация будет остановлена. Поэтому и проблемы хранения уже не будет.

Я знаю все твои трещинки

Впрочем, как мы отметили выше, несмотря на бодрые реляции властей, сегодня еще рано говорить об успешном завершении строительства хранилища и введении его в эксплуатацию.

По словам члена коллегии Госатомрегулирования Ольги Кошарной, получение сертификата Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) не является конечной точкой строительства. Этот сертификат свидетельствует лишь о завершении собственно строительных работ. После этого должны состояться масштабные и всесторонние испытания всех систем объекта, в том числе радиационного контроля, физической защиты. Это очень важно, поскольку на объекте будут храниться ядерные материалы.

К тому же и сами обстоятельства получения сертификата вызывают вопросы.

“Этот документ был издан поразительно быстро, – сказала Кошарная в комментарии изданию. – Акт о готовности объекта был издан только 12 августа. А уже 13 августа получен сертификат ГАСИ. Это, конечно, только мое оценочное суждение, но такая стремительность позволяет заподозрить наличие коррупции”.

Не исключает наличия коррупционной составляющей при строительстве и Сергей Денисенко: “В течение десяти лет строительства оценочная стоимость объекта выросла в десять раз. При этом в процессе работы принимались решения по удешевлению работ. Например, когда речь шла об использовании более дешевых марок бетона, которые не соответствовали первичной проектной документации”.

По словам Ольги Кошарной, следует помнить, что Централизованное хранилище отработанного топлива является ядерной установкой, поскольку там хранятся ядерные материалы. И контроль над сооружением и работой ядерных установок возложен на Государственную инспекцию ядерного регулирования. Именно эта организация может выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию ядерных объектов. И на сегодняшний день таких разрешений нет.

“Центральный документ по результатам испытаний – отчет по анализу безопасности. И сдать этот отчет невозможно без выполнения необходимых испытаний всех систем объекта. По данным отчета, проводится экспертиза, которая по закону должна длиться не менее шести месяцев. Выводы экспертизы должны заслушиваться на заседании коллегии Госатомрегулирования. И только тогда коллегия может принять решение о выдаче разрешения за запуск установки в эксплуатацию. Однако на сегодняшний день ничего этого нет”, – рассказывает эксперт.

Сейчас, по словам Кошарной, нет даже программ испытаний систем объекта. Нет также эксплуатационных документов, которые должны быть согласованы с Госатомрегулирования: например, инструкции на случай аварийных ситуаций технологического регламента безопасного проведения работ и других. Это очень важные документы, без которых объект невозможно эксплуатировать.

Кроме того, есть существенные замечания к качеству выполнения строительных работ. Весной на объекте работали эксперты по радиационной безопасности, которые выявили многочисленные дефекты в бетонном покрытии площадки, на которой должны храниться контейнеры. По проекту, эта площадка должна иметь идеально ровную бетонную поверхность, которая должна выдержать весь срок эксплуатации объекта, составляющий 100 лет.

Однако покрытие, уложенное всего несколько месяцев назад, уже имеет серьезные повреждения.

“Трещины появились из-за того, что бетон укладывался в декабре во время дождя, – утверждает Ольга Кошарная. – При этом марка бетона не соответствовала проектной. К тому же строительная компания, с которой заключен контракт на 1,1 млрд. грн., и которая занимается строительством ядерной установки, не имеет соответствующего опыта. До этого, по данным системы “Прозоро”, она занималась ремонтом гражданских объектов”.

Весной эксперты дали предписание об устранении дефектов покрытия. Однако, если верить свежим фотографиям, опубликованным Ольгой Кошарной на своей странице в Facebook, дефекты поверхности площадки до сих пор наличествуют

Безопасность превыше всего

Поэтому, по мнению экспертов, презентация, которую анонсировало правительство накануне Дня Независимости, будет, скорее, символическим актом, чем реальным запуском объекта в работу.

“Правительство, конечно, придерживается традиции перерезания ленточек накануне праздничных дат, – говорит Сергей Денисенко. – Однако в данном случае эксплуатация хранилища возможна только после получения разрешения Государственной инспекции ядерного регулирования Украины”.

Кроме исправления недостатков в самом объекте, необходимо также доработать механизмы для перегрузки топлива на железнодорожных станциях вблизи АЭС, с которых оно будет отправляться в хранилище. На сегодняшний день, по данным Госатомрегулирования, они не готовы к работе. По мнению экспертов, для завершения всех необходимых работ может понадобиться около полугода.

“Сегодня мы обязаны убедиться в том, что объект соответствует всем техническим требованиям, – говорит Сергей Денисенко. – Потому что в противном случае через несколько лет он может стать серьезной проблемой для потомков”.

По его словам, сегодня Госатомрегулирования испытывает определенное давление с той целью, чтобы соответствующие разрешения были выданы даже при наличии определенных недостатков. Это давление проявляется в различных заявлениях со стороны должностных лиц о том, что объект уже полностью готов и должен быть запущен к определенной дате. Конечно же, такое давление недопустимо, и все необходимые процедуры должны быть выполнены предусмотренным нормативами способом.

Ведь речь идет о безопасности. Безопасности государства. И людей. Мы все очень хорошо помним Чернобыльскую катастрофу и не хотим ее повторения. И неважно, какие приближаются даты – безопасность важнее. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version