Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: смогут ли водородные авто составить конкуренцию электрокарам

В начале сентября мы с командой «Украинского водородного совета” сертифицировали первый “водородный автомобиль” в стране. Это новый этап как в развитии автомобильной отрасли, так и сферы альтернативной энергетики.

В отличие от бензина водород не дает вредных выбросов и возвращается в окружающую среду в виде воды.

На сегодня имеем уже два “автомобиля будущего”. Итак, начало развития инфраструктуры для водородного транспорта в Украине заложено.

Когда же водородные авто станут обыденностью отечественных дорог и будут ли они альтернативой популярным ныне электрокарам?

Почему традиционное горючее остается в прошлом?

Транспортные технологии менялись в течение тысяч лет и определяли ход самой истории человечества.

Вспомним о создании паровоза и железнодорожной инфраструктуры, которые позволили не только значительно ускорить транспортировку грузов и пассажиров, но и стали основой для промышленной революции.

Сейчас мы начинаем новый цивилизационный этап, когда климатические изменения и новейшие экологические энергоресурсы будут определять, как мы будем передвигаться и перевозить грузы в XXI веке.

Последние десятилетия характеризовались значительным ростом численности населения в мире и быстрым расширением транспортной инфраструктуры. Сейчас на нее приходится почти 25% глобальных выбросов парниковых газов.

Так как в развивающихся странах, будет увеличиваться количество личных авто, в течение следующих 30 лет объем вредных выбросов может удвоиться.

Кроме СО2, автомобили на традиционном топливе выбрасывают в атмосферу оксид азота и оксид серы, которые отвечают за ухудшение здоровья населения, кислотные дожди и другие негативные явления современности.

Ограничения, применялись через COVID-19, дали нам некоторое представление о возможности быстрой очистки окружающей среды.

На пике глобального блокировки, когда движение транспорта почти остановился, объем глобальных выбросов упал на 17%. Конечно, остановка нормальной повседневной жизни и экономики не может продолжаться слишком долго.

Но стремление к более экологичной городской среде заставляет искать другие пути уменьшения выбросов.

В Европе распространяется инициатива закрытия исторических кварталов с целью создания зон с ограниченными выбросами – пока туда можно заехать или на гибриде, или на электрокаре.

Безусловно, при передвижении в пределах города электрокары очень удобны. Но когда нам нужно междугороднее сообщение или грузовые перевозки, то в этих условиях единственным экологическим видом транспорта является водородный автомобиль.

Преимущества использования водорода

Водород может использоваться как топливо в обычном двигателе внутреннего сгорания. Такие автомобили на водородном топливе уже производятся на заводах Toyota, Honda и Hyundai.

Заинтересованы в развитии этого направления и в Daimler, Audi, BMW, Ford, Nissan и других крупных предприятиях.

Кроме того, водородные топливные элементы могут производить электрическую энергию для электродвигателя – следовательно, появляется возможность полностью отказаться от двигателя внутреннего сгорания. Авто на топливных элементах также производят крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

Основное преимущество внедрения топливных элементов – высокий КПД, который составляет 45% и более. В то же время КПД современного автомобильного двигателя внутреннего сгорания достигает лишь 35%.

Среди существенных преимуществ следует назвать и скорость заправки водородных двигателей. Обычному легковому автомобилю требуется 3-5 минут, чтобы получить полный бак и проехать примерно 500 км.

Собственно, водородное топливо обеспечивает такое же время дозаправки и запас хода, и традиционное ископаемое топливо. Это очень важный момент для принятия решений потребителями, которые хотели бы перейти на автомобили с нулевым уровнем выбросов.

Другими причинами интереса к водородному транспорта риски роста цен на традиционные энергоносители, дефицита топлива, а также естественное стремление стран к энергетической независимости и избежания ценового диктата со стороны стран-экспортеров нефти и бензина.

Водородные автомобильные технологии шагают миром и Украиной

Между тем быстрое распространение водородных авто, которое некоторым до сих пор кажется далеким футуристическим будущим, становится настоящим для развитых стран и рынков.

Первый в мире серийный автомобиль на топливных элементах поступил в продажу 7 лет назад. Это была Toyota Mirai, от японского слова “Мира”, что означает “будущее”.

На конец 2019 глобальные продажи этого авто достигли 10 250 единиц (в США было продано 6200 авто, в Японии – 3500). В октябре 2019 компания-производитель представила второе поколение Toyota Mirai.

По улицам Парижа ездят автомобили под брендом Hype – это первый в мире парк водородных такси. Hype-такси уже проехали более 4400000 километров, перевезли более 650 000 пассажиров и сохранили от попадания в воздух более 2 тонн оксида азота.

В Абердине (Шотландия) были официально введены в эксплуатацию первые в мире двухэтажные автобусы с водородным двигателем.

Проект является частью обязательства местных властей по превращению Абердина в город с нулевым уровнем выбросов. Пассажиры говорят, что автобусы работают “практически бесшумно”, а их заправка длится примерно 10 минут.

Кстати, только первый водородный автомобиль в Украине был зарегистрирован, в Украинский водородный совет обратились предприниматели, которые сейчас уже развивают заправочные водородные станции по всему миру.

Они показали готовность создавать заправки для водородных авто и в нашей стране. Действительно, сейчас дело за постепенной развитием инфраструктуры для водородного транспорта в целом, ведь водород – это экологическое топливо не только для авто, но и для поездов и самолетов.

Так, в начале сентября из Германии во Францию прибыл поезд Coradia iLint – это первый в мире пассажирский поезд, работающий исключительно на водородных топливных элементах.

По словам министра транспорта Франции, этот поезд является транспортом будущего. Допустимость использования водорода на железной дороге имеет для французов огромное значение, ведь в них почти половина железнодорожной сети не электрифицирована.

Для нас в Украине возможность реализации таких масштабных проектов пока звучит как фантастика. Но это пока.

Среди дальнейших шагов Водородной совета – сертификация еще одного автомобиля и создание первой водородной заправки в Украине. Кроме того, мы с командой, а также все украинское экспертная среда пока разрабатываем водородную Стратегию для нашей страны.

Мы знаем, что сделать, чтобы путями Украины через 2-3 года ехали сотни водородных авто, и активно приближаем это время. Ведь водород – это следующий шаг нашей цивилизации, и Украина должна его сделать вместе со всем развитым миром. (Александр Репкин, президент энергетической ассоциации “Украинский водородный совет”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version