Прибыльность продаж бензина и дизельного топлива на украинских автозаправочных станциях в 2021 г. снизилась. Это обусловлено стабилизацией внешнего рынка и отсутствием рисков, характерных для 2020 г. в связи с пандемией COVID-19. К таким выводам пришли эксперты Консалтинговой группы “А-95” по итогам специального исследования.
Было выделено четыре ключевые группы игроков розничного рынка:
– премиальные сети (ОККО, WOG, Shell, Socar и ряд других общей численностью 885 станций, 12% от количества в стране);
– медиум-сегмент (AMIK, Glusco, UPG, KLO и другие, всего около 950 АЗС, 12%);
– консолидированная сеть группы “Приват” (1 500 АЗС, 20%);
– дискаунтеры (Мotto, “БРСМ”, “Авантаж”, Sun Oil и другие общей численностью 3 626 станций, 47%).
Оценка прибыльности была произведена исходя из стоимости крупнооптовых партий нефтепродуктов, цен розничной реализации и дисконтной политики каждой группы игроков, затрат на содержание АЗС, принятых за 1,5 грн./л (без НДС).
Наибольшее снижение маржинальности произошло по бензину: от 1,3 грн./л у сетей медиум-сегмента до 2,1 грн./л в сети группы “Приват”. При этом сети-дискаунтеры показывают расчетную убыточность на протяжении 12 месяцев – с июля 2020 г.
“Мы не верим в убыточность торговли таким популярным продуктом как бензин, на который приходится 30% реализации. Данный феномен, когда половина рынка якобы торгует в убыток, мы объясняем торговлей фальсифицированным бензином в комплексе с массовыми схемами по бескассовым операциям c наличными, которые охватывают все марки топлив, реализуемых на АЗС”, – заявил директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Самым маржинальным продуктом в топливном ритейле остается дизельное топливо, продажи которого также значительно утратили рентабельность в 2021 г.
Единственной позицией, которая сохранила прошлогодний показатель маржинальности и даже смогла немного его улучшить, стал сжиженный газ.
“Вопреки прогнозам скептиков, исторические ценовые максимумы и сужение спреда с бензином не привели к провалу потребления автогаза и позволили ритейлерам частично перекрыть потери от снижения рентабельности бензина”, – подчеркнули в “А-95”.
Эксперты также оценили влияние госрегулирования на доходность розничной торговли, которое было введено 14 мая 2021 г. Для этого было проведено сравнение маржинальности с января по апрель и с мая по июль 2021 г.
“По бензину и дизтопливу в основном пострадали представители двух нижних ценовых сегментов – дискаунтеры и группа “Приват”, которым для сохранения продаж пришлось дистанциироваться от премиум-сегмента, на который преимущественно было направлено госрегулирование”, – отметили в “А-95”.
Снижение доходности АЗС в 2021 г. эксперты считают признаком нормализации на рынке в целом и возвратом к нормативным значениям после “ковидного” 2020 г., переполненного ценовыми перепадами и опасениями по поводу последствий пандемии.
“Снижение дисконтов, а с ними и торговых наценок привело к обострению конкуренции и обнажило проблемы рынка. Растущие объемы добычи сырья для мини-НПЗ, импорт безакцизных октаноповышающих растворителей, уход от торговли заводским топливом и, как следствие, увеличение количества жалоб потребителей на качество топлива – это те признаки и сигналы, которые требуют повышенного внимания властей”, – заявил Сергей Куюн. (Пресс-релиз Консалтинговой группы “А-95″/Энергетика Украины и мира)