Россия не может нарастить объемы добычи нефти, хотя ей увеличили квоты в рамках последнего соглашения ОПЕК+. Если это правда, у группы ведущих нефтедобывающих стран есть повод для беспокойства, пишет Oilexp со ссылкой на Bloomberg.
Россия является крупнейшей союзницей организации стран-экспортеров нефти, которые в прошлом году совместно договорились о рекордном сокращении добычи нефти в связи с падением спроса из-за COVID-19. Сейчас, когда уровень потребления восстанавливается и ОПЕК устойчиво наращивает поставки, Россия начинает отставать.
Добыча в РФ не растет с апреля 2021 г., хотя квоты для нее по условиям соглашения были увеличены на 200 тыс. барр./сут. (б/с). И этот показатель продолжит расти в будущем году на 105 тыс. б/с ежемесячно.
По темпам увеличения нефтедобычи Россия отстает от растущих целевых показателей ОПЕК+.
Вместе с Саудовской Аравией РФ получила исходный ориентир по нефтедобыче – тот уровень, с которого считаются сокращения. Он составил 11 млн. б/с. К апрелю 2022 г. эта цифра увеличится до 11,5 млн. б/с. Но, в отличие от стран Персидского залива, российская нефтяная промышленность никогда не добывала такой объем и, похоже, не сможет это сделать и сейчас.
Отчасти неуверенность относительно нефтедобычи в России объясняется определениями. Сделка ОПЕК+ распространяется только на нефть-сырец и исключает конденсаты, как называют легкую форму нефти, добываемую на газовых месторождениях. В официальных данных российского Министерства энергетики нефть и конденсат объединяют. Но доля конденсата у России весьма существенна, поскольку она является крупнейшей в мире газодобывающей страной. Объем добываемого конденсата может составлять около 800 тыс. б/с, или 8% от общего объема нефтедобычи в России (в августе министерство сообщило, что он составил 10,43 млн. б/с). Но скорее всего, он варьируется в зависимости от сезона вместе с изменениями объема газодобычи.
Важный вопрос заключается в том, добыча какого типа нефти сокращается. Неизвестно, например, является ли общий застой производства в стране результатом снижения добычи конденсатов, за которым скрывается увеличение добычи нефти-сырца. Но, если подробнее изучить показатели добычи отдельных компаний, складывается впечатление, что снижение этих показателей относится к газоконденсатам.
Крупнейший российский производитель нефти, компания “Роснефть”, с апреля по август увеличила добычу на 110 тыс. б/с, или на 3%. У “Лукойла” и “Сургутнефтегаза” увеличение добычи примерно такое же.
Если говорить о тех компаниях, у которых снизилась добыча, то “Газпром Нефть” проводит работы по техническому обслуживанию на своем морском месторождении Приразломное в Арктике. У компании “Новатэк” снижение добычи сезонное, поскольку такие сокращения отмечались и ранее. Кроме того, один из трех проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, также находится на этапе планового технического обслуживания.
Таким образом, остается группа маленьких нефтедобывающих компаний и одна очень крупная газовая компания “Газпром”, у которых наблюдается самое крупное снижение добычи с апреля. Министерство энергетики РФ в 2015 г. прекратило публиковать отдельно ежемесячные данные по добыче нефти “Газпромом”, включив компанию в категорию “Прочие”, где на ее долю приходится более пятой части добычи.
Возможно, сокращение добычи конденсата “Газпромом” и стало причиной спада производства в группе компаний из графы “Прочие”. Если это так, то застой добычи нефти с апреля-месяца может быть иллюзией.
Ответ на этот вопрос будет получен в ближайшее время. Перед наступлением зимы “Газпром” должен увеличить добычу газа, поскольку он стремится закачать во внутренние хранилища рекордные объемы. Соответственно должна увеличиться и добыча конденсата.
За добычей нефти в России в предстоящие месяцы будут пристально наблюдать. Если она не увеличится, возникнут опасения, что группа ОПЕК+ не в состоянии поднять добычу до целевых показателей.
Запасы нефти в России упали почти на треть в период с 2010 по 2020 гг., газа – на 27%. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)