Европейский союз уравнивает правила игры с помощью механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) – первого в мире трансграничного тарифа на выбросы углерода.
Алексей Рябчин, советник председателя правления НАК “Нафтогаз Украины” по вопросам развития низкоуглеродного бизнеса и Зеленого курса ЕС, в соавторстве с Дариной Кулагой, начальником отдела управления выбросами департамента инноваций НАК “Нафтогаз Украины” рассказывает, что механизм может принести Украине
14 июля Еврокомиссия опубликовала пакет из двенадцати инициатив “Fit for 55”, целью которого является продолжение и углубление начатого ранее курса сокращения выбросов в ЕС на 55% до 2030 г. Данный пакет содержит реформу системы торговли выбросами (СТВ), пересмотр Директивы по возобновляемой энергетике, ужесточение требований по выбросам для новых автомобилей и др.
Особый интерес у международного сообщества вызывает механизм углеродной корректировки импорта (Carbon border adjustment mechanism или СВАМ), который содержит немало интересных для Украины реформ.
По предложению Еврокомиссии, на начальных этапах механизм будет касаться таких секторов как цемент, железо и сталь, удобрения, алюминий и электроэнергия. То есть тех, которые выбрасывают в атмосферу самый большой объем парниковых газов и имеют риск “утечки углерода”. В будущем ЕС может расширить этот список, но в любом случае в него не попадут товары или сектора, которые не входят в европейскую СТВ.
СВАМ будет напоминать условную систему торговли выбросами, и отличаться от нее только в некоторых моментах. Импортеры, как и производители, должны покупать сертификаты на выбросы, цена которых будет определяться как средняя цена на разрешение в европейской СТВ за неделю до дня покупки. Количество этих сертификатов не будет ограничиваться, как это делается в СТВ, поскольку это формировало бы ограничения в торговле. В то же время импортеры не смогут торговать сертификатами друг с другом, но смогут возвращать часть неиспользованных сертификатов в уполномоченный орган страны-члена ЕС.
Хотя СВАМ теоретически мог бы ускорить процесс декарбонизации в Украине, он вряд ли будет иметь сильный эффект на отдельных производителей. Количество углерода в экспорте электроэнергии будет исчисляться на основе среднего показателя в сети, поэтому для индивидуальных производителей не будет дополнительного стимула сокращать выбросы от генерации. Большую долю в электроэнергетическом миксе Украины занимает атомная генерация (51% в 2020 г.), также возросла доля возобновляемых источников (12%).
В украинской промышленности, СВАМ создаст инициативы по сокращению выбросов для тех производителей, которые используют нефть и природный газ в производственных процессах и экспортируют продукцию в ЕС. Однако, для тех, кто использует энергию, производимую третьими лицами с помощью ископаемого топлива, дополнительных стимулов не будет. Со временем это может измениться и сфера СВАМ может расшириться. Поэтому важно отслеживать развитие данного регулирования в средне- и долгосрочной перспективе.
С 2023 по 2025 г. может быть введен переходный период. В течение этого времени, импортеры будут отчитываться ежеквартально по выбросам в импортируемых товарах и ценам на СО2, которые они заплатили в своей стране. Однако, не нужно будет покупать сертификаты. Такой период будет иметь целью скорее сбор данных и ознакомления импортеров с системой. Сертификаты могут ввести с 2026 г.
Есть еще несколько моментов, особенно интересных для Украины. Была отмечена преданность стран, входящих в Энергетическое Сообщество или имеющих Соглашение об ассоциации с ЕС, политике с декарбонизации. В таких странах могут установить цену на СО2, сопоставимую с европейской. Их также могут пригласить участвовать в СТВ ЕС. В обоих случаях импортеры не будут выплачивать СВАМ.
Ситуация с сектором электроэнергии заслуживает отдельного внимания. В предложении Еврокомиссии было отмечено, что присоединение третьих стран к электроэнергетической сети ЕС является важным для декарбонизации их систем, поскольку дает возможность эффективно интегрировать источники возобновляемой энергии, лучше балансировать спрос и предложение и повышать энергетическую безопасность.
Для тех стран, которые присоединятся к ENTSO-E, ЕС будет искать техническое решение по уплате импортерами электроэнергии по механизму СВАМ. Если такое решение не будет найдено вовремя, импортеров временно освободят от механизма, но не позднее чем до 2030 г. Это особенно важно для Украины, которая планирует интегрировать национальную энергосеть в 2023 г.
Однако, для того, что послабление стало возможным, есть ряд условий – среди них наличие в стране дорожной карты по приближению местной цены на выбросы к европейской, а также обязательства достичь климатической нейтральности к 2050 г. и приблизить законодательство к европейскому в сферах окружающей среды, климата, энергии и конкуренции. Многие из возможных условий Украина уже выполняет, но есть и над чем работать – например, над введением СТВ или разработкой дорожной карты.
Евросоюз готов помогать странам с низким и средним уровнем доходов достичь декарбонизации производства. Это возможность, которой могла бы воспользоваться Украина. Правительство выступает посредником между частным сектором и ЕС, создает соответствующие инициативы. Ключевую роль в модернизации промышленности играет бизнес сектор. Дохода от эко-налогов будет недостаточно для проведения реформ. Поэтому необходимы стратегические изменения в деятельности предприятий и поиск инвестиций. Наступает время, когда инвестиции в экологичность товаров становятся необходимостью, но также и возможностью для того, чтобы не только сохранить, но и нарастить долю на зарубежных рынках.
Итак, предложение Еврокомиссии указало, что впереди много работы – как у украинского правительства, так и у бизнеса. Необходимы дальнейшие консультации с Европейской Комиссией и Парламентом по ряду пунктов, а именно:
– гарантии послаблений для сектора электроэнергии
– определения уровня соответствия национальных климатических стратегий европейским
– согласования приемлемой даты достижения климатической нейтральности с учетом национального контекста
С запуском системы мониторинга, отчетности, верификации и получением первых данных от операторов, правительство должно начать активную работу по разработке украинской системы торговли выбросами, а также дорожной карты по соответствию цены на выбросы европейскому уровню.
Кроме этого, ЕС должен определиться с тем, куда будут направляться поступления от СВАМ – в общий бюджет ЕС, на покрытие административных расходов связанных с СВАМ или на процесс декарбонизации. Возможной статьей расходов является помощь третьим странам, которые больше всего пострадают от углеродного сбора. Такую позицию должна активно продвигать Украина.
Бизнесу следует начать поиск инвестиций для модернизации, сотрудничать с правительством для ускорения процессов декарбонизации, определить т.н. low hanging fruit в собственных производственных процессах. Роль государства в процессе действительно является беспрекословно важной, но действия стейкхолдеров должны быть согласованными, и скоординированность является крайне важной для защиты национальных интересов на международной арене.
Ранее ЭлектроВести писали, что Кабмин поддержал создание в Украине Бюро экологического страхования. (ЭлектроВести по материалам interfax.com.ua/Энергетика Украины и мира)